Комитет по образованию Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Районный методический кабинет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретический вопрос Что такое педагогическая мастерская? МОУ лицей 1 Г. Пролетарск Презентация руководителя МО по воспитательной работе: Доля Е.А.
Advertisements

Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКиППРО)
Современные образовательные технологии на уроках литературы. « Творческая мастерская построения знаний» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 им.
Учитель географии ГОУ ЦО 1830 ЮВАО г.Москва Барамидзе В.Б. МОСКВА 2012 МАСТЕР-КЛАСС НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ.
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Мастер-класс «Организация мобильного социального обслуживания граждан, проживающих в отдаленных районах сельской местности» БУ ХМАО – Югры «Методический.
Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе Фельдман С.К. Зам. директора по НМР МБОУ СОШ 14.
Педагогическая мастерская технология обучения ЦельЦель Научны е идеи Системы действий учителя и учащихся РезультатыРезультаты Технологичес кие этапы Критерии.
Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов.
Педагогическая мастерская. 1. Вызов традиционной педагогике. 2. Личность с новым менталитетом. 3. Все способны. 4. Интенсивные методы обучения и развития.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
МОУ СОШ п. Сибирский, Мозер Н.Н.. Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ МОБУ «Новоалександровская СОШ» год.
Педагогическая мастерская как одна из форм проведения урока самопознания.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 4, сентябрь 2011 г. Творческая мастерская СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна.
Транксрипт:

Комитет по образованию Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Районный методический кабинет

Основные виды повышения квалификации педагогов Виды постдипломного образования Основная форма работы Новообразова ния Психолого- педагогический консилиум Совещание, взаимная консультация Знания Методические объединения Разработка и обсуждение методик, приемов; доклады, обсуждения Знания Школа профессионального мастерства Научно-исследовательская деятельность, анализ; тренинг, семинары Новые сложные научные знания Школа передового опыта Лекции, комментарий разработок, пассивный просмотр уроков Знания идеи Педагогическая студия Показ, самоанализ, обсуждение Знания идеи

Основные виды повышения квалификации педагогов Педагогический совет Лекция, семинар, тренинг Знание, самообразование Творческие микрогруппы Разработка нового Новый продукт совместной работы Кружок качества Мозговой штурм Алгоритм решения проблемы – тактика деятельности Школа исследователя Научно- исследовательская подготовка Знания образца выполнения ЛабораторияЭксперимент Практические знания Педагогическая мастерская Демарш, основанный на практическом исполнении Концептуальные и практические знания авторской педагогической системы

Знания, теория, передовой опыт – хорошо, но как это применять? Проблема – необходимость практической отработки отдельных педагогических умений. Решение – обучение в профессиональной мастерской. Назначение профессиональной мастерской – создание практической реализации теоретических знаний в грамотной практической деятельности на разных уровнях профессионализма педагогов. Основной смысл – усвоение и присвоение педагогических умений.

Феномен – « мастерская» Феномен – « мастерская» Мастерская является местом постижения секретов профессии, роста профессионализма.

Профессиональная мастерская педагога

Что дает педагогу участие в работе мастерской? Педагог расширяет свой профессиональный опыт; Идет переосмысление теоретических положений, умозрительных выводов через практическую деятельность; Эта работа способствует целенаправленному приращению опыта; Дает возможность каждому педагогу конструировать грамотную профессиональную деятельность по средствам приобретенных профессиональных новообразований; Развивает активность, инициативу.

Слагаемые мастерской Субъектные мастер-практик профессионалы-коллеги профессионалы-коллеги воссоздаваемая в модели профессиональная воссоздаваемая в модели профессиональная деятельность деятельность Объектные содержательные новообразования в профессиональном опыте обучающихся профессионализм мастера профессионализм мастера предметные предметные практика практика воспроизведение умения «здесь и сейчас» воспроизведение умения «здесь и сейчас» присвоение идеи (преломление умения на себя) присвоение идеи (преломление умения на себя)

МОДЕЛЬ МАСТЕРСКОЙ практика опыт практика идея опыт подмастерье мастер

РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ИДЕЯ МАСТЕРА Новая идея Научение новым умениям Преломление на себя новых умений – рационализатор Получение через приобретенное умение новой идеи - новатор

Классификация Классификация I тип по методу проведения непосредственная – проводится в классе с участием детей опосредованная – «имитация» обучающего процесса опосредованная – «имитация» обучающего процесса II тип по сфере умений социально-психологическая сфера – формирование моторно-двигательных умений, речевых умений, умений педагогической техники и т.п. социально-психологическая сфера – формирование моторно-двигательных умений, речевых умений, умений педагогической техники и т.п. сфера взаимодействия педагога с детьми – педтехнология и т.п. сфера взаимодействия педагога с детьми – педтехнология и т.п. сфера социально-личностного отношения – умения духовного порядка и т.п. сфера социально-личностного отношения – умения духовного порядка и т.п. III тип по характеру присвоенного опыта опыта Элементарная – выстраиваются элементы опыта Аналитическая – праксиологический анализ Новационная – выстраивание новационного опыта Инновационная – выстраивание инновационного опыта

Принципы и правила ведения мастерской Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера руководителя мастерской. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Принципы и правила ведения мастерской Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

Принципы и правила ведения мастерской Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

Принципы и правила ведения мастерской Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. д. Такая организация содействует появлению чувства свободы. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них, В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с участниками например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Элементарная мастерская – «мастерская построения знаний» Мастер-педагог берет теоретический аспект или разные позиции по данному аспекту, прочитывает и поясняет положения практическими примерами. Участникам мастерской раздаются выдержки из монографий и дается 30 мин., чтобы сделать анализ текста с практическими примерами, по аналогии с увиденным. Также в элементарных мастерских можно давать умения работы по выстраиванию ассоциативных рядов и их анализу, умения проводить диагностику образовательного процесса, обучение выстраиванию и анализу рефлексии, составлению тестов, определению уровня обучаемости и обученности, умения ориентироваться в современной терминологии с преломлением ее на практику и т.п. Такая мастерская может включать группу от 10 до 20 человек. Занятие длится около 1,5 ч.

Аналитическая мастерская В данной мастерской идет переосмысление практики педагогов, дающих хорошие результаты. Педагоги просматривают методику или метод, прием, который улучшает профессиональную практику, делают совместный анализ и выявляют теоретические обоснования увиденному. Педагоги апробируют, присваивая данное умение. Например: элементы модульного обучения, методику КТД, метод педагогической поддержки, алгоритм создания ситуации успеха, педагогический инструментарий (голос, мимика, умение правильно выстроить мизансцены урока и др.). Количество участников данной мастерской не может превышать 10 человек. Процесс обучения делится на 2 и более занятий, чтобы педагоги смогли практически отработать присвоенные умения.

Новационная мастерсткая Мастер-новатор показывает новацию: новый вариант или комбинацию профессиональных умений, которая дает более эффективный результат в профессиональной деятельности. Потом мастером проставляются акценты на новом, повторно показываются с комментарием. Каждый педагог-подмастерье пробует новое сочетание умений по очереди, мастер просматривает и вносит определенную коррекцию. Домашним заданием будет отработка через внедрение в каждодневную практику усвоенного умения построения профессиональной деятельности. По окончании срока отработки, мастер просматривает результат с последующим самоанализом и анализом. Количество педагогов в такой мастерской – 5-6 человек. Временные рамки мастерской: 1 часть – до 1,5 ч. работает мастер, затем каждый педагог по 30 мин.; 2 часть – 1-2 недели - индивидуальная педагогическая деятельность; 3 часть – до 3 часов – просмотр результата.

Инновационная мастерская В данной мастерской обучаются педагоги с высокой степенью профессионализма, а мастер является суперпрофессионалом, представляющим новую профессиональную позицию, более прогрессивную, освоенную и методологически обоснованную Мастером идет предъявление процесса: практическое, теоретическое, мировоззренческое. Такие мастерские – длительные. Содержание таких мастерских может наполняться умениями, необходимыми для следования по авторским программам, методикой педагогики ненасилия, нежной педагогики и др.

Обязательные приемы мастерской «Разрыв» Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием. «Разрыв» необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т. п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась. «Разрыв» необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т. п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.

Обязательные приемы мастерской «Рефлексия» «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чём-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...» В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...»), и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией. В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...»), и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией.

Обязательные приемы мастерской «Творческий процесс» В мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое.

Обязательные приемы мастерской «Ассоциации» Большую роль в создании творческого процесса в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию». Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой- то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников. Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой- то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников. Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения. Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.

Построение мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному алгоритму Алгоритм «точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа». Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида.

Этапы мастерской Индуктор Индуктор первое задание (проблемная ситуация- начало) в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во- первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

Этапы мастерской Самоконстукция и социоконструкция Создание творческого продукта индивидуально (самоконструкция) или в групповом взаимодействии (социоконструкция). Основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

Этапы мастерской Социализация «Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.

Этапы мастерской Разрыв и рефлексия Разрыв - сопоставление всеми участниками полученных результатов. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение участниками соответствующих заданий. Рефлексия - это отражение чувств, возникших у участников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и учеников; это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской, осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате преодоления его волевым усилием.

ИндукцияСамоконструкцияСоциоконструкцияСоциализацияАфишированиеРазрывРефлексия Алгоритмы организации мастерских Алгоритм 1 (классический)

Слово мастера индивидуальная работа с полученной информацией работа с литературой составление и сбор вопросов по изученной теме выбор вопроса каждой группой работа с литературой панель - слово мастера формулирование выводов социализация. Алгоритмы организации мастерских Алгоритм 2

Индукция - панель - работа с литературой - обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы каждым - социализация в группе - поиск гипотезы каждым - выбор наиболее вероятной гипотезы в группе - социализация - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов - коррекция - обмен проблемами - оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация). Алгоритмы организации мастерских Алгоритм 3

Индуктор - создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка - описание свойства продукта - обмен описаниями -воспроизведение модели по описанию - обмен построенными моделями -уточнение описания модели - слово мастера - использование на практике каждым из участников группы - обмен заданиями в группе - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами - корректировка моделей. Алгоритмы организации мастерских Алгоритм 4

Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования - обнародование проблемы - каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам - формулирование обшей темы исследования - создание банка данных - план исследования – работа по плану индивидуальная, парная, групповая - обсуждение в группе – оформление первого результата - представление - каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) – работа над заданиями – оформление и представление второго результата исследования – индивидуальное размышление о проблеме – подготовка и оформление индивидуальных результатов. Алгоритмы организации мастерских Алгоритм 5

Разговор в группах по новой теме – панель – в группах привести пример нового понятия – группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием – группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи – коррекция – группы представляют свои примеры на доске – вопросы других групп – коррекция – группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию. Алгоритмы организации мастерских Алгоритм 6

Индукция – творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – новый продукт – коррекция своей деятельности – соотнесение с достижениями культуры. Алгоритмы организации мастерских Алгоритм 7