Женский костюм в традициях русского народа.. Гипотеза. Все детали женского народного костюма имеют глубокий смысл и меняются в зависимости от ситуации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок – путешествие по теме: « Русский народный костюм»
Advertisements

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
МОУ Шадринская СОШ русскийнародныйкостюм составитель : Шадрина И. В. составитель : Шадрина И. В. Учитель Учитель изобразительного искусства изобразительного.
РУССКАЯ КРАСАВИЦА. КРАСОТА ЛИЦА Русские женщины, красивые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, сурьмили брови. Использовали на Руси натуральную.
МОУ сош 5 русскийнародныйкостюм составитель : Русскова И. А. составитель : Русскова И. А. Учитель технологии и Учитель технологии и изобразительного искусства.
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
КОСТРОМСКОЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Что такое «традиционный» костюм? Одежда костромских крестьянок Мужской костюм Детский костюм Путешествие в Костромской.
Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных.
Русский народный костюм Жукова Л. Е. Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский.
Макеева Вера Николаевна зам. директора УВР МБОУ Тогучинского р - на Киикская СОШ.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
Учитель ИЗО МБОУ Ак-Чыраанской СОШ Кыргыс Надежда Владимировна.
Исследовательская работа (проект) по теме: История Русского Народного Костюма Выполнили: Учащиеся 9 а класса Сысоева Мария Гавриленко Екатерина 2011 г.
. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
Материал к уроку ИЗО по теме « Народный костюм в зеркале истории» 6 класс НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РОССИИ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ МИРА.
По одежке встречают … Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» г. Альметьевка, РТ Исследовательский проект.
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
Старинный свадебный обряд в старорусской семье Выполнила ученица 6 «В» класса Медведева Ксения.
Транксрипт:

Женский костюм в традициях русского народа.

Гипотеза. Все детали женского народного костюма имеют глубокий смысл и меняются в зависимости от ситуации. Цель. Проследить изменения в женском народном костюме в различных житейских ситуациях. Задачи. 1.Показать связь женского костюма с природой. 2.Определить составляющие женского костюма. 3. Выявить характерные детали свадебного костюма. 4. Показать обрядность женского костюма во время основных крестьянских работ. 5. Раскрыть значение головного убора. 6. Рассказать о славянской символике в вышивке.

Объект исследования - традиции русского народа. Предмет исследования – женский народный костюм. Методы исследования: 1.Изучение и анализ научной литературы. 2.Обобщение. 3.Опрос.

Какие детали женского народного костюма вам известны ?

Какие женские головные уборы вам известны ?

Для чего служил орнамент на одежде ?

Что изображали в орнаменте ?

Что вы представляете себе, когда читаете эти троки А. С. Пушкина ? Что вы представляете себе, когда читаете эти с троки А. С. Пушкина ? Что ж он видит ? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею …

Такой силуэт, такой костюм, ритм рисунка, такое сочетание красок могла изобрести лишь фантазия народа, создавшего вечный образ счастья – жар – птицу.

сорока Рогатая кичка

Праздничный девичий костюм. Воронежская губерния, конец XIX в. Праздничные костюмы женщин Рязанской губернии. Конец XIXв.

Свадьба. Девичья повязка - символ девичьей вольной жизни. Костюм просватанной девушки на девичнике. Архангельская губерния. Середина XIX в. Костюм просватанной девушки. Подобно волшебной птице в ярком красочном весеннем оперенье, появлялась невеста на девичнике.

Каждая невеста сама шила жениху рубашку. Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: "чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его". Завертывание ребенка в рубаху отца - общераспространенный обычай у восточных славян. Стирать ее не полагалось: "тогда смоешь силу и любовь отца". Одежда мужа и отца имела охранительную символику.

Костюм невесты Олонецкой губернии. Первая половина XIX в. Долго, в течении нескольких лет готовила будущая невеста наряды к свадьбе и отдавала этой работе всю свою душу, но точно сохраняла в нём то, что предписывал обычай.

«На свадьбу – как на похороны» - вот какими, были требования к костюму невесты, в котором она ехала венчаться. В некоторых местностях невесты даже надевали две рубашки, и одна из них оставлялась на смерть. Если красный цвет был цветом солнца, радости, веселья, то белый – цвет снега, покрывавшего саваном землю в долгие зимние месяцы, - был символом смерти. Белым платом покрывали голову и почти всю фигуру невесты, белыми были рукава её рубашки. Казалось, вся суета, все мелкие интересы должны были отступить от невесты в решительный и серьёзный момент её жизни. Изменялась судьба человека, судьба женщины… Костюм невесты города Костромы. Вторая половина XIX в.

Костюм невесты Архангельской губернии. Конец XIX в. Костюм невесты тамбовской губернии. Конец XIX в. Праздничные женские сапоги. Юг России. Конец XIX в.

После венчания в знак нового состояния снимали с головы девушки плат, заплетали распущенные волосы на две косы – девушки всегда носили одну косу,- девушки укладывали их вокруг головы, покрывали повойником и надевали кичку или сороку - женский головной убор. Обряд надевания кички назывался « окучиванием » невесты. Символически совершалось начало новой женской судьбы.

Костюм новобрачной. Город Галич-Костромкой. Первая половина XIX в. Воронежская губерния. Вторая половина XIX в. На следующий день после свадьбы, когда гостей звали на « княжной стол », молодая жена появлялась в самом лучшем женском наряде - третьем наряде невесты.

Пояс, понева и платок – обязательные принадлежности костюма замужней женщины.

По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем.

Праздник труда. По заведённому в русской деревне порядку все работы делились на женские и мужские. Мужчины косили траву, а женщины – ворошили её.

Сенокос для женщин был самой лёгкой из крестьянских работ, больше того, это был их праздник. По обычаям, существовавшим с предшествовавших времён, на покос женщины должны были надевать особый костюм. Считалось недопустимым появляться в будничной, каждодневной одежде, в которой справлялись домашние работы.

Знаком служения женщин земле, знаком близости к ней и был орнамент на подолах женских рубашек. Тканые подолицы покосных женских рубах Архангельской губернии. Вторая половина XIX в.

Приглашение на рубку капусты, « капустные вечерки », было знаком расположения, и отказываться от этого считалось неуважением к старшим.

Жемчуг – один из любимых материалов Древней Руси. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только положительные люди, с чистой душой, и даже перед выходом на ловлю раковин полагалось старательно вымыться, выпариться в бане. Не давался он в руки пустым людям, жадным, прельщавшимся наживой.

Что ж он видит ? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею …

Послесловие.