Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…. «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема любви в лирике А.С.Пушкина. К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях.
Advertisements

МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.
М огу л ь н а красоту в зирать без у миленья ? Пушкинская лирика- молитвенная…
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст. Казлук Реферат Реферат Наталья Николаевна Гончарова в стихах и письмах.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
« Мадонна » (1830),
Наталья Гончарова в письмах и стихотворениях А.С.Пушкина.
А. С. Пушкин. Лирика любви Любви все возрасты покорны…. Любви все возрасты покорны…. А.С.Пушкин А.С.Пушкин.
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина. Цель: изучение любовной лирики А.С.Пушкина; изучение любовной лирики А.С.Пушкина; раскрытие ее духовного потенциала;
Презентация по теме: О женщине с ребёнком на руках
Болдинская осень
(сонет) Творящий дух и жизни случай В тебе мучительно слиты, И меж намеков красоты Нет утонченней и летучей… В пустыне мира зыбко-жгучей, Где мир мираж,
Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина «Говорите мне о любви…»
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: "Любовная лирика А.С.Пушкина"
«Говорите мне о любви…» Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина Дисембаева А.И. учитель русского языка и литературы МКОУ « Сетовенская СОШ «
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Грицовская сош им.Д.С.Сидорова» Районный конкурс исследовательских работ, посвященных 210- летию со дня рождения.
Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку… В.Жуковский.
Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина Подготовила ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта.
Мне дорого любви моей мученье – Пускай умру, но я умру любя! «Желание» Любовная лирика Пушкина…
Любовная лирика А.С. Пушкина Любви все возрасты покорны, Ёе порывы благотворны… А.С. Пушкин.
Транксрипт:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни». А.А. Блок А что для вас значит это имя? Согласны ли вы с А. Блоком?

Мой Пушкин Для меня в Пушкине самое важное и ценное – его оптимизм – жизнелюбие, вера в торжество добра, умение ценить каждый миг жизни, умение принимать жизнь со всеми ее радостями и горестями. А оптимизм Пушкина не может не удивлять.

С детских лет судьба не баловала его… Нелюбимый ребенок в семье. Н. Рушева «На руках у Надежды Осиповны».

Поднадзорный ссыльный в забытом богом и людьми селе Михайловском. Отец – личный тюремщик.

Личное высочайшее покровительство – возвращение из ссылки после восстания декабристов и освобождение от обычной цензуры. Отныне царь – личный цензор, не дающий хода его лучшим произведениям.

Вечное безденежье, унизительное, двусмысленное положение: младший придворный чин камер- юнкера и обязанность жить в Петербурге и являться на придворные балы с красавицей женой, невозможность выйти в отставку, что лишало бы поэта возможности работать в исторических архивах. Н. П. Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу г.

Травля и трагическая смерть в 38 лет.

Откуда же в этом человеке столько света, надежды, веры, любви к жизни?

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило. П.Ф.Соколов. Портрет Пушкина.

Пушкину свойственно удивительно мудрое отношение к жизни: поэт принимает жизнь с ее горестями и невзгодами, во всей ее сложности. А еще он умеет ценить каждое мгновение жизни, наслаждаться теми радостями, которые она дает. А.С.Пушкин. Портрет работы К.П.Мазера год.

«Вот уже четыре месяца, как нахожусь в глухой деревне – скучно … Уединение мое совершенно», - пишет Пушкин в декабре 1824 года. Пушкин на прогулке. Художник В.А. Серов год

Зима. Что делать нам в деревне? (1829 год) Вот вечер: вьюга воет; Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет; По капле, медленно глотаю скуки яд. Читать хочу; глаза над буквами скользят, А мысли далеко... Я книгу закрываю; Беру перо, сижу; насильно вырываю У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет... Теряю все права Над рифмой, над моей прислужницею странной. Стих вяло тянется, холодный и туманный. Усталый, с лирою я прекращаю спор, Иду в гостиную; там слышу разговор О близких выборах, о сахарном заводе; Хозяйка хмурится в подобие погоде, Стальными спицами проворно шевеля, Иль про червонного гадает короля. Тоска! Так день за днем идет в уединенье! Найдите ключевое слово-настроение.

Но если под вечер в печальное селенье, Когда за шашками сижу я в уголке, Приедет издали в кибитке иль возке Нежданная семья: старушка, две девицы (Две белокурые, две стройные сестрицы), Как оживляется глухая сторона! Как жизнь, о боже мой, становится полна! Сначала косвенно-внимательные взоры, Потом слов несколько, потом и разговоры, А там и дружный смех, и песни вечерком, И вальсы резвые, и шепот за столом, И взоры томные, и ветреные речи, На узкой лестнице замедленные встречи; И дева в сумерки выходит на крыльцо: Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо! Но бури севера не вредны русской розе. Как жарко поцелуй пылает на морозе! Как дева русская свежа в пыли снегов! Найдите ключевую строчку-настроение.

Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас! Полнее стакан наливайте! На звонкое дно В густое вино Заветные кольца бросайте! Подымем стаканы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! Ощущение радости, полноты жизни рождается от соприкосновения с молодостью и красотой. Ощущение ценности каждого мига жизни рождает гимн жизни – «Вакхическиую песню».

В Пушкине меня покоряет гармония ума и сердца. Обладая глубоким аналитическим умом, Пушкин не только выносит приговор ее темным сторонам, но и наслаждается ее радостями, ценит вечное: красоту, любовь, творчество. А. С. ПУШКИН Портрет работы В. А. Тропинина.

ЭЛЕГИЯ Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Первая строфа носит отпечаток горестных размышлений и тяжелых переживаний. Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Вторая строфа уравновешивает первую утверждением ценности жизни, и далее стихотворение все более и более наполняется радостью бытия. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.

В «Элегии» поэт определяет свое творческое и человеческое кредо: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Что же давало Пушкину силы жить, не падать духом? Ощущение внутренней свободы даже в заточении давало творчество. Это о нем Пушкин писал: «Свободен вновь, я жду союза волшебных звуков, дум и чувств».

Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", 3 главы романа "Евгений Онегин", 90 лирических стихотворений, окончена поэма "Цыганы". Через 10 лет Пушкин написал об этом времени: Здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня И я воскрес душой.

Книги были верными друзьями поэта всю жизнь. Пушкин был одним из лучших русских читателей. Читает, делает на полях десятки заметок. На петербургскую квартиру Пушкина книги из деревни доставляли на 12 подводах. Умирает говорит книгам: «Прощайте друзья».

Любовь – второй ангел- хранитель Пушкина. Она – «гений (божество) чистой красоты». Женская красота для Пушкина – источник жизни, вдохновения, наслаждения. Н. Рушева «Пушкин и Керн»

Могу ль на красоту взирать без умиленья, Без робкой нежности и тайного волненья. Мария Раевская

Е. К. Воронцова. П. Ф. Соколов. Могу ль на красоту взирать без умиленья, Без робкой нежности и тайного волненья.

Портрет Анны Алексеевны Олениной Могу ль на красоту взирать без умиленья, Без робкой нежности и тайного волненья.

Наталья Пушкина Красавица. Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сиянье исчезает. Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце ни питал Ты сокровенное мечтанье, Но встретясь с ней, смущенный, ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты.

Идеалом красоты, женственности, материнства для Пушкина была Мадонна Рафаэля.

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков В простом углу моём, средь медленных трудов Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Рафаэль. Мадонна Грандука. Мадонна.

Портрет Н. Н. Пушкиной работы А.П. Брюллова Исполнились мои желанья. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейший прелести чистейший образец.

Внутренняя свобода, жизнелюбие, умение ценить каждый миг жизни, мудрое приятие жизни во всей ее сложности – это то, что дорого мне в Пушкине.

Домашнее задание. Прочитать статью «Лицей». Подготовиться к опросу, письменно ответив на вопросы: 1.«Какова роль Лицея в формировании личности Пушкина?» 2.Кто из лицеистов стали друзьями Пушкина? Какие их качества особенно ценил Пушкин?