Презентация к уроку (литература, 6 класс) по теме: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сделали Ученики 6 Б класса Новиков Семен Евсейчик Кирилл Стихотворение Где гнутся над омутом лозы Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет,
Advertisements

Сделали Ученики 6 Б класса Новиков Семен Евсейчик Кирилл Стихотворение Где гнутся над омутом лозы Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет,
Пейзажная лирика русских поэтов ХIХ века. Русская природа – неисчерпаемый источник поэзии.
Писатели и поэты веков Автор: Ячменёва Анастасия.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Евгений Абрамович Баратынский Поэт пушкинской плеяды. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе,
Баратынский Евгений Абрамович «Что с нею, что с моей душой?»
Пушкин Александр Сергеевич «Гонимы вешними лучами…»
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ Где гнутся над омутом лозы…. Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА.
Урок литературы в 6 классе.. 1. Познакомить учащихся с основами сопоставительного анализа лирических произведений на примере стихов Я. П. Полонского и.
МКОУ СОШ п. Орлецы Кировской области Нагорского района учитель русского языка и литературы Венгренюк Ольга Ивановна.
( гг.) стихи мелодичны и напевны; глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм; в стихах есть грань реального и фантастического, будничных.
Образ природы в стихах русских поэтов. Афанасий Афанасьевич Фет.
Что такое « град из летучих облаков »? Яков Петрович Полонский.
Урок литературы 8 класс Программа А.Г. Кутузова Автор: Панченко И.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 44 Г. Томска.
Урок внеклассного чтения в 4 классе Подготовила: учитель начальных классов Губарева Людмила Владимировна.
Времена года в стихах русских поэтов Времена года в стихах русских поэтов Выполнила ученица 5 «а» класса Хатасской СОШ Ивановой Кюннэй Ивановой Кюннэй.
Путешествие в мир поэзии Тема природы в лирике русских поэтов 19 века.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 12 Внеурочное мероприятие Весенний променад по светским салонам.
Транксрипт:

Антонова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы в МБОУ « Болоховская ООШ 2» Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Цели: -пробудить интерес к русской поэзии; -понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; -прививать любовь к родной природе.

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев. Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер- офицером в Финляндии. Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии. За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм. Умер во время путешествия за границу в Неаполе. Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер- офицером в Финляндии. Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии. За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм. Умер во время путешествия за границу в Неаполе.

« Весна, весна! как воздух чист…» Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!

1.Какие приметы ранней весны видит поэт? 2.Какой литературный приём помогает сделать картину живой? 3.Каким настроением проникнуто стихотворение? 4.Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? 5.Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 1.Какие приметы ранней весны видит поэт? 2.Какой литературный приём помогает сделать картину живой? 3.Каким настроением проникнуто стихотворение? 4.Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? 5.Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». 3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. 4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». 5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне». 1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». 3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. 4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». 5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями.

« По горам две хмурых тучи…» По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смел Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…

1.Какую картину рисует поэт? 2.Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? 3.Что вы можете сказать об отношении туч между собой? 4.Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? 5.Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? 1.Какую картину рисует поэт? 2.Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? 3.Что вы можете сказать об отношении туч между собой? 4.Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? 5.Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери- скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов. А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

« Где гнутся над омутом лозы…» Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

1.Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении? 2.Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? 3.Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз? 4.Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты? 1.Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении? 2.Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? 3.Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз? 4.Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты? Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка. Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его. Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка. Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.