ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ лекция проф. В.С. Трипольскоголекция проф. В.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Advertisements

Тема 8. Восприятие Восприятие – есть отражение целостного образа предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие.
Лекция 2 Психология познавательных процессов. Структура приема информации Раздражитель (Р) Органы чувств (ОЧ) Нервные импульсы (НИ) Головной мозг (ГМ)
Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
Педагог-психолог Гринцевич Елена Николаевна ГУО «Средняя школа 7 г.Жлобина»
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
ВОСПРИЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ – познавательный психологический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
Восприятие Восприятие Познавательный процесс целостного отражения предметов, явлений, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей.
В ОСПРИЯТИЕ Выполнили: Утямишева Лилия, Деева Юлия.
Психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности, подчеркивающие динамические моменты психики.
Познавательная сфера личности Плугина Мария Ивановна, д. психологических наук, профессор кафедры ППСД.
ВНИМАНИЕ Выполнил: Вартумян С.Г. Проверил: Шишкина И.В.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
1 Восприятие, его виды и свойства Составитель О.Н. Непомнящая педагог-психолог высшей квалификационной категории.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Выполнила : студент 2 курса Низамова Любовь.
Психические процессы: внимание и память 1. Характеристика и функции внимания 2. Виды и свойства внимания 3. Память и представления. Основные мнемические.
Транксрипт:

ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ лекция проф. В.С. Трипольскоголекция проф. В.С. Трипольского

Как экономистам объяснить что такое человек, почему он активен, что им движет? Человеческий организм НЕ НАБОР дифференцированных ЧАСТЕЙ…….

«Человек – животное общественное»«Человек – животное общественное» Аристотель (384 – 322 до н.э.) Аристотель (384 – 322 до н.э.)

План лекций Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы Тема 2. Чувственные формы освоения действительности Тема 3. Рациональные формы освоения действительности Тема 4. Психология личности Тема 5. Психические состояния человека Тема 6. Межличностные отношения

Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы Система явлений, которые изучает современная психология Система явлений, которые изучает современная психология Классификация психических явлений Классификация психических явлений История развития психологического знания История развития психологического знания Структура современного психологического знания и основные направления в психологии Структура современного психологического знания и основные направления в психологии Методы психологического исследования Методы психологического исследования Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знанийПсихология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний

Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы Система явлений, которые изучает современная психология Система явлений, которые изучает современная психология Классификация психических явлений Классификация психических явлений История развития психологического знания История развития психологического знания Структура современного психологического знания и основные направления в психологии Структура современного психологического знания и основные направления в психологии Методы психологического исследования Методы психологического исследования Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса

Классификация психических явлений Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы,1) психические процессы, 2) психические состояния,2) психические состояния, 3) психические свойства.3) психические свойства.

Классификация психических явлений Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явленийПсихические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человекаПсихический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека

Классификация психических явлений Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности Наиболее изученными являются:Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадост-ное, восторженное, грустное, печальное, гневное, и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадост-ное, восторженное, грустное, печальное, гневное, и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением

Классификация психических явлений Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являютсяВысшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количест- венный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количест- венный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Тема 2. Чувственные формы освоения действительности Ощущение как элементарная форма отражения реальности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия.Ощущение как элементарная форма отражения реальности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Восприятие и его свойства. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Нарушения восприятия – гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии.Восприятие и его свойства. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Нарушения восприятия – гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии. Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Виды вниманияВнимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Виды внимания

Ощущения – наиболее элементарный психический процесс, заключающийся в психическом отражении отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств Классификация ощущений по модальности органов чувств: -Зрительные -Слуховые -Тактильные -Вкусовые -Обонятельные

Классификация ощущений по (1)способу воздействия раздражителя, (2) времени возникновения в филогенезе, (3) функции, (4) по расположению рецептивных полей Тип ощущений Контактные Палео- Констатирующие Интеро(ре)цептивные Проприо(ре)цептивные Дистантные Нео- Упреждающие Экстеро(ре)цептивные

Свойства ощущений Пороги:Пороги: абсолютный нижний (порог обнаружения)– минимальная интенсивность раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение; абсолютный нижний (порог обнаружения)– минимальная интенсивность раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение; абсолютный верхний (терминальный) – максимально допустимая величина внешнего раздражителя; абсолютный верхний (терминальный) – максимально допустимая величина внешнего раздражителя; дифференциальный – минимальное различие между двумя раздражителями, которые воспринимаются как различающиеся по ощущениям. дифференциальный – минимальное различие между двумя раздражителями, которые воспринимаются как различающиеся по ощущениям. -Адаптация – способность органов чувств приспосабливаться к новому или изменившему интенсивность сигналу -Сенсибилизация – повышение чувствительности, снижение порога -Синестезия – специфические ощущения, возникающие при совместной работе нескольких анализаторов

Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.) Классификация по модальности ведущего рецептора:Классификация по модальности ведущего рецептора: зрительное, слуховое, тактильное и т.д.зрительное, слуховое, тактильное и т.д. Классификация по содержанию:Классификация по содержанию: восприятие формы, цвета, пространства, движения, временивосприятие формы, цвета, пространства, движения, времени

Свойства восприятия Константность – постоянство восприятия формы, размера и цвета предметов окружающего мираКонстантность – постоянство восприятия формы, размера и цвета предметов окружающего мира Предметность – отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам (а, например, не к рецепторам или структурам мозга)Предметность – отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам (а, например, не к рецепторам или структурам мозга) Целостность – способность воспринимать всякий объект, предметную ситуацию как устойчивое системное целое, даже, если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемыЦелостность – способность воспринимать всякий объект, предметную ситуацию как устойчивое системное целое, даже, если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы Категориальность (осмысленность) – отнесение воспринимаемых объектов к определенной категории, группе объектовКатегориальность (осмысленность) – отнесение воспринимаемых объектов к определенной категории, группе объектов Избирательность – выделение из сенсорного поля каких- либо объектов (или их частей) и признаков. «Фигура» и «фон».Избирательность – выделение из сенсорного поля каких- либо объектов (или их частей) и признаков. «Фигура» и «фон».

Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реальных предметов 1) Связанные со строением глаза (светлые предметы кажутся большими, чем темные – иррадиация возбуждения в сетчатке)1) Связанные со строением глаза (светлые предметы кажутся большими, чем темные – иррадиация возбуждения в сетчатке) 2) Переоценка длины вертикальных линий2) Переоценка длины вертикальных линий 3) Иллюзии контраста (не только зрительные)3) Иллюзии контраста (не только зрительные) 4) Перенесение свойств фигуры на отдельные ее части4) Перенесение свойств фигуры на отдельные ее части 5) Искажение направлений линий за счет штриховки и др.5) Искажение направлений линий за счет штриховки и др.

Зрительные иллюзии восприятия Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися (иллюзия Цельнера)Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися (иллюзия Цельнера)

Зрительные иллюзии восприятия Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися (иллюзия Цельнера)Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися (иллюзия Цельнера)

Иллюзия Эббингауза

Иллюзия Мюллера-Лайера

Иллюзии зрительного восприятия

Тема 3. Рациональные формы освоения действительности ПамятьПамять ПредставлениеПредставление ВоображениеВоображение МышлениеМышление РечьРечь Волевые процессыВолевые процессы

Память – способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом, не было бы психической жизни смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» С.Л.Рубинштейн С.Л.Рубинштейн

Виды памяти По типу запоминаемого материала: двигательная, образная (слуховая, зрительная, тактильная), словесно-логическаяПо типу запоминаемого материала: двигательная, образная (слуховая, зрительная, тактильная), словесно-логическая По характеру целей деятельности: непроизвольная и произвольнаяПо характеру целей деятельности: непроизвольная и произвольная По времени:По времени: сенсорная (иконическая, эхоическая), кратковременная (до 20 сек.), долговременная (практически бесконечная;), оперативная, или рабочая (время определяется задачей )сенсорная (иконическая, эхоическая), кратковременная (до 20 сек.), долговременная (практически бесконечная;), оперативная, или рабочая (время определяется задачей )

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !