СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ г. Чебоксары, 2013 К.м.н. Федоров Александр Генрихович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сахарный диабет (СД) - одно из самых тяжелых экстрагенитальных заболеваний, ассоциирующееся с высоким риском опасных последствий как для матери так и для.
Advertisements

Эндокринологические заболевания (сахарный диабет) Научный руководитель: И.Н. Бобровский Составители: Ю.Н. Фефелова, О.Р. Гасанлы, И.А. Черкасов Государственное.
Лабораторная диагностика сахарного диабета II типа
Цель лечения артериальной гипертонии? Когда начинать и как долго лечить гипертонию? Когда начинать и как долго лечить гипертонию? Принципы лекарственной.
Сахарный диабет
«Сахарный диабет». Сахарный диабет - это заболевание эндокринной системы, которое характеризуется недостаточным уровнем в организме гормона поджелудочной.
ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ. Сахарный диабет – хроническое нарушение обмена веществ, в основе которого лежит дефицит образования собственного.
Сахарный диабет это эндокринное заболевание, характеризующееся хроническим повышением уровня сахара в крови вследствие абсолютного или относительного.
Лекция 2 ГАУЗ Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Сахарный диабет, профилактика.
Диабетологическая служба глазами родителей детей с сахарным диабетом Программа помощи детям с заболеваниями эндокринной системы, «Альфа-Эндо», осуществляется.
Организация Школы инсульта в МСЧ 11 Заведующий отделением неврологии, врач- невролог Нечаев И.В.
Список болезней. Заболевания печени гепатит цирроз Заболевания желудка гастрит Заболевания поджелудочной железы воспаление диабет Атрофия стенок кишечника.
Содержание: 1.Что такое сахарный диабет (СД) 1 типа? 2. Классификация СД 1 типа. 3. Возникновение болезни СД 1 типа. 4.Когда нужно измерять уровень сахара.
Болезни, вызываемые постоянным употреблением алкоголя.
это группа обменных заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, которая является результатом нарушения секреции инсулина, действия инсулина.
Основы углеводного обмена ГОУ ВПО ТюмГМА курс эндокринологии кафедры терапии ФПК и ППС.
Что такое диабет?. Что такое диабет Сахарный диабет – это состояние, характеризующееся повышением уровня сахара крови.
Курсовая работа по дисциплине «Биохимические основы гормональной регуляции» по теме «Современные методы диагностики и лечения сахарного диабета» МИНОБРНАУКИ.
Вариабельность гликемии – вариабельность действия инсулина.
Транксрипт:

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ г. Чебоксары, 2013 К.м.н. Федоров Александр Генрихович

Сахарный диабет (СД) - самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики.

Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.

Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.

Сахарный диабет - это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).

Сахарный диабет имеет генетический код - наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы.

Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец - риск 10 %, если больны оба родителя - риск 25 %.

Для реализации предрасположенности необходим толчок - действие провоцирующих факторов: вирусные инфекции: –эпидемический паротит, –краснуха, –ветряная оспа, –гепатит, –корь, –цитомегаловирусная, –Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы; - физические и психические травмы, - нарушение питания - злоупотребление углеводами и жирами. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы. Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений. Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.

1. Госпитализация обязательна. 2. Режим физической активности. 3. Диета 9 - исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ - это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:

4. Заместительная инсулинотерапия - доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:

5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов. 6. Лечение осложнений. 7. Фитотерапия. 8. Санаторно-курортное лечение. 9. Рациональная психотерапия. 10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля. 11. Диспансеризация. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:

ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ

СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ: Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью - ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон, зуд, особенно в области промежности. История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора. История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью. 1 ЭТАП. СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ :

ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ: Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие. Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови - гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи - глюкозурия. 1 ЭТАП. СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ :

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: п олидипсия (жажда) днем и ночью; полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость, слабость; головная боль, головокружения; снижение умственной и физической работоспособности; нойничковая сыпь на коже. 2 ЭТАП. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы. 2 ЭТАП. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений. Постовая медицинская сестра обеспечивает: Взаимозависимые вмешательства: - организацию режима с адекватной физической нагрузкой; - организацию лечебного питания - диета 9; - проведение заместительной инсулинотерапии; - прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.); - транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

Независимые вмешательства: - контроль над соблюдением режима и диеты; - подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур; - динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела; - наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям; - контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД: - организация питания в домашних условиях: ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи; самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании; проведение инсулинотерапии в домашних условиях: ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики; правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы; ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД: - обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля. - рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон мин в зависимости от возраста, волейбол мин, теннис мин, городки мин) ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания. Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога. 5 ЭТАП. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!