Использование речеведческих навыков в процессе анализа текста. Выполнила Родионова-Алимова Н.И.,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ9 г. Кандалакша.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диалог с поэтическим тестом. Урок - впечатление о стихотворении Бунина « Густой зелёный ельник …»
Advertisements

Стихи о красоте.
Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь №2"
Моргун Лариса Анатольевна учитель начальных классов МОБУ СОШ 4.
Оценка достижений. Тест. 3 класс Школа России Учитель: Хомяк Н.А. МБОУ «НОСШ 1» ХМАО-Югра.
План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Двадцать третье ноября. Классная работа. С севера подул слабый ветерок.
Мультимедийное занятие по русскому языку Учитель Иванова Ю.В. МОУ «Средняя школа 35»
Цвет звукобукв и их смысл в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» Авторы: Пупыкина Анастасия, ученица 10 «б» класса,
Типы речи В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение.
Добрый день!. Всего удивительнее – Человек, Потом – этот мир: океаны и горы, потом - бесконечного неба просторы, И вновь – Человек. И опять – Человек…
ТЕМА УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЗАГАДКИ Не живая – а идет. Неподвижна – а ведет. Черный Ивашка, красная рубашка, Где пройдет, там след остается. Есть.
ГВ(с) РЦО Cтруктурное подразделение «ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ» Окно в мир. Моя Республика. Животный мир Республики.
ТЕМА УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЦЕЛИ: Я «ЗНАЮ» ЭТО И МОГУ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЯТАМ В ГРУППЕ. Я «НЕ ЗНАЮ» ЭТОГО И ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ ОТ РЕБЯТ. Я МОГУ ВЫДЕЛИТЬ.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с животными севера и жарких.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ремонтненская гимназия 1 С. Ремонтное год.
Урок русского языка в 8 классе Предложения с обособленными членами Учитель русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых Анна Ивановна.
Цель урока: Применяя технологию развития критического мышления, подготовить учащихся к написанию сочинения по тексту. Формировать умение работать с текстом,
Урок-проект Литература 6 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Ф.И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения. Цель урока: обрисовать зрительные.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Транксрипт:

Использование речеведческих навыков в процессе анализа текста. Выполнила Родионова-Алимова Н.И.,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ9 г. Кандалакша.

Будет тундра вечно молодая, Если в ней олени будут жить. А.Бажанов. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.

.Без оленей в тундре не обойтись. Оленя в тундре не надо кормить, он сам найдёт себе под снегом пищу..Оленья упряжка легко пройдёт там, где не пройти ни машине, ни лошади - по бездорожью, по глубокому снегу. Оленье мясо нежно, вкусно и питательно. Из шкур шьют обувь, головные уборы, верхнюю одежду. Олень- всё ещё богатство жителей тундры. Рассуждение Научно-деловой Параллельный Повтор

.Жила- была женщина. Она жила в диких оленях. У неё родился паренёк от шардуна. Однажды пришла к её веже стайка диких оленей. Эта женщина смотрит на стадо и думает: «Нет ли тут моего шардуна?» Как только она подумала, сейчас же стадо побежало прочь, а шардун(дикий олень) впереди всех. У груди женщины был маленький сынок шардуна. Он обернулся пыжиком, оленёночком, соскочил с колен матери и туда же, в тундру, за оленями побежал..Мать осталась одна. Повествование Разговорный Последовательная Местоимения, синонимы, повтор

Стройные животные, на высоких ногах, с короткими хвостами и длинными подвижными ушами..Самцы (у северных оленей и самки) имеют обычно ветвистые рога, ежегодно сбрасываемые, а весной вырастающие вновь. Волосяной покров состоит из грубой ости и нежного подшёрстка. Окраска чаще рыжеватая или бурая. Описание Научный Параллельная Синоним.

Прочитайте текст. Выявите авторскую позицию. Выясните смысл выделенных слов. В.Выхристенко. Олень. Он от погони уходил легко. Рога крутые вдоль спины стелились, И звёзды далеко и высоко В глазах его затравленных двоились. Впивалась дробь в поджарые бока, Над тундрой ало пазори качались. Была уже погоня далека, Охотники уже не улыбались. Давно последний выстрел прозвучал. Рядилась тундра в тысячи серёг. Олень вздохнул. Он не себя спасал. Он красоту тебе и мне сберёг.

Для справки. Легко- без труда, без усилий. Крутой- сильно свитый, скрученный(В.И.Даль) Стелиться- быть стлану- класть что плоское пластом, плашмя)В.И.Даль) Звезда- это христианский символ надежды, высоких человеческих устремлений, счастливой судьбы. Затравленный- от «травить»- охотясь, преследовать(зверя) с помощью собак. Впиваться- крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь. Поджарый- худощавый и мускулистый. Алый- ярко-красный. Пазори- северное сияние. Уже- окончить, завершить. Вздохнуть- отдохнуть, прийти в нормальное состояние после чего- нибудь.

Какими средствами автор создаёт образ? Он от погони уходил легко. Рога крутые вдоль спины стелились, И звёзды далеко и высоко В глазах его затравленных двоились. звукопись(д-т)- топот эпитеты(легко, крутые…) символ- звёзды.

Впивалась дробь в поджарые бока, Над тундрой ало пазори качались. Была уже погоня далека, Охотники уже не улыбались. олицетворения (дробь впивалась, пазори качались) эпитеты(поджарые, ало) повтор(уже) звукопись (р,р,р,р)-выстрелы бессоюзные сложные предложения(2)-экспрессивность бессоюзных сложных предложений позволяют выразить всю широту представлений об окружающей действительности.

Давно последний выстрел прозвучал. Рядилась тундра в тысячи серёг. Олень вздохнул. Он не себя спасал. Он красоту тебе и мне сберёг. множество звуков- многозвучие жизни, весны. Олицетворение (тундра рядилась) 5глаголов - движение, жизнь. 5 простых предложений- динамика, лаконизм.

Сравните перевод стихотворения с оригиналом. A Deer. He left the chasing far behind/ His horns were spreading sternly back. But high-far stars were doubleside Made his hunt down eyes look dead. Small shot was sticking into leany sides, And Polar Lights were scarlet over the tundra. The chasing was so far behind, That hunters didn't give a smile more. The last shot sounded a long before, The tundra dressed in thousands of jewelry. The deer breathed in deeply. He was saved. But he had saved for us the beauty. Олень. Он оставил погоню далеко позади. Его рога простирались назад. Но высокие и далёкие звёзды были двусторонние. Они делали взгляд его преследователей мёртвым Дробь застряла в худом боку, И полярное сияние заалело над тундрой. Погоня была так далеко позади, Что охотники больше не улыбались. Последний выстрел прозвучал задолго до того, Как тундра оделась в тысячи нарядов. Олень вздохнул. Он был спасён. И он спас для нас красоту.

Сопоставьте стихотворные тексты. В.Выхристенко. Олень. Он от погони уходил легко. Рога крутые вдоль спины стелились, И звёзды далеко и высоко В глазах его затравленных двоились. Впивалась дробь в поджарые бока, Над тундрой ало пазори качались. Была уже погоня далека, Охотники уже не улыбались. Давно последний выстрел прозвучал. Рядилась тундра в тысячи серёг. Олень вздохнул. Он не себя спасал. Он красоту тебе и мне сберёг. И.Бунин Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб – И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след размеренный и редкий, И вдруг прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон и ветки, Обитые рогами на бегу... О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной, Он красоту от смерти уносил!

Проверьте. критерии сравненияВыхристенкоБунин позиция авторанаблюдательпо следу описание оленяподжарый рога крутые (стелились) глаза затравленные могучий, тонконогий рога тяжёлые (к спине откинув) обстановкатундраельник состояние животногораненый (затравленный)нетронутый (свежие силы) спасение красотытебе и мне сберёгот смерти уносил синтаксические конструкции простые и сложные предложения назывные, неполные предложения. обособленные определения и обстоятельства бессоюзные сложные предложения восклицательные предложения

Аскольд Бажанов Кто сказал, что северных оленей скоро будет незачем пасти, дай, мол, срок - и техника заменит: на нее лишь сесть да завести, - и кати по тундре без боязни, прямиком, по солнцу, без дорог; на стальной машине не увязнешь, колеси и вдоль и поперек; мни березок слабенькие плечи; ели, сосны походя круши; мох и ягель вспахивай беспечно; в светлых речках траки полощи?! И замрет природа, увядая, коль красу ее не пощадить. Будет тундра вечно молодая, если в ней олени будут жить!

Домашнее задание (на выбор). А) Доработайте своё сочинение-эссе, разместите его на Молодежном портале Мурманской области Чердак ( Б) Напишите сочинение «Образ оленя (другого животного) в стихотворении…», пользуясь текстами, размещёнными на сайте (Стихи о животных, стихи про животных, о природе / Verses.ru ) о животных, стихи про животных, о природе / Verses.ru

Список использованной литературы: 1.Бажанов А.А. Солнце над тундрой. Мурманск, Бунин И. А. Поэзия. Изд. «Наследие»,Омск, Выхристенко В.И. Звёзды в полдень. Мурманск, Даль В.И. Толко́вый слова́рь живо́го великору́сского языка́.М.,Русский язык, Ожегов С.И.Словарь русского языка.М., Русский язык,1984