Лекция 3-4. Современный мировой рынок, его структура и конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках. 1. Мировой рынок начала ХХI cтолетия, его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА И МИРОВЫЕ ЦЕНЫ ДАВТЯН М.А.
Advertisements

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Мировые товарные рынки.
Выполнил: Досмагулов Диас Группа: «УА-32». Ценообразование во внешней торговле существенно отличается от ценообразования внутри страны. Однако сфера ценообразования.
Студент 3 курса спец р Савриев К. Открытая экономика экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции.
Мировая экономика. Что такое мировая экономика Совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.
Выполнила : Касымалиева Д. Т. ЭКО ( ФК )-1-15 Проверила : Асанова Н. Б.
Подготовила студентка группы УА -32 Величко Кристина Цены внешней торговли.
Тема 3: МИРОВОЙ РЫНОК, ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
11 класс (базовый уровень) Экономика и экономическая наука. Урок учителя истории и обществознания МОУ СОШ 78 Г. Краснодара Недельской Олеси Сергеевны.
Мировая экономика 11 класс. Обществознание. Мировая экономика 11 класс. Обществознание.
Простая (случайная) форма стоимости – обмен товара на товар; Полная (развёрнутая) форма стоимости – обмен одного товара на ряд товаров; Всеобщая форма.
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Мировая экономика 11 класс. Обществознание. Международное разделение труда Предпосылки Природные условия страны Уровень экономического и научно- технического.
Макроэкономические процессы в экономике страны Раздел 8.
1. Рынок, его виды и основные функции 2. Характерные черты рыночной экономики 3. Конкуренция и её виды 4. Менеджмент 5. Маркетинг.
Экономика как наука и хозяйство Автор – Татьяна Васильевна Паккарь, учитель высшей категории ГБОУ СОШ 28 ВО района Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ 28 ВО района.
Понятие мирового рынка.. Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда.
Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
Мировая экономика Основные задачи подтемы: раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Транксрипт:

Лекция 3-4. Современный мировой рынок, его структура и конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках. 1. Мировой рынок начала ХХI cтолетия, его структура 2. Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы 3. Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка. 4. Ценообразование на мировых товарных рынках. Ценообразующие факторы в международной торговле.

Рынок Рынок реальных ресурсов и благКредитно- финансовые рынки Рынок товаров Рынок факторов производства Потр. товары Рынок трудаРынок землиИнвест. товары Рынок креди тов Рынок инвести ций Рынок капитала

Этапы развития рынка 1. Внутренний рынок - сфера экономического общения (обмена), в рамках которой все произведенное и предназначенное дляВ продажи реализуется внутри данной страны. Иными словами, понятие внутренний рынок предполагает такие рыночные отношения, при которых отечественные продукты не уходят из страны, продаются отечественным потребителям. Национальный рынок - рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом и импортом товаров и услуг). Таким образом, внутренний рынок дополняется той частью экономического пространства данной страны, которая связана с международным экономическим обменом.

Этапы развития рынка 2. Международный рынок - совокупность сегментов национальных рынков, которые связаны с зарубежными рынками и ориентированы на иностранных покупателей и продавцов. Мировой рынок - синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое. При этом связь между рынками отдельных стран опосредствуется международной торговлей товарами и услугами, международным движением капитала и рабочей силы (в более широком контексте – международной миграцией населения), а также – во все более значительных масштабах – международным информационным обменом.

Основные черты мирового рынка 1-2 В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки. Мировой рынок находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства (рабочей силы, капитала) под воздействием соотношения не только внутренних, но и внешних спроса и предложения.

Основные черты мирового рынка 3-4 Мировой рынок (в большей степени, чем внутренний) оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка. Мировой рынок выступает в качестве своеобразного «фильтра», выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции

В международной торговле различаются понятия т.н. торгуемых товаров (tradable goods), которые реализуются на зарубежных рынках и неторгуемых товаров (nontradable goods), которые не реализуются за рубежом, а реализуются лишь в той стране, где они были произведены.

Торгуемые товары (по Стандартизированной промышленной классификации - группы 1-3): Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция). Продукция добывающей промышленности. Продукция обрабатывающей промышленности.

Неторгуемые товары (группы 4-9): Коммунальные услуги и строительство. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы. Транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество. Оборона и обязательные социальные услуги. Образование, здравоохранение и общественные работы. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Торгуемые товары экспортируемые импортируемые

Экспортируемые товары товары реального экспорта субституты экспорта - те отечественные товары, которые в данный момент продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы и за рубежом)

Импортируемые товары товары реального импорта субституты импорта - те отечественные товары, которыми в случае необходимости можно заменить иностранные товары

Политика импортозамещения (нередко с привлечением при этом иностранных инвестиций) страны - постепенное замещение отдельных импортируемых видов продукции или отдельных узлов, комплектующих изделий для производства конечной продукции на отечественную продукцию, стремясь при этом максимально активизировать отечественное производство. Политика импортозамещения (нередко с привлечением при этом иностранных инвестиций) страны - постепенное замещение отдельных импортируемых видов продукции или отдельных узлов, комплектующих изделий для производства конечной продукции на отечественную продукцию, стремясь при этом максимально активизировать отечественное производство.

Конъюнктура В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).

Уровни конъюнктуры общеэкономическая конъюнктура (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран); конъюнктура отдельных сегментов мирового рынка и отраслевая конъюнктура; конъюнктура рынков отдельных товаров и услуг.

Временные критерии конъюнктуры текущая конъюнктура; кратко- и среднесрочная конъюнктура; долгосрочная конъюнктура

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.) - конъюнктурообразующих факторов.

Нециклические конъюнктурообразующие факторы Постоянно действующие НТП ТНК Государство Непостоянно действующие сезонность Стихийные бедствия Политические кризисы

В начале XXI столетия существенное значение в исследовании конъюнктуры мирового рынка имеет анализ тенденций, которые реализуются в т.н. «теневой» экономике – то есть в экономике, хозяйственная деятельность в которой либо не регистрируется, либо скрывается от государственного наблюдения.

На рубеже ХХ – XXI столетий в развитых странах теневая экономика была эквивалентна 12-15% ВНП, в странах с переходной экономикой – 23%, а в развивающихся странах – 33% ВНП. Среди промышленно развитых стран нелегальный бизнес был наиболее развит в Италии, Испании и Бельгии (23-28% ВНП), наименее развита была теневая экономика в Швейцарии, Японии и США – около 10% ВНП. В России теневая экономика Госкомстатом РФ оценивалась в этот период в 30%.

В начале ХХI века по заказу МВФ было проведено несколько исследований теневой экономики в мире. В своих научных докладах (в 2000 г. по 76 странам, 2004 г. по 110 странам и в 2005 г. по 145 странам) исследователи из Австрии и Германии под руководством профессора Ф.Шнайдера пришли к выводу, что масштабы теневой экономики растут во всем мире, в том числе и в странах Западной Европы. В ЕС в теневой экономике частично или полностью заняты более 20 млн. человек. В 96 развивающихся странах уровень теневой экономики составил 38,7% от ВВП, в 21 развитой стране -16,3% от ВВП

Методы прогнозирования конъюнктуры 1.Экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций. При несомненных достоинствах этого метода прогнозирования, связанных с учетом тех тенденций развития рынка, которые уже сформировались ранее и отчетливо проявляются в данный период, экстраполяции присущи определенные недостатки, связанные с инерционностью как самих анализируемых тенденций, так и подходов к ним. 2.Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов. Этот метод используется достаточно часто – например, в форме так называемых «мозговых атак», его достоинства связаны с отходом от инерционности развития и с выдвижением новых гипотез развития рынка. Однако недостатком этого метода является вполне определенная субъективность экспертных оценок. 3.Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это наиболее современный метод прогнозирования развития мирового рынка, во многом синтезирующий достоинства первых двух методов.

Ценообразование По своему наиболее общему и традиционному определению цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель. При этом реальная цена, как следует из постулатов и графических схем экономической теории, является «точкой пересечения» кривых спроса и предложения.

Ценообразующие факторы ОбщеэкономическиеСпецифическиевнеэкономическиеспециальные Конкретно экономические

Мировые цены В основе системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (world prices), под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

Характеристики мировых цен они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен); это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках; это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае, при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах); применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков.

Классификация внешнеторговых цен Внешнеторговые цены биржевыеаукционовсправочныестатистическиеконтрактные

Классификация контрактных цен Контрактные цены Твердая фиксированная Твердая Фиксированная с посл. корректировкой С последующей фиксацией СкользящиеСмешанные

Ценовые скидки сознательное и согласованное продавцами и покупателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий заключаемых контрактов).

Классификация ценовых скидок Ценовые скидки Количест- венные Времен- ные закрытыебонусные Специаль- ные дилерскиесконто