Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому). Цели: научить писать изложения близкое к тексту; Цели: научить писать изложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»
Advertisements

Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Подробное изложение «Первый снег». Урок русского языка в 5 классе. Учитель Ревенко Нина Васильевна. ГБОУ СОШ 2031.
Портрет Натюрморт Пейзаж Описание Автор К.Г.Паустовский.
К. Г.Паустовский Рассказ «Прощание с летом» Эпизод «Первый снег»
Зима Рассказ о природе К.Г. Паустовского. Прощание с летом.
, и.. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подготовил: учитель русского языка и литературы Ефремова Г.В. Урок русского языка в 5 классе.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Мини исследование на тему : Прилагательное. Что такое имя прилагательное? Имя прилага́тельное самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы «како́й»,
Выполнила ученица 5 класса Верхнеуринской средней школы Ванивская Ксения. Проект « Изобразительные средства языка в лирике Игнатия Дмитриевича Рождественского.»
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Автор – Судакова С. Р.. 1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов. 2. Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные.
Родина и родная природа в русской поэзии и прозе..
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
И.А. Бунин прекрасный знаток души каждого слова. М. Горький.
Подорожник Дождь сверкает – будто пот выступил на лобастой великой голове Земли. Хочется очеловечить каждую травинку. Маленький, как игрушечное весло,
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Структура экзаменационной работы. Подготовка к изложению Готовимся к ОГЭ по русскому языку Урок подготовлен учителем МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.
Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю. Сочинение – описание по картине Фёдора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Транксрипт:

Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому). Цели: научить писать изложения близкое к тексту; Цели: научить писать изложения близкое к тексту; развивать воображение, умение анализировать текст; развивать воображение, умение анализировать текст; воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского. воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

К.Г. Паустовский - вдохновенный певец природы. В своих пейзажах и описаниях Паустовский всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка цвета, запаха, звука с туманностью всей перспективы картины. Пейзаж его всегда погружен в лирическую даль - мглистую и неясную. Переменчивые, перламутровые, переливчатые оттенки света и цвета в воплощении природы часто передают у Паустовского то неясное, тревожное, еле уловимое состояние души, которое он называет "ощущением красоты и ожиданием встречи с нею". В своих пейзажах и описаниях Паустовский всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка цвета, запаха, звука с туманностью всей перспективы картины. Пейзаж его всегда погружен в лирическую даль - мглистую и неясную. Переменчивые, перламутровые, переливчатые оттенки света и цвета в воплощении природы часто передают у Паустовского то неясное, тревожное, еле уловимое состояние души, которое он называет "ощущением красоты и ожиданием встречи с нею". Т. Хмельницкая Т. Хмельницкая

Беседа: Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег». Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое. Определите тип текста. Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.

Работа над планом. 1.Прочтите текст по смысловым частям в соответствии с данными пунктами плана; 1.Прочтите текст по смысловым частям в соответствии с данными пунктами плана; 2.Составьте недостающие пункты плана 2.Составьте недостающие пункты плана План. План. 1. Странные ощущения. 1. Странные ощущения. 2. «Мёртвая тишина». 2. «Мёртвая тишина». 3. За стёклами всё было снежно и безмолвно. 3. За стёклами всё было снежно и безмолвно. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля. 5… 5… 6… 6…

План. К пункту 6. К пункту 6. Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части слова или обороты, которые вам бы хотелось сохранить в изложении. Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части слова или обороты, которые вам бы хотелось сохранить в изложении. 1. Странные ощущения. 1. Странные ощущения. 2. «Мёртвая тишина». 2. «Мёртвая тишина». 3. За стёклами всё было снежно и безмолвно. 3. За стёклами всё было снежно и безмолвно. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля. 5. Птица на ветке клёна. 5. Птица на ветке клёна. 6. «Первый снег очень к лицу земле». 6. «Первый снег очень к лицу земле».

Беседа -Определите стиль текста. Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении. Прочитаем первое предложение. -Какие слова произносятся в нём с логическим ударением? От странного ощущения. -Почему? Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?

-Как ответить на этот вопрос словами автора? Мне показалось, что я оглох. -Какое слово важно выделить в этом предложении? Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха. -Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца. - Почему слово мёртвая взято в кавычки? Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении. -Что достигается при употреблении слов в переносном значении? Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад. Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.

-Проследим, как связаны в этом абзаце предложения. В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.

-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел?) Белый и ровный свет наполнил комнату. -Почему свет назван белым и ровным? Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны. -Прочитаем следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно? К окну - за стёклами. -Рассмотрите рисунок. Прочитайте строки, которые он иллюстрирует. Перескажите их.

- Что вы мысленно видите, читая это предложение? -Отметьте в следующем предложении слова, которые употребляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её. На головокружительной высоте…одинокая луна. -Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг? В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый. - Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него. - Прочитаем ту часть текста, которая соответствует пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова. Птица – ветку; ветка – птица.

-С чем здесь сравнивается снег? Почему? Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли. Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении. - С кем сравнивает писатель землю? Почему? Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.

Предупреждение орфографических ошибок Вспомни, как пишутся слова: Вспомни, как пишутся слова: Ощущение Ощущение Показалось Показалось Комната Комната Заворожила Заворожила Закачались Закачались Снова Снова Смотри, как пишутся слова: Смотри, как пишутся слова: Необыкновенная Необыкновенная Прислушивался Прислушивался Посапывает Посапывает Показывали Показывали Увидел Увидел Застенчивая Застенчивая

Предупреждение пунктуационных ошибок. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».