СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного.
Advertisements

Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Содержание и структура рабочей программы педагога.
Требования к содержанию и структуре рабочей программы педагога Зам. директора по УВР МОУ «СОШ п. Бурасы Новобурасский района Саратовской области» Косякова.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Проектирование учебной рабочей программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования.
Информационно – методический отдел Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа начальные классы Кошелева Т.А., методист ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы.
Структура рабочей программы. Рабочая программа – нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой,
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ

Рабочая программа педагога - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации его образовательной деятельности. Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога (Приложение 1). Рабочая программа педагога составляется на основе государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана школы и примерных (типовых) учебных программ. Рабочая программа является локальным и индивидуальным документом педагога. Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности. Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; состояние здоровья учащихся; уровень их способностей; уровень их способностей; характер учебной мотивации; характер учебной мотивации; качество учебных достижений; качество учебных достижений; образовательные потребности; образовательные потребности; возможности педагога; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения. состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; недостаточно обосновывается необходимость их разработки; недостаточно обосновывается необходимость их разработки; отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие; отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие; не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета. не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ педагога Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов: Титульный лист (название программы). Титульный лист (название программы). Пояснительная записка. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Учебно-тематический план. Содержание тем учебного курса. Содержание тем учебного курса. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Перечень учебно-методического обеспечения. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). Список литературы (основной и дополнительной). Приложения к программе. Приложения к программе. Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. Пояснения к структурным элементам программы Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы. Рабочая программа выполняет следующие функции:

Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образователь­ ного процесса, особенностей учебного плана школы). Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образователь­ ного процесса, особенностей учебного плана школы). Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования. Наличие признаков нормативного документа. Наличие признаков нормативного документа. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения. Конкретность представления элементов содержания образования. Конкретность представления элементов содержания образования. Функции программы определяют следующие требования к ней:

Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­ циплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­ циплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Рабочая программа обязательно утверждается руководителем образовательного учреждения. Рабочая программа обязательно утверждается руководителем образовательного учреждения. Назначение пояснительной записки в структуре программы : Назначение пояснительной записки в структуре программы : - кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников; - кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников; - дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения. - дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения. Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы: Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы: - при постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, - при постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, - заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. - заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

Задачи предмета обычно группируются как: мировоззренческие; мировоззренческие; методологические; методологические; теоретические; теоретические; развивающие; развивающие; воспитывающие; воспитывающие; практические практические

При формулировке целей и задач необходимо учитывать требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету. В требованиях отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система или комплекс знаний; конечная система или комплекс знаний; перечень умений и навыков (способов деятельности); перечень умений и навыков (способов деятельности); перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу. В учебно-тематическом плане отражаются темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 2 ) Формулировка темы рабочей программы, календарно- тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов: единства содержания обучения на разных его уровнях; единства содержания обучения на разных его уровнях; отражения в содержании обучения задач развития личности; отражения в содержании обучения задач развития личности; научности и практической значимости содержания обучения; научности и практической значимости содержания обучения; доступности обучения. доступности обучения. Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов: Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов: специализации образовательного учреждения; специализации образовательного учреждения; подготовленности обучающихся; подготовленности обучающихся; наличия соответствующего оборудования и других. наличия соответствующего оборудования и других.

Основная цель практического раздела программы формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков. Основная цель практического раздела программы формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень: -лабораторных и практических работ, -лабораторных и практических работ, -учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов. -учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 3 В последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. При выборе учебника необходимо учитывать содержательные и дидактические критерии.

Основными требованиями к учебнику являются: его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем; его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем; отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника; отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника; полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля); полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля); информативность основных текстов, оптимальность системы заданий; информативность основных текстов, оптимальность системы заданий; целесообразность внетекстовых компонентов, по­лиграфическое качество учебника. целесообразность внетекстовых компонентов, по­лиграфическое качество учебника.

Алгоритм построения рабочей программы Первый этап Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает несколько подэтапов:

Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.

Второй этап На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года. Третий этап После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование.