Отрывок из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые»: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-повторение по теме «Лексика» 5 класс Выполнила учитель Глебова О.Д.
Advertisements

Подготовка к контрольной работе по русскому языку Тренировочные упражнения. 4 класс. Учебник В. В. Репкина.
Парфенова Ольга Викторовна Учитель русского языка и литературы Школа-интернат 20 Петроградского района г. Санкт-Петербург Апрель 2008 г.
Эти многоликие слова (обобщающий урок по теме: «Лексика» в 5 классе) Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
КТО УМНЕЕ ПЯТИКЛАССНИКА?. Участник 1 Математика 2 класс Русский язык 1 класс Литература 5 класс История 4 класс Природоведение 3 класс Музыка 1 класc.
Эти многоликие слова… Эти многоликие слова… Обобщающий урок по теме «Лексика»
Урок русского языка по теме «Лексическое значение слова» МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Слова одной и той же части речи, одинаковые.
Людмила Петрушевская Пуськи бятые. Сяпала Калуша с Калушатами по напушке.
Сяпала калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали, бутявку стрямкали. И подудонились.
Путешествие в мир слов Кузнецова Лариса Васильевна ГБС(К)ОУ школа 6 Выборгского района СПб.
Синонимы Синонимы ( от греч. sinonimos – «одинаковый, одноимённый») – это слова одной и той же части речи с одинаковым лексическим значением.
Определение частей речи в рассказе Л.Петрушевской «Пуськи Бятые» Определение частей речи в рассказе Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»
А НАЛИЗ ТЕКСТА. Л.П ЕТРУШЕВСКАЯ П УСЬКИ Б ЯТЫЕ Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточка! Бутявка! Калушата присяпали.
ПЕРВОСПРЯЖЕНСКВТОРОСПРЯЖЕНСК Построил дом Строит дом.
Найдите основание для классификации Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.
Пятое октября. Классная работа. Синонимы и антонимы. Омонимы.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
Литературное чтение 3 класс МОУ Юго-Камская СОШ Учитель начальных классов Бурдина Надежда Юрьевна.
Транксрипт:

Отрывок из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые»: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: -Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. -Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. 1

2 В мире слов, или что такое лексика Подготовила Клименко Елена Александровна

Тест А. Что такое лексика? А. Что такое лексика? 1. -Это наука о языке. 2. -Это наука о слове. 3. –Совокупность всех слов языка. Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1. -Предложение. 2. -Звук (речи). 3. -Слово. 3

Тест В. Чем отличается слово от других единиц языка? В. Чем отличается слово от других единиц языка? 1. –Оно служит наименованием действия. 2. –Оно служит наименованием предметов, признаков и действий. 3. –Оно служит наименованием предметов. 4

Тест Г. Дайте определение омонимам. Г. Дайте определение омонимам. 1. –Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию. 2. –Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3. –Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 5

Тест Д. Дайте определение синонимам. Д. Дайте определение синонимам. 1. –Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения. 2. –Синонимы – это слова, противоположные по значению. 3. –Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. 6

Тест Ж. Что такое антонимы? Ж. Что такое антонимы? 1. –Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 2. –Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3. –Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение. 7

Толковые словари 8 Сергей Иванович Ожегов

Толковые словари 9 Дмитрий Николаевич Ушаков

Толковые словари 10 Владимир Иванович Даль

Впишите вместо точек синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова. лес... лес... горе.... горе.... мороз..... мороз..... хотеть хотеть спелый спелый кроткий кроткий борбедахолоджелатьзрелыйсмирный

Спишите, заменяя выделенные слова синонимами. Вставьте пропущенные знаки препинания. Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно и они устали. Когда поднялись на вершину холма сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами. Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно и они устали. Когда поднялись на вершину холма сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами. 12

Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам: 13 Сухой Сухой Начинать Начинать Ветер Ветер Рыхлый Рыхлый Трудолюбивый Трудолюбивый Короткий Короткий Свет СветВЛАЖНЫЙКОНЧАТЬ ЗАТИШЬЕ ПЛОТНЫЙ ЛЕНИВЫЙ ДЛИННЫЙ ТЕМНОТА

Запишите словосочетания в два столбика. По какому принципу вы их распределили? Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь. 14

Со словами составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значениях. звезда, холодный, хрупкий 15