Приемы звукописи в стихотворении А.Блока «Девушка пела в церковном хоре» Давыдова Л.В. Учитель МОУ «ООШ 17» г. Саратова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гуманитарное знание и русская литература профессор Минералова И.Г.
Advertisements

СВЯТОСТЬ НА РУСИ. Выполнили ученики 9 класса МОУ ООШ 3 Пачков Денис и Пачков Дмитрий руководитель - Шашина Н.В.
Деманова Елизавета Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Кувакинская гимназия» Алатырского района Чувашской Республики.
Добро пожаловать на Новый Год. Наступила зима красавица Q Зима красавица... Как часто мы это замечаем? Зимой многое замерзает, утихает, зима время для.
Суворов Георгий Кузьмич погиб г. Муса Джалиль (Муса Мустафович Залилов) ( ) Борис Александрович Котов советский поэт, Герой Советского.
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Презентация урока литературы в 8 классе выполнена Лазаревой Л.В, учителем русского языка и литературы гимназии 11 г.Норильска Родная природа в стихотворениях.
«Алые паруса» Наш девиз: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» «Алые паруса» Наш девиз: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» Из всех прочитанных.
В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
по повести Б. Л. Васильева « Завтра была война » Интегрированный урок « Вместо сердца пламенный мотор »
Поэты о Великой Отечественной войне 6 класс Коровина
Глубина поэтического мира Есенина
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусства МОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина г. Томска, учитель начальных классов Субботина Л.И.
ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Размышление о смысле жизни, родине, счастье. родине, счастье. Выполнил: слушатель курсов повышения.
Любовь это необъяснимое чувство, которое обрушивается почти на каждого человека в мире. Оно захлестывает с головой, переполняет, рвется наружу и не поддается.
Школьные годы чудесные Школьные годы чудесные, Школьные годы чудесные, С дружбою, с книгою, песнями. С дружбою, с книгою, песнями. Как они.
История создания военной песни «Священная война» Исполнитель : Кузьмина Анастасия Антоновна Руководитель :Шевелева Наталья Александровна МБОУ "РСОШ имени.
А. А. Фет «Шепот, робкое дыханье…». Тема стихотворения. В стихотворении А. А. Фета «шепот, робкое дыханье…» переплетаются две любимые поэтом темы – красота.
Транксрипт:

Приемы звукописи в стихотворении А.Блока «Девушка пела в церковном хоре» Давыдова Л.В. Учитель МОУ «ООШ 17» г. Саратова

Анализ стихотворения А. Блока Девушка пела в церковном хоре Стихотворение А. Блока "Девушка пела в церковном хоре" было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны. Стихотворение А. Блока "Девушка пела в церковном хоре" было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

Первая часть Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого. Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.

Вторая часть При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад". При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".

Звукопись Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) - чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности. Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) - чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.

Анафора Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою

Аллитерация Так пел ее голо с, летя щ ий в купол, И лу ч с иял на белом пле ч е, И ка ж дый из мрака с мотрел и с лу ш ал, Как белое платье пело в лу ч е.

Ассонанс И всем к а з а лось, что р а дость будет, Что в тихой з а в о ди все к о р а бли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

Аллитерация И го л ос был с л адок, и л уч бы л тонок, И то л ько высоко, у ца р ских в р ат, П р ичастный Тайнам, - п л ака л р ебенок О том, что никто не п р идет назад.