Творческий отчет учителя русского языка и литературы МОУ «Федоровская СОШ 2 с углубленным изучением отдельных предметов» Васильевой Инны Анатольевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правописание -н- и –нн- в прилагательных, причастиях, наречиях Учитель русского языка и литературы МКОУ «Гоксувотарская СОШ» Хасаева Э.А.
Advertisements

Правописание -н- и –нн- в прилагательных, причастиях, наречиях Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина.
Правописание Н и НН. отЫМЁНные прилагательные -ин- -ан- -ян- -енн- -онн- -нн- голубиный кожаный серебряный станционный соломенный картинный НО ветреный.
Пример задания А13: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая.
Правописание Н-НН в разных частях речи. Н-НН в прилагательных НН пишется в суффиксах: -онн-, -енн- Исключение: Ветреный, но безветренный прилагательное.
Дорога в любую науку начинается с грамотного письма. Прошло время учёных – одиночек, которые совершают открытия в тишине своих кабинетов. Сейчас открытия.
Правописание н и нн в: 1. причастиях 2. прилагательных 3. наречиях.
Правописание судфиксов По системе Шаталова Prezentacii.com.
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка.
Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных Н 1. -ан, -ян 1. -ан, -ян песчый песчаный 2. –ин 2. –ин лебедый лебединый Исключения: Исключения: оловый.
Правописание сложных существительных с первой частью пол- Определить, с чего начинается вторая часть сложного слова ГласныйПрописная буква Буква ЛСогласный.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Интерактивные таблицы Учитель: Машинистова Ирина Алексеевна.
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Евыпадает. Суффикс -ик-
-н- и –нн- в разных частях речи. -н- и –нн- в разных частях речи. Кашапова Карина 9А.
В прилагательных ( именных, отглагольных ), причастиях, существительных, наречиях Правописание Н - НН.
Н и НН в различных частях речи 1. Определите часть речи.
Занятие 15. Н и НН в словах разных частей речи.. Цель занятия: Повторить написание Н и НН (задание А7) 1) в отыменных прилагательных; 2) в отглагольных.
План Части речи Части речи Части речи Части речи Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Служебные части речи Служебные части речи Основные.
1. Личное окончание глагола ударное? НЕТДА 2. Ставлю в инфинитив. Оканчивается на –ИТЬ? ДА НЕТ II спр. И АТ (ЯТ) 3. Глаголы брить, стелить? НЕТДА 3. Глаголы.
Алгоритмизация обучения грамматике английского языка.
Транксрипт:

Творческий отчет учителя русского языка и литературы МОУ «Федоровская СОШ 2 с углубленным изучением отдельных предметов» Васильевой Инны Анатольевны

"Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат" Алгоритм обучения - это последовательность мыслительных операций, а не вычислительных процессов. Это логическое построение, которое раскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

Согласно теории В.П.Беспалько, "основными свойствами алгоритма являются: 1.Определенность (простота и однозначность операций). 2.Массовость (приложимость к целому классу задач). 3.Результативность (обязательное подведение к ответу). 4.Дискретность (членение на элементарные шаги)"

В практике обучения орфографии наиболее часто применяются м о д е л и ДИХОТОМИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА - в форме дерева признаков с альтернативными ответами: "да"- "нет". политомических алгоритмов, которые выполняют функции как распознающих, так и разрешающих предписаний (на этапе применения знаний ).

Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы: 1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить последовательность операций; 2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них; 3) вопросы учащихся типа: "что будем писать при двух ответах "да", при четырех "нет"?

- алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов; - разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм. Алгоритмы с широким охватом орфографических правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АЛГОРИТМОВ, ОБУЧАЮЩИХ ОРФОГРАФИИ

Методика использования разрешающих алгоритмов в общем виде такова: 1.Подготовительный этап (подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка). 2.Основной этап: а)начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма. б)далее по схеме разбираются 2-3 примера. в)раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице. г)затем выполняются тренировочные упражнения (сначала -коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий 3.Этап сокращения операций (На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность).

При использовании алгоритмов поиска могут быть следующие упражнения : направленный, или выборочный, орфографический разбор с различными задачами: обозначить соответствующими цифрами все орфограммы прямо под строчками; обозначить орфограммы выборочно (например, лишь с цифрами 3,4,5 ); комментированное письмо с одновременным обозначением цифрами соответствующих орфограмм; упражнение с записью слов по рубрикам или строчкам, соответствующим пунктам этого алгоритма.

ТЕМА УРОКА «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК, -ИК»

Им. П. кузнечИк СыночЕк мячИк орешЕк Род. П. кузнечИка Сыночка мячИка орешка

АЛГОРИТМ ПРАВОПИСАНИЯ СУФФИКСОВ –ИК, -ЕК 1 шаг. Измени форму слова (Р.п.) 2 шаг. Определи, «убегает» ли гласный ДА НЕТ пиши – ЕК пиши – ИК

Н синий, зеленый юный, румяный рьяный, пряный образовано от существительногоглагола Правописание Н и НН Непроизводное слово Производное слово

Образовано от существительного ННН -АН-,-ЯН- кожаный конопляный серебряный -ИН- лебединый муравьиный змеиный …нН-,-инН- длинный старинный машинный -ЕНН-,-ОНН- соломенный экскурсионный весенний исключения: стеклянный оловянный деревянный ветреный

от глагола ННН От глагола несов. вида без зависимых слов От глагола сов. вида квашеный крашеный жареный брошенный решенный исключения: Желанный Священный Нечаянный Нежданный Невиданный Неслыханный Читанный Негаданный названый брат посаженый отец смышленый кованый жеваный Есть приставка Есть зависимое слово …ОВАНН,- (ЕВА)- покрашен- ный зажаренный жаренный в духовке крашенный краской рискован-ный прессован- ный

В кратких причастиях всегда пишется Н (кофта связана, механизм сломан) В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных (пустынный - пустынна, юный-юн) Запомни!

Проверь себя! ПрощеНое воскресенье, сдержаННый человек, мобилизоваННый воин, ранеНый солдат, морожеНое мясо, свареННый картофель, вареННый на пару, глажеНое белье, нечаяННый поступок, разодраННая одежда, чекаННая монета, золочеНый бант.

Упражнение Проще…ое воскресенье, сдержа…ый человек, мобилизова..ый воин, ране…ый солдат, мороже…ое мясо, сваре..ый картофель, варе…ый на пару, глаже…ое белье, нечая…ый поступок, разодра…ая одежда, чека…ая монета, золоче…ый бант.

Алгоритм «Как найти сказуемое в предложении?» 1. Есть ли в предложении глагол? Да Нет Глагол - сказуемое Смотри п.2 2. Есть ли в предложении краткое прилагательное (каков? и т. п.)? Да Нет Краткое прилагательное - сказуемое Смотри п Есть ли существительное в И. п., кроме подлежащего? Да Нет Существительное в И. п. - сказуемое Смотри п Есть ли полное прилагательное (какой? и т. п.), стоящее после подлежащего? Да Нет Полное прилагательное - сказуемое В предложении нет сказуемого

Как определить спряжение глагола 1. Поставьте ударение. Окончание ударное Окончание безударное 2. Примени правило: 1 спр.: - е…, - ут, -ют. 2 спр.: -и…, -ат, -ят. Например: ждёт – 1 спр. 2. Поставьте глагол в н. ф., следите за вопросом: Что дела…? – Что делать? Что сдела…? – Что сделать? 3. На что оканчивается глагол? (Н: верить) 4. См. правило. 2 спр.: все глаголы на –ить (кроме брить, стелить); 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 4 глагола на - ать: слышать, дышать, гнать, держать. 1 спр.: все остальные.

Основные виды морфологических норм русского языка Род имен существительных Вариативность падежных окончаний Образование степеней сравнения прилагательных и наречий Употребление собирательных числительных и падежных форм количественных числительных Употребление личных и притяжательных местоимений Образование форм глагола, причастий и деепричастий Новый тюль, желтое такси, МИД предупредило Выпить стакан чая - налить чаю Глубже, младше Обе подруги – оба друга; три друга, трое друзей – три подруги; пятисот книг Подошел к нему Сыплю на землю Форма множественного числа существительных Новые договоры, кожаных сапог Необходима жесткая фиксация умственных действий (например, в форме таблицы).

Части речи самостоятельные изменяемые склоняемые имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение причастие спрягаемые глагол неизменяемые наречие деепричастие служебные предлогсоюзчастица междометие

Таблицы с успехом могут заменить более экономные графические средства: - точки; - стрелки; - вопросы; - опорные слова; - буквенные обозначения В результате темпы работы ускоряются

Об алгоритмизации… Такая форма нравится детям Скучная обзорная лекция в 11 классе превращается в увлекательный урок и вызывает желание детей принимать в уроке активное участие. К следующему уроку дети сами выполняют задания, подбирая к упражнениям алгоритм, помогающий им усвоить теоретический материал, закрепить знания.

Плюсы Развитие познавательных навыков. Применение умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Развитие критического и аналитического мышления. Умение увидеть, сформулировать и последовательно решить проблему Возможность разнообразить деятельность учащихся: обучение в парах, в группах сменного состава Ситуация, когда учитель и ученик - партнеры в совместной деятельности Развитие грамотной и правильной речи и письма учащихся

Вывод: Работа с алгоритмами интересна ученикам разных классов. Все этапы при работе над алгоритмом должны быть четко продуманы. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, предлагая разные пути решения проблемы. Работа по алгоритму оживляет интерес учеников к определенной теме, учит их точности, конкретности, логичности, позволяет легко усваивать материал. Вырабатывается умение четко и правильно рассуждать по алгоритму, или применять алгоритм при решении задачи, что висит от уровня подготовки учеников.

Спасибо за внимание!

Наличие авторских разработок: Мой опыт работы по темам «Диагностика, совершенствование и коррекция знаний, умений и навыков в гуманитарном профильном классе: применение тематических тезаурусов», «Комплексный анализ текста», «Типичные ошибки по результатам тестовых заданий в ЕГЭ. Алгоритмизация материала и диагностика результатов при обучении орфографии и пунктуации» был обобщен на методическом объединении учителей русского языка и литературы в 2006, 2007 году. В 2006 году приняла участие в «Фестивале методических идей», продемонстрировав из опыта работы приемы педагогической техники в выступлении «Конструктор современного урока». В 2007 году участвовала в проведении педагогического совета «Формирование здорового образа жизни как нравственная категория образовательного процесса», где представила урок «Азбука здоровья на уроках русского языка» с применением слайд-шоу «Медицинская страница»._________________________________________ __________

Результативность моей педагогической деятельности: качество знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в 2005г. составило 57,3 %, в 2006г - 48%, в 2007г. - 55,9%. В 2007г. ЕГЭ по русскому языку сдавало 87% моих выпускников. Успеваемость составила 100%, качество знаний, умений и навыков – 62,5%. Подготовлены медалисты: две золотых (2007г.) и четыре серебряных (2007г.). Мои ученики - победители районной олимпиады по русскому языку (2 место, 2007г.), кустовой (2,3 место, 2007г.), школьной олимпиады по русскому языку (1,2,3 места, 2005,2006,2007г.). Являюсь руководителем научно- исследовательских проектов учащихся в рамках Всероссийской научно-исследовательской программы «Шаг в будущее» по русскому языку и литературе. Подготовила победителей школьной научно- практической конференции: 2 место, 2005 год; 1, 3 место и поощрение, 2006 год; 2 и 3 место 2007год. В 2007г. мои ученики - участники районной конференции.______________________________________ _______________

Дополнительные сведения: Отправлена моя разработка урока по русскому языку в профильном классе в издательский дом «Первое сентября» на участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» и в оргкомитет фестиваля «Портфолио» представлены работы 3 учениц на участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» на учебный год.