Двадцать шестое октября. Понятие о сложноподчиненном предложении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложноподчиненные предложения.
Advertisements

Сложноподчинённое предложение. 9 класс.
Сложноподчинённое предложение Урок русского языка.
Тема: Виды сложноподчиненных предложений. СПП с придаточными изъяснительными и определительными.
Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных..
145 Всего заданий Время тестирования мин. Введите фамилию и имя Тест По русскому языку, теме «Сложное предложение» Начать тестирование.
Сложноподчинённое предложение. Вспомним. Какие предложения мы называем сложноподчинёнными? Назовите, где может находиться придаточное предложение по отношению.
Урок русского языка в 9 – м классе на тему :. * Задачи: 1. Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных.
Определение вида связи (подчинение, сочинение, бессоюзие) между частями сложного предложения.
Тема урока: Виды сложноподчиненных предложений. Создание рисунка в векторном редакторе.
Сложноподчиненные предложения. Проблемный вопрос: Является ли предложение Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным вавилонским царём Навуходоносором,
Тема: Виды сложноподчиненных предложений. Создание рисунка в векторном графическом редакторе
Значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Урок русского языка в 9 классе компенсирующего обучения.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ «Заговори, чтобы я тебя увидел.»
Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных. Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Сложные предложения бессоюзныесоюзные Сочинительные союзы подчинительные союзы и союзные слова СПП ССП определительные изъяснительные обстоятельственные.
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Создание проекта страницы электронного учебника по русскому языку для 9 класса «Сложноподчиненное предложение и его особенности»
Союзные слова: что, как, куда, где, зачем… Союзы: что, как, как будто… Частица: ли Вопросы косвенных падежей СПП с придаточным изъяснительным.
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
Транксрипт:

Двадцать шестое октября. Понятие о сложноподчиненном предложении

Из предложения выпишите все словосочетания, укажите их структурную схему, определите их грамматическое значение. Осеннее солнце несмело на город печальный взглянуло. осеннее солнце – прил. + сущ.; определительное значение взглянуло несмело – глагол. + нар.; обстоятельственное значение взглянуло на город– глагол. + сущ. в вин. п.; дополнительное значение город печальный – сущ.+ прил.; определительное значение

Вспомните и назовите основные виды сложных предложений. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное. Какое из них вы могли бы ассоциативно сравнить со словосочетанием? Какие ассоциации возникают у вас при сопоставлении этих синтаксических единиц? В сложноподчиненном предложении так же, как и в словосочетании, 1. связь подчинительная; 2. одна часть главная, другая зависит от нее; 3. связь между частями устанавливается по вопросу. [ ], ( ) [ ], ( )

[ ],( подчин. союз, союзное слово ) [ ],( подчин. союз, союзное слово ) Главная часть (главное предложение) Придаточная часть (придаточное предложение)

Продолжим игру в ассоциации. Сопоставляя СПП со словосочетаниями, попробуйте определить значение придаточных частей СПП. 1. Это была книга, которую я помнил с детства. [Это была книга], (которую я помнил с детства). какая? 2. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка. [Летом я отдыхал в деревне], (где живет моя бабушка). какой? 3. Было это еще в ту пору, когда люди читать не умели. [Было это еще в ту пору], (когда люди читать не умели). какую?

Что объединяет придаточные в этих предложениях? Все эти придаточные отвечают на вопрос КАКОЙ? и относятся к существительному, которое находится в главной части, т. значение всех этих придаточных - ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ Итак, мы сделали «открытие» – «открыли» один из видов придаточных предложений – придаточное ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ. Именно так и называют его лингвисты. [ сущ ],( союзное слово ) [ сущ ],( союзное слово ) какой?

Определить значение придаточных частей следующих СПП. 1. Я и не думала, что все это вас так взволнует. [Я и не думала], (что все это вас так взволнует). о чем? 2. Легко себе представить, что я чувствовал. [Легко себе представить], (что я чувствовал). что? 3. Никто не видел, как это произошло. [Никто не видел], (как это произошло). чего?

Что объединяет придаточные в этих предложениях? Все эти придаточные отвечают на вопросы косвенных падежей и, если соотнести их с зависимым словом в словосочетании, то их значение - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ Итак, мы «открыли» еще один вид придаточных предложений – придаточное ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ. Именно так и называют его некоторые лингвисты. Но есть у него и еще одно название – придаточное ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ. Договоримся и мы пользоваться этим термином. [ ],( союз, союзное слово ) [ ],( союз, союзное слово ) ?? косв. падежей

Есть в русском языке еще один вид придаточных, включающий в себя самое большое количество разнообразных придаточных. Можете ли вы выдвинуть гипотезу о названии этого вида придаточных? Придаточные обстоятельственные. На какие вопросы будут отвечать эти придаточные? На вопросы обстоятельств: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др.

Определить значение придаточных частей следующих СПП. 1. Я это сделаю, когда вернусь домой. [Я это сделаю], (когда вернусь домой). – прид. обст. времени 3. Цветы завяли, потому что в вазе не осталось воды. [Дорогою свободной иди], (куда влечет тебя свободный ум).- прид. обст. места 2. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум. [Цветы завяли], (потому что в вазе не осталось воды). _ прид. обст. причины когда? куда? почему?

Задание: Составить схемы сложноподчиненных предложений, определить вид придаточных в них. 1.Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 2. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки. 3. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу. 4. Хорошо бродить в поле, когда колосится рожь. 5. Окна завесили шторами, чтобы свет не беспокоил больного. 6. Кто знает, что такое старость?

1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна. (Л.Н.Толстой. Детство)

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде. (Л.Н.Толстой. После бала)