Адыгейский орнамент. За многие столетия развития прикладного искусства у адыгов выработался своеобразный стиль орнамента, основу композиции которого составляют.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
От какого слово произошло слово ОРНАМЕНТ, что оно означает? Что означает слово ДЕКОРАТИВНЫЙ? Какое значение имел орнамент и декоративные украшения в древности?
Advertisements

Слово «орнамент» ведет свое происхождение от латинского слова «Ornamentum», что означает «украшенный». Слово «орнамент» ведет свое происхождение от латинского.
Материал подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ «Ильинская СОШ» Жулейкина Ирина Валерьевна.
Материал подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ «Ильинская СОШ» Жулейкина Ирина Валерьевна.
Аппликация и вышивка на одежде алтайцев, самобытность и высокие художественные достоинства алтайских национальных орнаментов привлекли наше внимание.
Марийская вышивка. Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества.
Вышивка орнамента Конкурс «Презентация к уроку» Учитель технологии МОУ «Гимназия 2» Орлова Н. А Г. Пермь 2011 год.
Подготовила Тетерятникова Марина Владимировна Учитель технологии МОУ-СОШ 33 Советского района г. Тулы.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Открытый урок Тема: Национальный адыгейский костюм. Подготовила учитель технологии Энемской СОШ 25 Минакова В.В.
Орнаменты Древнего Египта. Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс)
КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Преподаватель: Мельникова Е.В.
Тема: Тема: Декоративно- прикладное искусство. Традиции народного орнамента.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Аппликация и вышивка на одежде алтайцев, самобытность и высокие художественные достоинства алтайских национальных орнаментов привлекли наше внимание.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Тест по теме «Вышивка». Изучите презентацию по теме «Марийская вышивка» и выполните тест.Изучите презентацию по теме «Марийская вышивка» и выполните тест.
Художественные особенности орнаментального искусства народов Дальнего Востока.
Автор: Чупрова В.М. – учитель технологии Школы продуктивного образования (филиал МОУ «Лицей 40») Петрозаводск 2007г.
Транксрипт:

Адыгейский орнамент

За многие столетия развития прикладного искусства у адыгов выработался своеобразный стиль орнамента, основу композиции которого составляют симметрично расположенные элементы животного и растительного происхождения, роговидные завитки животных, трилистники или пятилистники. За многие столетия развития прикладного искусства у адыгов выработался своеобразный стиль орнамента, основу композиции которого составляют симметрично расположенные элементы животного и растительного происхождения, роговидные завитки животных, трилистники или пятилистники. Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Вышитый на женской одежде бараний рог выполнял магическую роль оберега, предохранения от злых духов. Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Вышитый на женской одежде бараний рог выполнял магическую роль оберега, предохранения от злых духов. Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу плодовых деревьев, а также липы, ясеня, дуба, боярышника, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье. Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу плодовых деревьев, а также липы, ясеня, дуба, боярышника, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье.

для композиции адыгского узора, основанной на упорядоченном расположении на предмете или вещи одного или нескольких мотивов, свойственны: лаконичность изобразительных элементов, симметричность построения мотива, гибкость и плавность линий, контрастность цвето-тоновых сочетаний фона и рисунка узора, гармония общего колористического решения с учетом назначения вещи или предмета, которые в совокупности делают узор в высшей степени художественно-выразительным. для композиции адыгского узора, основанной на упорядоченном расположении на предмете или вещи одного или нескольких мотивов, свойственны: лаконичность изобразительных элементов, симметричность построения мотива, гибкость и плавность линий, контрастность цвето-тоновых сочетаний фона и рисунка узора, гармония общего колористического решения с учетом назначения вещи или предмета, которые в совокупности делают узор в высшей степени художественно-выразительным.

Золотошвейное искусство

Техника городской вышивки.конец 19 в. Техника городской вышивки.конец 19 в.

В декоративной обработке древесины излюбленным приемом украшения была резьба нескольких видов от более простой контурной до трехгранно- выемчатой, плоско-рельефной и сквозной (ажурной) с использованием тради- ционного орнамента солярного, растительного и зооморфного. Сочетание нескольких методов отделки позволяло получать удивительные по красоте и изяществу изделия В декоративной обработке древесины излюбленным приемом украшения была резьба нескольких видов от более простой контурной до трехгранно- выемчатой, плоско-рельефной и сквозной (ажурной) с использованием тради- ционного орнамента солярного, растительного и зооморфного. Сочетание нескольких методов отделки позволяло получать удивительные по красоте и изяществу изделия

Орнамент в обработке древесины

Орнамент кинжалов Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой. Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой.

Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых – стиль животного узора, во-вторых – линейно-геометрический стиль; и поэтому на искусстве адыгов отразились все этапы. У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы – трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды. В адыгейских жилищах кровати, дивны, стены украшались изящными узорными циновками (пIуаблэ, хьацыр) из болотного камыша. В плетении циновок из рогоза достигли наивысшего искусства. Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых – стиль животного узора, во-вторых – линейно-геометрический стиль; и поэтому на искусстве адыгов отразились все этапы. У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы – трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды. В адыгейских жилищах кровати, дивны, стены украшались изящными узорными циновками (пIуаблэ, хьацыр) из болотного камыша. В плетении циновок из рогоза достигли наивысшего искусства.

Циновки Адыгские циновки в силу своей многофункциональности (использовались как декоративные ковры-панно и па- ласы, жесткие матрацы, намазлыки, являлись принадлежностью похоронного обряда) несли основную эстетическую нагрузку в украшении интерьера жили- ща.Орнаментом украшались и другие предметы обихода, изготовлявшиеся ме- тодом плетения: веера, корзины, коробочки для рукоделия и др. Адыгские циновки в силу своей многофункциональности (использовались как декоративные ковры-панно и па- ласы, жесткие матрацы, намазлыки, являлись принадлежностью похоронного обряда) несли основную эстетическую нагрузку в украшении интерьера жили- ща.Орнаментом украшались и другие предметы обихода, изготовлявшиеся ме- тодом плетения: веера, корзины, коробочки для рукоделия и др.

Циновки

Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингуше й. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингуше й. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож.осетинногайцевбалкарцевингуше йосетинногайцевбалкарцевингуше й

Золотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья орнамент в виде бордюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромб, от углов которого отходили побеги, линии, несущие дополняющие орнаментальные мотивы. В очень редких случаях орнамент был асимметричным. Орнамент не был усложнёным, наоборот довольно лаконичным, у западных адыгов преобладали растительные мотивы у восточных зооморфные. Золотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья орнамент в виде бордюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромб, от углов которого отходили побеги, линии, несущие дополняющие орнаментальные мотивы. В очень редких случаях орнамент был асимметричным. Орнамент не был усложнёным, наоборот довольно лаконичным, у западных адыгов преобладали растительные мотивы у восточных зооморфные.кабардинокабазиноксимметричнымромбасимметричнымкабардинокабазиноксимметричнымромбасимметричным Абазинки и черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие вета как: синий, бирюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); так же избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком. Абазинки и черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие вета как: синий, бирюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); так же избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком.