Заголовок и основная мысль текста. Цели: закрепить понятия «тема текста», «основная мысль текста»; развивать умение находить предложения, в которых выражена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧТЕНИЕ Система работы с текстом (1). Диагностика КАК ВЫ УМЕЕТЕ ЧИТАТЬ 1. Прочитайте про себя текст так, чтобы усвоить его содержание. Отметьте время,
Advertisements

Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Автор презентации: Ивченко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Веселовская СОШ»
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Что такое текст.. Тебе, конечно, приходилось слышать слово текст. А что такое текст? Трудно?
Как готовить домашнее задание ?. Письменные задания Внимательно прочитай задание; Повтори правила, определения, связанные с работой; После выполнения.
«Отзыв о книге. Дневник чтения.» Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов Автор: вед. библиотекарь МОУ СОШ 9 Капустина Людмила Николаевна.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Урок-практикум. Обучение написанию сочинения- рассуждения.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Структура экзаменационной работы. Подготовка к изложению Готовимся к ОГЭ по русскому языку Урок подготовлен учителем МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.
Что же значит уметь читать? Авторы презентации: ученицы 5«А» класса МОУ «СОШ 8» г.Анжеро-Судженска Агажанова Оксана Кропотова Лиза.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
В пространстве текста. ( Комплексный анализ текста ) Всем хорошим я обязан книге. М.Горький Марютина Наталья Витальевна
Как готовить домашние задания Памятка ученику. Работая на уроке ты экономишь время Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама.
Транксрипт:

Заголовок и основная мысль текста. Цели: закрепить понятия «тема текста», «основная мысль текста»; развивать умение находить предложения, в которых выражена основная мысль текста, её связь с заглавием, определять и формулировать тему текста; воспитывать интерес к слову.

Опрос : -Ребята, что такое текст? Каждый текст создаётся на определённую тему. ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

-Каковы признаки текста? Перечислите. 1.Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить). 2.Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т. п.). 3.Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом). 4.Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание). 5.Связность изложения (по смыслу и грамматически). 6.Иногда членение текста на микротемы (абзацы). 7.У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

-Что такое тема текста? ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

-Что такое основная мысль текста? В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Работа с текстом учебника - О чём говориться в тексте (какова его тема)? - Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Я. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.

ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком- то говорят: «Порядочный человек»? и задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».

Выполнение упражнения 113 Прочитайте заметку в стенгазету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке? Отредактируйте эту заметку – при этом вы можете оставить или изменить её название.

Интересная встреча Недавно(1) на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы показали на выставке, что(2) мы умеем делать(3). Витин дедушка нас похвалил и сказал: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь делать всё своими руками». Когда мы стали читать стихи и петь песни, все зашумели(4). Было скучно, и время тянулось долго-долго. Очень хотелось домой. Наконец нас отпустили, и мы весело побежали в разведку. Замечания редактора1. 1.Когда именно состоялась встреча? 2.Что же было на выставке? Как ребята показывали свои изделия? 3.Что привлекло внимание гостей? 4.Значит, не всё интересно было на этой встрече? Может быть, об этом надо написать как-то иначе или совсем не писать, если заметка называется «Интересная встреча»?

Отредактированная заметка. Интересная встреча 12 октября на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы представили на выставке работы нашего класса. Мальчики показали изделия из дерева: скворечники, скалки, указки, разделочные доски, а девочки устроили дегустацию выпечки и блюд, которые они приготовили сами. Витин дедушка нас похвалил, сказав: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь делать всё своими руками», и дал нам несколько полезных советов, которые обязательно пригодятся в жизни. После выставки мы стали читать стихи, петь песни, танцевать, провели увлекательную викторину и ещё пару конкурсов, в которых с удовольствием приняли участие наши гости. Всем встреча очень понравилась и запомнилась, она была весьма интересной! Каждый из нас хотел бы её повторить.

Домашнее задание Найти статью в газете, определить её основную мысль, записать в тетрадь (каллиграфическим почерком) и ответить на вопрос: отражается ли основная мысль в заголовке статьи?