Психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология) Школа Юного Психолога -Москва, 2010-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
ТЕМА 1. НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Понятие-человек, индивид,личность.. ЧЕЛОВЕК это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни является субъектом.
«Формирование личности». «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что.
Индивид, личность, индивидуальность, субъект – соотношение понятий
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
Индивид, индивидуальность, личность Сильная личность осознает мотивы, которые ей движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления,
ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ДРУГИХ - НОРМАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА: увидеть и помочь Индивидуальный подход в воспитании, развитии и обучении ребенка должен.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Общая персонология (лат. persona - особа, личность, маска; греч. λόγος слово, мысль, смысл)- наука о личности Поле существования и развития общей персонологии.
Транксрипт:

Психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология) Школа Юного Психолога -Москва, 2010-

План лекции Общие представления об индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность) Общие представления об индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность) Истоки психологи индивидуальных различий. Истоки психологи индивидуальных различий. Предмет и задачи дифференциальной психологи. Предмет и задачи дифференциальной психологи. Основные направления и методы исследований современной дифференциальной психологии. Основные направления и методы исследований современной дифференциальной психологии. Темперамент Темперамент Характер Характер

Индивид человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. Само *индивид* отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом. Само понятие *индивид* отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом. Индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании. Индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). С. Л. Рубинштейн: "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо"

Личность (от лат.persona) результат процесса воспитания и самовоспитания, термин подразумевающий (от лат.persona) результат процесса воспитания и самовоспитания, термин подразумевающий 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. *Личность это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Личность это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн) это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн) это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. (Г.Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк) это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. (Г.Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк) результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты (А. Бандура, Дж. Роттер) результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты (А. Бандура, Дж. Роттер) личность определяется через иерархию потребностей (А. Маслоу) личность определяется через иерархию потребностей (А. Маслоу) личный мир переживаний человека (К. Роджерс) и др. личный мир переживаний человека (К. Роджерс) и др.

– это раздел психологической науки, изучающий особенности индивидов или групп людей, объединяемых каким- нибудь общим признаком (возраст, пол, класс, этническая группа и т.п.), а так же – природу, источники и последствия различий этих индивидов. Психология индивидуальных различий

Истоки дифференциальной психологии Гипократ (род. ок. 460 в. до н.э.) – учение о четырех типах темперамента. Гипократ (род. ок. 460 в. до н.э.) – учение о четырех типах темперамента. Систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту (род. ок. 370 до н. э. ) и изложено в трактате «Характеры». Систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту (род. ок. 370 до н. э. ) и изложено в трактате «Характеры». Работы Ч. Дарвина 30х – 60х гг. XIXв. Работы Ч. Дарвина 30х – 60х гг. XIXв. Первые систематические исследования индивидуальных различий были проведены английским ученым Ф. Гальтоном во второй половине XIXв. Первые систематические исследования индивидуальных различий были проведены английским ученым Ф. Гальтоном во второй половине XIXв. В 1900 г. в своей работе «О психологии индивидуальных различий» Штерн предложил название «дифференциальная психология». В 1900 г. в своей работе «О психологии индивидуальных различий» Штерн предложил название «дифференциальная психология». В 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей А. Бине (предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст соответствие уровня развития ребенка средним показателям детей определенной возрастной группы). В 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей А. Бине (предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст соответствие уровня развития ребенка средним показателям детей определенной возрастной группы). В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был предложен широко применяемый вплоть до нашего времени показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Этот показатель получил название коэффициента интеллекта (IQ). В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был предложен широко применяемый вплоть до нашего времени показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Этот показатель получил название коэффициента интеллекта (IQ). Дальнейшее развитие дифференциальной психологии связано с такими именами, как Г. Айзенк, Р. Кеттелл, А. Анастази, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др. Дальнейшее развитие дифференциальной психологии связано с такими именами, как Г. Айзенк, Р. Кеттелл, А. Анастази, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др.

* Номотетический подход (акцент ставится на вскрытии причиннооследственных связей и закономерностей, объясняющих поведение человека ) Номотетический подход (акцент ставится на вскрытии причиннооследственных связей и закономерностей, объясняющих поведение человека ) Идеографический подход (акцентирование уникальности каждой личности, описанию ее своеобразия и особенностей) Идеографический подход (акцентирование уникальности каждой личности, описанию ее своеобразия и особенностей)

Основные задачи: 1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры. 1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры. 2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность). 2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность). 3. Изучение различий между группами людей. 3. Изучение различий между группами людей. 4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий. 4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий. Предмет: индивидуальные различия между людьми. индивидуальные различия между людьми.

Развитиеличности Что влияет на развитие личностных различий? личностных различий? Биологические факторы: НаследственностьЗадаткиСпособности Воспитание:Образование Обучение/ Воспитание Самовоспитание Социальные факторы: Среда обитания ПолитическиеГеографические И др.

Задатки Задатки врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Способности Способности это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.Б. М. Теплов Одаренность Одаренность это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».

Методы дифференциальной психологии: Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических основ поведения человека).Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических основ поведения человека). Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных психических особенностей).Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных психических особенностей). Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.).Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.).

Собственно психологические методы Наблюдение Наблюдение Эксперимент Эксперимент Беседа Беседа Тесты и опросники Тесты и опросники

Основные разновидности тестов личности Личностные опросники (MMPI, 16 факторный опросник Кеттела, тест Гилфорда на социальный интеллект и т.п.) Личностные опросники (MMPI, 16 факторный опросник Кеттела, тест Гилфорда на социальный интеллект и т.п.) Проективные методики (Пятна Роршаха, ТАТ, рисуночные методики и т.п.) Проективные методики (Пятна Роршаха, ТАТ, рисуночные методики и т.п.)

Темперамент – это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент тип высшей нервной деятельности человека. характератип высшей нервной деятельностихарактератип высшей нервной деятельности это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни. это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни. От темперамента человека зависят: скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);психических процессоввосприятиямышлениявниманияпсихических процессоввосприятиямышлениявнимания пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения; пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;психических явленийпсихических явлений темп и ритм деятельности; темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);психических процессовволипсихических процессовволи направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия). направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).экстраверсияинтроверсияэкстраверсияинтроверсия

Темперамент «надлежащее соотношение частей» холерик сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности; холерик сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности; флегматик сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности; флегматик сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности; меланхолик слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности; меланхолик слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности; сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности. сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности.

Характер структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику окружающая среда.

Акцентуации характера это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно.

Характер и темперамент 1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении). 2) темперамент отличается стабильностью, характер постоянно меняется. 3) характер зависит от мотивов и воли, темперамент - нет.

Спасибо за внимание Спасибо за внимание