Образы славянской мифологии. ДАЖЬБОГ Бог Солнца и его олицетворение. В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки-русские. Покровителем и родоначальником.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Advertisements

Боги Древних славян Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое, одушевленное. И всеми повелевают боги.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
Древнеславянская культура Автор: Надежда Викторовна Желудкова, учитель истории и обществознания, МКОУ Ястребовской СОШ Ачинский район Красноярский край.
Обожествление природы. «Волокут волоком». Н. К. Рерих «Волокут волоком». Н. К. РерихН. К. РерихН. К. Рерих.
Божества древних славян К урокам литературы в 5 классе Автор работы: ученица 5 класса Сабурова Ирина Руководитель: Рассохина Ю.В. МОУ «Пепелышевская ООШ»
Язычество восточных славян План 1. Религия древних славян. Язычество. 2. Пантеон славянских богов. 3. Духи и существа.
(Сопоставительный анализ) Автор : Шмидт Юлия, учащаяся 9 класса МОУ Кытмановская СОШ 2 Руководитель: Грицук М.А., учитель русского языка и литературы Кытманово.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Сказки о животных появились самыми первыми. Эти сказки были тотемические, то есть о связи людей с животными, потомками которых люди себя считали. Герои.
Из древнерусской литературы Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Боги Славян. Подготовила Кускова Анастасия.
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой… А.С.Пушкин.
Славянская мифология. Песня птицы Гамаюн. Она поёт людям божественные гимны По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Поведу я вам повесть.
Мифология Славянские божества. Христианство существует на Руси уже более 1000 лет. Это религия единобожия, то есть люди поклоняются одному Богу. До него.
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».
Галактионова Н.В. Учитель истории и обществознания МБОУ «БСОШ»
Тема урока: « Верования восточных славян» История России, 6 класс.
Перун главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец.
ДАЖДЬБог БОГИ СЛАВЯН Податель тепла и света.. БОГИ СЛАВЯН ДАЖДЬБог.
Транксрипт:

Образы славянской мифологии

ДАЖЬБОГ Бог Солнца и его олицетворение. В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки-русские. Покровителем и родоначальником которых считалось это светоносное божество. Некоторые ученые растолковывают слово «славный» как «происшедший от Солнца», «потомок солнца».

стрибог Повелитель, верховный властитель ветров. Слово «стри» означает воздух, поветрие. «Слово о полку Игореве» называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевой тучи.

ВЕЛЕС Велес(или Волос)- славянское «скотий бог», олицетворение хозяйской мудрости. Первоначально считался звериным богом вообще и покровителем охотничьей добычей. В «Слове о полку Игореве» читаем: «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук Велеса : «Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Нова – городе, стоят стяги в Путивле».

ХОРС Божество света, родственное Дажьбогу (богу Солнца). В «Слове о полку Игореве» о князе Всеславе сказано, что он ночью рыскал волком, пробегая из Киева до Тмутаракани прежде Хорса, то есть восхода солнца.

КАРНА И ЖЕЛЯ Божества погребального обряда : Карна – олицетворение печали, Желя – беспредельного сострадания. В «Слове о полку Игореве» читаем: «А Игорева храброго полка не воскресит! По нем кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле, размыкивая огонь людям в пламенном роге».

ДИВ Див - одно из многих воплощений верховного бога Сварога (владыки Вселенной, родоначальника богов). Это вихрь-человек. Сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные. В «Слове полку Игореве» «Див кличет вверху дерева…».

СОЛНЦЕ Одно из первых божеств древних славян (наряду с месяцем и звездами). В фольклоре к солнцу обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла. То есть нечистой силы, мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия.

ВЕТЕР В «Слове…» Ярославна плачет, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты наперекор? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего лады?...»В поверьях славян ветры обычно представали существами одушевленными. Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбой о помощи как к существам живым и готовым выручить в беде.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ в «Слове о полку Игореве» Образы птиц и животных

Сокол Сокол пользовался в русском фольклоре большим почетом. Он считался воплощением небесных стихий. Сокол боевит, победоносен, неотразим в сражениях. Ему уподобляются многие сказочные герои. В «Слове…» читаем: «Далеко залетел сокол, птиц избивая – к морю!», «Уже соколам крылья подсекли саблями поганых…»

Ворон В древности считался птицей, связанной с миром мертвых, со смертью. Народная мифология уверяет: ворон черен оттого, что связан с силами тьмы. В «Слове…»: «…но часто вороны граяли, трупы между собой деля».

Кукушка Вещая птица, посвященная богине весны Желе. Она определяет долготу человеческой жизни. В народных песнях славян прилетает горевать над умершими; она – олицетворение невыносимой сердечной печали по милым умершим людям.

орел Для всех славянских народов орел - царь – птица, олицетворение гордого могущества и вольности. Бог – громовник Перун чаще всего воплощался в нем. По старинному поверью, появление орла над войском служило предзнаменованием победы.

Волк

Животное, чаще других встречающееся в фольклоре славян. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Образ волка неоднозначен. Вор и разбойник по своей звериной натуре, волк помогает человеку в сказках. Это след почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени.Но со временем почитание тотема и страх перед лютым хищником разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом, чем помщником. В «Слове…» волку уподобляются как русский князь, так и половчане.

Цветопись в «Слове о полку Игореве» «Слово» в работах мастеров Палеха

Палехская миниатюра

выступление

затмение

поход

Редуцированнные (краткие, ослабленные) гласные 12 век-времена автора «Слова…» 11 век-времена «песнетворца Бояна» Ъ и Ь на конце слов утратились Ъ (ер) = О Ь (ерь) = Е Тогда великыи Святославъ изрони злато слово… Тогда великыи Святославо изрони злато слово… Тогда Игорь возьре на светое солнце… Тогда Игоре возере на светлое солнце… Рано онъ - звонъ Рано оно - звоно

Фольклорные традиции в «Слове…" Образы и изобразительно-выразительные средства Сказово - песенный характер повествования 1.Образы языческой мифологии.1.Ритмичность. 2.Оценочное уподобление людей птицам и животным. 2.Анафора, повторы. 3.Олицетворение природы.3.Инверсия. 4.Метафоричность.4.Синтаксический параллелизм. 5.Постоянные эпитеты.5.Преобладание гласных и сочетаний гласных на конце слов. 6.Иносказание. 7.Гиперболизация. 8.Цветопись.

В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича»