Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
Advertisements

А.С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
Стихотворение А. С. Пушкина « У лукоморья дуб зелёный …» ( Отрывок из поэмы « Руслан и Людмила »)
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт на право - песнь заводит, Налево – сказку говорит.
Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) А.С. Пушкин У лукоморья дуб зелёный (Из поэмы "Руслан и Людмила) У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе.
А.С.Пушкин ( ) Лицей, в котором учился А.С.Пушкин с г.
Презентация к уроку (литература, 5 класс) на тему: Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"
«У лукоморья…» А.С.Пушкин. А.С.Пушкин Арина Родионовна.
Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма ! А. С. Пушкин Подготовила –учитель русского языка и литературы, мировой литературы, Исаева И.Н.
Урок русского языка в 5 классе «Путешествие по Лукоморью» Автор разработки: Бекарюкова Н.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Утевка.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Александр Сергеевич Пушкин. Создателем современного литературного языка считается Александр Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
«У лукоморья дуб зеленый…» Учебная ситуация ПИППКРО Владивосток, 2012.
Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа» Демидова Мария Алексеевна.
« У лукоморья дуб зелёный …» Подготовила Спиридонова Н. Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 17 р. п. Юрты.
МАДОУ « РАДОСТЬ » - детский сад 66» А. С. Пушкин ( для детей 5-7 лет ) Выполнила воспитатель Шмакова А.С.
Презентация к уроку литературного чтения в 7 классе Антонова Е. А. МСКОУ « Специальная ( коррекционная ) школа - интернат VII-VIII вида » г. о. Электросталь.
Лукоморье Из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Раскатова Лаура, Бобкова Яна, ученицы 6 «Б» класса МБОУ СОШ 22 имени Героя России В.Е Едаменко г. Приморско - Ахтарск Краснодарского края Учитель – Гращенкова.
Транксрипт:

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (пролог)

Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Лицее. Закончил и написал ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет. Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила»».

Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию.

Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском, где он слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, Арина Родионовна, где он слышал живую, яркую народную речь на местных ярмарках. А.С.Пушкин сам определяет жанр «Руслана и Людмилы» («… сказку эту поведаю теперь я свету».)

1. Каким настроением проникнут Пролог? 2. Какие эпитеты создают живописную палитру стихотворения? 3. Какие образы-сюжеты вы предложили бы для иллюстрации Пролога?

Источником первых шести строк является формула из сказки «Чудесные дети», дословно воспроизведенная поэтом. Обычно кот имеет какой-нибудь эпитет: ученый, заморский, морской. Чаще всего рассказчики давали коту кличку – прозвище, в котором подчеркивалось его чудесное умение петь песни и рассказывать сказки: кот-баюн, кот-певун, кот- говорун. Получается, что Пушкин с самого начала настраивает читателя на сказочный лад, заявляя, что историю Руслана и Людмилы ему рассказал сам «кот ученый».

Далее появляются сцены из сказок. Однако первые образы – лешего и русалки – еще не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые русский народ издавна верил.

Мир волшебного входит в сознание читателя постепенно. Вот появляется хорошо знакомая каждому избушка на курьих ножках.

А с тридцатью витязями мы знакомы по пушкинской сказке. Откуда эти строчки: В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.

Следующая сценка («Колдун несет богатыря») – из поэмы «Руслан и Людмила», которая, в свою очередь, восходит к сказке «три подземных царства».

А вот царевна и волк «пришли» из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».

Баба Яга и Кощей могли прийти из самых разных сказок.

В конце Пролога мы вновь встречаемся со сказочной формулой, слегка измененной поэтом. Вспомните эту традиционную сказочную концовку. («И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»). Что изменил в ней поэт и зачем? (Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввел целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил». Этим поэт подчеркивает, что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и расстаться с ним не желает.