Диалектная лексика поморов в сказке Б.Шергина «Волшебное кольцо»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЛОВА ПОХОЖИЕ, НОРАЗНЫЕ проект по русскому языку.
Advertisements

Лексическое и грамматическое значение слова Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Части речи. Имя существительное.. Расскажи о частях речи. Части речи. Часть речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Обозначает ….. Отвечает.
Виды разбора 5 класс Образец. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Требования к уровню подготовки в V классе. Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция.
Тема учебно-исследовательской работы: «Диалектная лексика в произведениях В.М.Шукшина и ее употребление в речи жителей села Новозыково Красногорского района»
Время Мастерская творческого письма. Прилагательное Фраза Существительное ВРЕМЯ Прилагательное Глагол.
Части речи Общее название группы слов Имя существительное Имя прилагательное Глагол На какие вопросы отвечает Кто? Что?Какой? Какая? Какое? Какие? Что.
Разделите слова на две группы: Приставка, корень, существительное, окончание, глагол, основа, предлог, суффикс, прилагательное.
Развитие речи детей 5 года жизни. На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять.
Согласные звуки речи. Непарные глухие согласные : [ х ]- [ х ], [ ц ], [ ч ], [ щ ]. Непарные звонкие согласные : [j ], [ л ]- [ л ], [ м ]- [ м ], [
Множественное число имён существительных 3 склонения. Урок-игра «Путешествие Колобка»
Русский язык.3 класс Светлова Т.О.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Анализ результатов стартовой диагностики знаний учащихся 5-х классов Практическое занятие.
Сказка волшебнике о пропавшем.
Части речи Знаменательные части речи Существительное Прилагательное Глагол Наречие Числительное Местоимение.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска.
ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. Исследовательский проект.
Транксрипт:

Диалектная лексика поморов в сказке Б.Шергина «Волшебное кольцо»

Цель урока: составить словарик поморских диалектизмов. «волшебник русской речи», «поэтическая душа Севера». «волшебник русской речи», «поэтическая душа Севера». Борис Викторович Шергин - Борис Викторович Шергин - Сказка « Волшебное кольцо » Сказка « Волшебное кольцо »

ПРАВИЛА ПОМОРСКОГО ЯЗЫКА 1. ПомОрьска говОря - «цёкающий» язык: звук -ч- в нём традиционно произносится как мягкое -ць-: ( Улиця, кОцька, дОцька, цепАхи, рУцёй) 2.Нет привычных гласных в окончаниях глаголов : р аботам, гулям. 3. Замена [a] на [э]: литературная норма [a] в говоре [э] : г ленько (гляди-ка). 4. Замена мягких [ ч ], [ щ ] на твердые [ шш ]: е щё – ишшо. 5. Несовпадение литературной нормы в окончании существительного и диалектного варианта: п о дороги. 6. Различия в роде: К ошка поймала мыша (м.р.). 7. Произношение [ с ] на месте ст в конце слов : х вос (хвост). 8. Отсутствие [j] в окончаниях полных прилагательных : круглы. (Ср. круглый) 9. Лексические диалектизмы (слова, которых нет в литературном языке): Ш иписьник (шиповник).

Примерный анализ текста: 1.Ни окутацца 2.Покупат, величат, обижат, спрашиват, наказыват. 3.Принеть, затенулось. 4.Шшенок, пошто, што, помешшаться, извошшык, по-настояшшему. 5.К папы, по дороги, котлетов. 6. – 7. – 8.Последно, золотно, волшебно, како (мест.). 9. Дожили до короба (до бедности?), котейка купил, животина.

На сегодняшнем уроке я: Узнал ( а ) … Научился ( научилась ) … Постарался ( постаралась )… Узнал ( а ) … Научился ( научилась ) … Постарался ( постаралась )…

Дома Расположите найденные слова в алфавитном порядке, к двум приведите объяснения их лексического значения – у вас получится маленький словарик диалектизмов. Расположите найденные слова в алфавитном порядке, к двум приведите объяснения их лексического значения – у вас получится маленький словарик диалектизмов.