образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Advertisements

Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем?. Средства создания образа героя ПоступкиРечьПейзаж Отношение к окружающим ИнтерьерПортрет.
Презентация к уроку по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Автор -учитель русского языка и литературы Бутуханова Регина Владимировна МОУ «Могойтуйская средняя.
Образ Тараса Бульбы Урок литературы в 7 классе Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что.
Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба »
Образ Тараса Бульбы. Best-ppt.ru
Николай Васильевич Гоголь ТАРАС БУЛЬБА Историческая основа повести.
1.Расставить слайды с иллюстрациями в сюжетном порядке. 2.Озаглавить каждый слайд (например: Приезд братьев в отчий дом из бурсы). 3.Подобрать цитату.
Урок литературы в 7 классе. Украйна тихо волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины Народной чаяли войны… А.С.Пушкин Полтава.
ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА» - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ О ЗАПОРОЖСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ?
Остап и Андрий, два брата,две судьбы. Сопоставление литературных героев.
Тарас Бульба – поэма о любви к родине Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852). Тарас Бульба.
Широких Алла Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ Улу-Юльская СОШ Эмблема Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе Система.
"Тарас Бульба - главный герой повести" Джураева А.А. Джураева А.А. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 27 Учитель русского языка и литературы МОУ.
Работа выполнена учеником 7 «В» класса МОУ «СОШ 4 г.Соль – Илецка» Котченко Дмитрием.
Николай Гоголь ( ) «Тарас Бульба» Гоголь и Украина. Отображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой отваги в борьбе за родную.
Николай Васильевич Гоголь Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба» Мерецкая Лариса Анатольевна Мерецкая Лариса Анатольевна учитель русского языка.
Тарас Бульба – народный герой. « А поворотись - ка, сын ! Экий ты смешной какой !....» « Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих …» (
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Годы жизни: Родился на Украине 20 марта в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Отец, Василий.
Транксрипт:

образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь ( ) Гоголь - великий русский писатель, автор бессмертных произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Мертвые души» и др. Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному - то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом «Тараса Бульбы»), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в «Ревизоре» и «Мертвых душах». Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывет не одно поколение исследователей

«Гоголь как бы опрокинул историю в будущее» (Г.А. Гуковский) «Украйна тихо волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины народной чаяли войны…» (А.С. Пушкин «Полтава») ЭПИГРАФЫ К МЕРОПРИЯТИЮ

Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни

Тарас Бульба Смысл жизни для него – это битва за свободу родины, родной земли. Обучение, науки – все это он считает для казака второстепенным в лихую годину, когда враги со всех сторон норовят захватить родину. Поэтому, только встретив сыновей, он уже мечтает о том, как познакомит их с военным делом и отправит на Запорожье Смысл жизни для него – это битва за свободу родины, родной земли. Обучение, науки – все это он считает для казака второстепенным в лихую годину, когда враги со всех сторон норовят захватить родину. Поэтому, только встретив сыновей, он уже мечтает о том, как познакомит их с военным делом и отправит на Запорожье

Остап и Андрий Если Остапу сначала тяжело давались науки, и он с большим удовольствием бы занимался подвижными занятиями, то Андрий был более усидчив и охотнее брался за грамоту. Он редко участвовал в проказах, тогда как брата его, Остапа, они влекли сильнее всего. Кроме того, Андрий был более влюбчивым, чувственным, и грубые забавы казаков несколько противоречили его тонкой натуре. Поэтому Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут прелести мирной жизни Если Остапу сначала тяжело давались науки, и он с большим удовольствием бы занимался подвижными занятиями, то Андрий был более усидчив и охотнее брался за грамоту. Он редко участвовал в проказах, тогда как брата его, Остапа, они влекли сильнее всего. Кроме того, Андрий был более влюбчивым, чувственным, и грубые забавы казаков несколько противоречили его тонкой натуре. Поэтому Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут прелести мирной жизни

Читателя поражает величие духа Тараса Бульбы, который находит самые светлые и самые действенные слова для своих собратьев, пожелавших оставить пленных в беде. Товарищество для Тараса – это «небесное братство»: «– Нет, не прав совет твой, кошевой! – сказал он. – Ты не так говоришь. Ты позабыл, видно, что в плену остаются наши, захваченные ляхами? Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих на то, чтобы с них с живых содрали кожу или, исчетвертовав на части козацкое их тело, развозили бы их по городам и селам, как сделали они уже с гетьманом и лучшими русскими витязями на Украйне. Что ж за козак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку, пропасть на чужбине?» Читателя поражает величие духа Тараса Бульбы, который находит самые светлые и самые действенные слова для своих собратьев, пожелавших оставить пленных в беде. Товарищество для Тараса – это «небесное братство»: «– Нет, не прав совет твой, кошевой! – сказал он. – Ты не так говоришь. Ты позабыл, видно, что в плену остаются наши, захваченные ляхами? Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих на то, чтобы с них с живых содрали кожу или, исчетвертовав на части козацкое их тело, развозили бы их по городам и селам, как сделали они уже с гетьманом и лучшими русскими витязями на Украйне. Что ж за козак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку, пропасть на чужбине?»

«выпала люлька с табаком», «выпала люлька с табаком», «набежала ватага, схватила под могучие плечи», «набежала ватага, схватила под могучие плечи», «не старость была виною», «сила одолела силу». «не старость была виною», «сила одолела силу». Объясните смысл выражений, использованных Гоголем в сцене пленения Тараса? Что говорят они об отношении писателя к Бульбе?

Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как «Запорожцев…». Художник работал над картиной более 13 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ. И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются…

Викторина «Маска, кто я?» Угадайте персонажа: «Отчизна моя – ты! И понесу я отчизну эту в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку… и все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!». «…он младший всех нас, но разум у него, как у старого человека…». …он всех поблагодарил казаков-товарищей за честь, не стал отговариваться молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь…» « «И это добрый вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!».

Определите, чьими словами характеризуются герои: Викторина «Маска, кто я?» «Остапу, казалось, было на роду написано битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела… Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва» «О, да это будет со временем добрый полковник!.. да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!» «… почувствовал он, что не ему, воспитанному в бурсе и в бранной кочевой жизни, отвечать на такие речи, и вознегодовал на свою казацкую натуру»

ИТОГИ УРОКА: Время войн уходило в прошлое, и их место занимали дипломатия и переговоры. Однако мужество, честь, отвага этих людей сохранились в памяти народной. Многие их качества мы можем принять для себя. Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные суровой средой, люди не представляли себе иной жизни, кроме военных походов и набегов. Так живут Тарас и Остап. Младший же сын Тараса – Андрий – отказался от тех моральных ценностей, которые внушал ему отец, он выбирает другой путь и это говорит о том, что в историческом сознании постепенно происходил слом.