Типы текстов. Повествование. Цели: рассказать о типах текста; развивать умение различать развивать умение различать их; их; воспитывать интерес к воспитывать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь. Типы речи. Урок для учащихся 7класса. Разработка урока Строкиной А.В.., учителя МОУСОШ 14.
Advertisements

Речь. Типы речи. Урок для учащихся 5 – 6 классов национальной школы Разработка урока Хуснетдиновой Л.Г., учителя МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского.
Цель. Рассказать о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.
Цель. Рассказать о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.
Смысловые типы текстов. ОПИСАНИЕ смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Что такое текст? 5 класс 5 класс. Основные единицы языка ЗВУК СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИ Е.
Классный час в 1 А классе. Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Составила Солдатенкова Елена Михайловна.
Выполнила презентацию Иляхина Э.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 41 г. Липецка г.
ДОБРО И ЗЛО Добро – это …. Зло – это …. Чтение с пометами ( V ) – уже знал ( + ) – новая информация ( - ) – думал иначе ( ? ) – не понял ( ! ) – хочу.
Подготовила : учитель начальных классов Попова Е. Ф. « Дружба - работа »
Методический комментарий Методическая разработка составлена на основе учебника русского языка для 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский.
Основы мировых религиозных культур и светской этики Светская этика Урок 8 Учитель МОУ СОШ 27 Епифанова Т.Е. Пенза, 2011.
Добродетель и порок 8 урок. 1. Вспомните названия сказок. 2. Какие добродетельные поступки совершают герои в сказке? Почему? 3. Какие порочные поступки.
Разработка открытого урока по русскому языку (Развитие речи) в 5 классе «Строение текста типа рассуждения» Мельниковой С. В. - учителя русского языка и.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа 3» г. Петухово Курганской области Урок по ОРКСЭ (Модуль.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
МОУ «Начальная школа- детский сад 52» г. Петропавловск - Камчатский Учитель: Егорова Ирина Михайловна.
ТЕМА УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЦЕЛИ: Я «ЗНАЮ» ЭТО И МОГУ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЯТАМ В ГРУППЕ. Я «НЕ ЗНАЮ» ЭТОГО И ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ ОТ РЕБЯТ. Я МОГУ ВЫДЕЛИТЬ.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Волшебные слова и добрые дела (по рассказам В. А. Осеевой) Составила библиотекарь ГОУ школы 339 Невского района Санкт- Петербурга Ваштаева Н. Ф г.
Транксрипт:

Типы текстов. Повествование. Цели: рассказать о типах текста; развивать умение различать развивать умение различать их; их; воспитывать интерес к воспитывать интерес к творчеству Ю.И.Коваля. творчеству Ю.И.Коваля.

Книги Юрия коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком. (С.Михалков.)

Основные типы речи: Повествование Повествование Что произошло? Что произошло? Описание Описание Какой? Какой? Рассуждение Рассуждение Почему? Почему? Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?; к описанию – какой?; к рассуждению – почему? Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?; к описанию – какой?; к рассуждению – почему?

Юрий Иосифович Коваль (1938 – 1995) Юрий Иосифович Коваль в молодости был сельским учителем и сочинял сначала тексты диктантов и других упражнений, чтобы интереснее учить детей. Может быть, поэтому все его книги, пронизанные любовью к деревенскому люду, к природе, окрашенные добрым, светлым юмором, так просты и интересны.

Чтение миниатюры «Кони» Редко в наших местах встретишь теперь коней. Редко в наших местах встретишь теперь коней. А встретишь – всегда обрадуешься. А встретишь – всегда обрадуешься. Один раз вышел на поляну, и вдруг кони. Один раз вышел на поляну, и вдруг кони. Остановился, смотрю. Остановился, смотрю. Кони тоже почувствовали близкого человека, подняли головы, смотрят на меня. А когда я пошёл дальше – кони двинулись неторопливо за мной. Кони тоже почувствовали близкого человека, подняли головы, смотрят на меня. А когда я пошёл дальше – кони двинулись неторопливо за мной. Я заволновался. Не знаю, чьи кони и куда им надо идти. Может, им в другую сторону, а они – за мной. Я заволновался. Не знаю, чьи кони и куда им надо идти. Может, им в другую сторону, а они – за мной. Так они шли за мной, а я гордился. Я был теперь не простой человек, а с конями. Так они шли за мной, а я гордился. Я был теперь не простой человек, а с конями. Потом-то они отстали. Потом-то они отстали.

- К какому типу речи относится данный текст? Как это доказать? - К какому типу речи относится данный текст? Как это доказать? - Можно ли содержание этого текста передать на одном фотоснимке или слайде? - Можно ли содержание этого текста передать на одном фотоснимке или слайде? Если можно, то это – описание, потому что основа его – перечень таких признаков предмета, которые воспринимаются одновременно. Если можно, то это – описание, потому что основа его – перечень таких признаков предмета, которые воспринимаются одновременно. Если нельзя, то это – повествование, потому что основа его – перечень действий, которые развиваются последовательно, происходят одно за другим, в разное время. Если нельзя, то это – повествование, потому что основа его – перечень действий, которые развиваются последовательно, происходят одно за другим, в разное время. Содержание миниатюры «Кони» передать на одном снимке нельзя, значит, это – повествование. Содержание миниатюры «Кони» передать на одном снимке нельзя, значит, это – повествование. -Перескажите текст. -Перескажите текст.

Работа с фрагментом текста из рассказа Ю.Коваля «Воробьиное озеро». Прочитайте текст. Прочитайте текст. - Ты уже сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его там, в лесах. - Ты уже сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его там, в лесах. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо по середине рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей – берёзы. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо по середине рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей – берёзы.

-Какой тип речи является основным в данном фрагменте? -Какой тип речи является основным в данном фрагменте? - Можно ли описание озера передать на одном фотоснимке или слайде? - Можно ли описание озера передать на одном фотоснимке или слайде? - Ребята в авторском тексте описание в плане прошедшего времени. Перескажите описание озера в плане настоящего времени. - Ребята в авторском тексте описание в плане прошедшего времени. Перескажите описание озера в плане настоящего времени. (Воробьиное озеро не слишком большое, но и не маленькое. Лежит оно среди лесов, а прямо посередине рассекают его воды три острова. Острова эти похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей – берёзы.) (Воробьиное озеро не слишком большое, но и не маленькое. Лежит оно среди лесов, а прямо посередине рассекают его воды три острова. Острова эти похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей – берёзы.) -Запишите в тетради. -Запишите в тетради.

Работа с фрагментом текста из рассказа Ю.Коваля «Сковорода» Прочитайте текст. Прочитайте текст. На реке Сестре есть залив, который называется Сковорода. На реке Сестре есть залив, который называется Сковорода. Плывёшь на лодке по узкой протоке – это вроде ручка Сковороды – и вдруг выплываешь в залив, небольшой, но такой круглый, будто кто-то нарочно округлил её берега. Плывёшь на лодке по узкой протоке – это вроде ручка Сковороды – и вдруг выплываешь в залив, небольшой, но такой круглый, будто кто-то нарочно округлил её берега. Вода здесь чёрная, закопчённая. Вода здесь чёрная, закопчённая. Ослепительными кажутся кувшинки и кубышки, крупные, как чайные чашки. Ослепительными кажутся кувшинки и кубышки, крупные, как чайные чашки. Девушки в красных платьях ворошат на берегу сено. Над ними звенят стрекозы; веером выпрыгивают из-под ног кузнечики, взлетают бабочки, трепещут у самого лица, шепчут что-то на ухо. Девушки в красных платьях ворошат на берегу сено. Над ними звенят стрекозы; веером выпрыгивают из-под ног кузнечики, взлетают бабочки, трепещут у самого лица, шепчут что-то на ухо. -Ответьте письменно на вопрос: почему залив называется Сковорода? -Ответьте письменно на вопрос: почему залив называется Сковорода?

Примерный ответ на вопрос: Залив называется Сковорода, потому что по форме и даже по цвету он напоминает сковороду. Сам залив небольшой и такой круглый, будто кто- то нарочно округлил его берега. Вода в нём чёрная. Закопчённая. А протока, по которой на лодке можно выплыть в залив, - узкая, вроде ручки сковороды. Залив называется Сковорода, потому что по форме и даже по цвету он напоминает сковороду. Сам залив небольшой и такой круглый, будто кто- то нарочно округлил его берега. Вода в нём чёрная. Закопчённая. А протока, по которой на лодке можно выплыть в залив, - узкая, вроде ручки сковороды. - Какой тип речи у вас получился?

Работа с текстом В. Осеевой «Плохо». Прочитайте текст, определите тип речи, своё мнение обоснуйте. Прочитайте текст, определите тип речи, своё мнение обоснуйте. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно? - Как вам не стыдно? - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. - Что выражено в названии рассказа: тема его или основная мысль? - Что выражено в названии рассказа: тема его или основная мысль? - Объясните знаки препинания при диалоге. - Объясните знаки препинания при диалоге.

Прочитайте пункты плана к тексту. Восстановите их последовательность. Запишите план. Женщина отогнала собаку. Женщина отогнала собаку. «Как вам не стыдно!» «Как вам не стыдно!» Котёнок «жалобно мяукал». Котёнок «жалобно мяукал». Мальчики стояли рядом и «ничего не делали». Мальчики стояли рядом и «ничего не делали». «Собака яростно лаяла». «Собака яростно лаяла». 1.«Собака яростно лаяла». 1.«Собака яростно лаяла». 2. Котёнок «жалобно мяукал». 2. Котёнок «жалобно мяукал». 3. Мальчики стояли рядом и «ничего не делали». 3. Мальчики стояли рядом и «ничего не делали». 4. Женщина отогнала собаку. 4. Женщина отогнала собаку. 5. «Как вам не стыдно !» 5. «Как вам не стыдно !»