Качество речи Выполнила Шарнина Юлия ученица 11класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура речи. Культура речи понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые.
Advertisements

Речевое оформление сочинения Критерии: Речевое оформление сочинения Критерии: Смысловая цельность Смысловая цельность Связность Связность Логичность Логичность.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Качества речи Краткая характеристика Проявление в различных стилях Правильность Соблюдение орфографических, орфоэпических, пунктуационных, грамматических,
Тема 4. Культура речи Тема 4. Культура речи Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения,
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Система коммуникативных качеств речи. Цель лекции – освоение студентами базовых понятий дисциплины: иметь представление о языковой и коммуникативной компетенции,
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Транксрипт:

Качество речи Выполнила Шарнина Юлия ученица 11класса

Цель: Формирование и развитие самостоятельного лингвистического мышления ; Совершенствование языковой и речевой грамотности

Культура речи понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения» ; раздел лингвистики, в котором устанавливаются и обосновываются нормы устного и письменного литературного языка.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.

Основные признаки нормы: Относительная устойчивость Общеупотребительность Обязательность

Существуют нормы: Лексические Фразеологические Словообразовательные Грамматические (морфологические и синтаксические) Орфографические Пунктуационные Стилистические Орфоэпические (произносительные)

Достоинства речи Точность речи - коммуникативное качество речи, состоящее в отражении ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативного замысла говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов. Точность речи достигается на основе четких представлений о значениях слов, умения точно употреблять синонимы, разграничивать употребления многозначного слова.

Уместность речи Это строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата. Уместность речи предполагает умение пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения. Выделяют уместность стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую. Уместность речи обеспечивается верным пониманием ситуации и знанием стилистических особенностей слов и устойчивых оборотов речи.

Богатство речи Богатство речи - набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью человека выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами. Богатство речи связано с разнообразием используемых говорящих средств выражения мысли, синонимов, способов построения высказывания, организации текста. Для достижения этого качества необходимо пополнять свой словарный запас путем чтения литературы, периодической печати, обращать внимание на грамматические и стилистические особенности читаемых текстов, вдумываться в оттенки значений слов, замечать штампы, избитые фразы.

Выразительность речи Выразительность речи - качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания его мысли. Выразительность речи достигается использованием художественных приемов, речевых фигур и тропов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз.

Чистота речи Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). Чистота речи достигается на основе знания человеком стилистической характеристики употребляемых слов, продуманности речи и умения избегать многословия, повторов и слов-сорняков (значит, так сказать, так, собственно говоря, как бы, типа).

Логичность речи Логичность речи - это логическая соотнесенность высказываний друг с другом. Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное и последовательно развивать мысль. Предметная логичность заключается в соответствии семантических связей и отношений единиц языка и речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности.

Ясность речи Ясность речи - это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания. Ясность речи достигается ее правильностью и точностью в совокупности с вниманием говорящего к осведомленности и речевым навыкам собеседника. Ясность речи связана с желанием говорящего сделать свою речь удобной для восприятия партнером по общению. Ясность очень важна для действенности речи.

Известный современный лингвист М. В. Панов среди основных признаков литературного языка называет такие, как язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык. Последнее сознательная кодификация языка прямая задача культуры речи: с появлением литературного языка появляется и «культура речи». Кодифицированные нормы литературного языка это такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Культура речи начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и выбор этот далеко не однозначен. Cсовременный русский литературный язык, может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, но не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои нормы. Постоянное наблюдение за развитием и изменением норм одна из основных задач лингвистической науки о культуре речи.

Культура речи (основные значения): Это раздел филологической науки, изучающей речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком; это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы, которые говорят о ее коммуникативном совершенствовании; это совокупность навыков и знаний человека.

Издания: 1913г-В. И. Чернышева «Чистота и правильность русской речи», 1929г-Книга под названием «Культура языка» написана Г. О. Винокуром Г. О. Винокуром 1930-е годы -о «культуре русского языка»-С. П. ОбнорскийС. П. Обнорский 1948 выходит книга Е. С. Истриной «Нормы русского литературного языка и культура речи»Е. С. Истриной 1952 год- создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР и его возглавляет С. И. Ожегов, под редакцией которого с 1955 по 1968 г. выходят непериодические сборники «Вопросы культуры речи».Института русского языка АН СССРС. И. Ожегов 1992 г. вышел «Толковый словарь русского языка», авторами которого названы С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Е.А.Влодавская Единый Государственный Экзамен ( поурочное планирование) – М.: Экзамен, 2007