«Система образов в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Модель урока для учащихся 9 классов. Модель урока для учащихся 9 классов. Подготовила: Лагунина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Белогорская крепость в жизни Петра Гринева. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Advertisements

Презентация про «Капитанскую дочку» по произведению А.С.Пушкина.
Презентация к уроку (литература, 8 класс) по теме: А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"
Швабрин Проблема Швабрин совершает как бесчестные поступки, так и положительные. Так каков же он, честен или без чести и совести?
1. развивать навыки самостоятельной работы с художественным текстом; 2. укреплять навыки в высказывании и аргументации своего мнения; 3. развивать навыки.
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина.
Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент.
Швабрин – человек чести или бесчестия?. Цель работы: Провести наблюдение за поведением Швабрина на страницах повести Провести наблюдение за поведением.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Швабрин – человек чести или бесчестия?. Цель работы: Провести наблюдение за поведением Швабрина на страницах повести Ответить на вопрос: Швабрин – человек.
Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему: Урок по литературе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка".
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 8–9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва Урок 6.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Мартюшева С. Н. учитель русского языка и литературы Ильинская СОШ Катайский район. Оформление : Потапова Анастасия, ученица 10 класса Ильинская СОШ Катайский.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Развитие характера главного героя. Гринёв в Белогорской крепости. 2-й урок.
Вечные проблемы в произведении «Капитанская дочка» Чулкова Ольга 8 а.
Изображение народной войны и ее вождя Цель урока: проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым раскрывает характеры героев, показывает.
Александр Сергеевич Пушкин Игра по повести «Капитанская дочка»
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.
Транксрипт:

«Система образов в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Модель урока для учащихся 9 классов. Модель урока для учащихся 9 классов. Подготовила: Лагунина Е. Подготовила: Лагунина Е.

Методическая информация Вид урока: урок – беседа. Цели урока: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева); помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести; воспитывать способности к нравственному выбору.

Методы и приемы: Эвристический (беседа, пересказ с элементами анализа, анализ образа героя) Исследовательский (самостоятельный анализ образа героя, элементы сопоставительного анализа)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Проверочная работа

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник С. Иванов. 1899

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Глава 2. «Вожатый». Встреча в буране Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник С. Герасимов

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Глава 3. «Поединок». Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник А. Иткин

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник А. Иткин Глава 6. «Пугачевщина». Допрос башкирца. Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник С. Герасимов

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Глава 7. «Приступ». Прощание Маши с отцом. Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорее». (Маша кинулась ему на шею и зарыдала.)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник С. Герасимов

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник С. Герасимов Глава 7. «Приступ». Пугачев и Савельич. Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! говорил бедный дядька. Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник А. Иткин

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник А. Иткин Глава 12. «Сирота». Освобождение Маши. Я взглянул и обмер. На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. Увидя меня, она вздрогнула и закричала. Что тогда со мною стало не помню. Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкою: «Хорош у тебя лазарет!»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова. 1882

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова Глава 14. «Суд». Маша Миронова и императрица. Вы просите за Гринева? сказала дама с холодным видом. Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. Ах, неправда! вскрикнула Марья Ивановна. Как неправда! возразила дама, вся вспыхнув. Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю. Дама выслушала ее со вниманием

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник А. Иткин

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Художник А. Иткин Глава 14. «Суд». «Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова». Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца.

Система образов в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Д. И. Фонвизин Недоросль

Таблица ГриневПугачевШвабрин 1. Портрет 2. Характер 3. Речь 4. Поступки 5. Отношение к нему других героев 6. Отношение к нему автора 7. Судьба 8. Вывод

Петр Андреевич Гринев Образ Гринева дан в развитии, черты его характера перед читателями раскрываются постепенно. Образ Гринева дан в развитии, черты его характера перед читателями раскрываются постепенно. «…слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых зна­комых. То же пророчу и тебе... если сохранишь в сердце твоем два пре­ красных качества... доброту и благородство ». «…слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых зна­комых. То же пророчу и тебе... если сохранишь в сердце твоем два пре­ красных качества... доброту и благородство ».

Алексей Иванович Швабрин Гринев и Швабрин являются антиподами. И если Гринев в своем выборе руководствуется понятием чести, то Швабрин – личной выгодой. Гринев и Швабрин являются антиподами. И если Гринев в своем выборе руководствуется понятием чести, то Швабрин – личной выгодой.

Гринев и Швабрин. Какие они разные! Что общего между ними: Что общего между ними: а) офицеры из дворян; б) оба любят Машу; в) оба молоды; г) служат в Белогородской крепости. а) офицеры из дворян; б) оба любят Машу; в) оба молоды; г) служат в Белогородской крепости. Различия между ними: Различия между ними: а) воспитание; б) отношение к окружающим; в) отношение к Маше; г) отношение к воинскому долгу. а) воспитание; б) отношение к окружающим; в) отношение к Маше; г) отношение к воинскому долгу.

Емельян Иванович Пугачёв Образ Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Образ Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Важнейший принцип создания образа Пугачева превращение, метаморфоза. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. Важнейший принцип создания образа Пугачева превращение, метаморфоза. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений.

Поиграем? Кому принадлежит это качество? Гриневу? Пугачеву? Швабрину? Кому принадлежит это качество? Гриневу? Пугачеву? Швабрину? ГриневПугачевШвабрин подлость храбрость вспыльчивость доброта милосердие изворотливость властность одиночество храбрость милосердие одиночество трусость жестокость искренность честь слабость духа впечатлительность

Подведем итоги Какой же образ у нас дан в развитии? Какой же образ у нас дан в развитии? А образ Швабрина и Пугачева? А образ Швабрина и Пугачева? В чем же особенности образов в повести? В чем же особенности образов в повести?

Подготовка к сочинению по повести Пушкина «Капитанская дочка» «Гринев в Белогородская крепости» «Гринев в Белогородская крепости» «Белогородская крепость в жизни Гринева» «Белогородская крепость в жизни Гринева»

Работа над сочинением 1. Переформулировать каждую тему в вопрос. Тезис. 1. Переформулировать каждую тему в вопрос. Тезис. 2. Цитатный план. 2. Цитатный план. 3. План сочинения. 3. План сочинения. 4. Черновая работа. 4. Черновая работа. 5. Чистовая работа. 5. Чистовая работа.

«Гринев в Белогорской крепости» Цитатный план 1. «И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!» (первые впечатления Гринева от Белогорской крепости). 2. «...Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною» а)«Незаметным образом привязался я к доброму семейству...»; а)«Незаметным образом привязался я к доброму семейству...»; б)«Марья Ивановна нравилась мне...». б)«Марья Ивановна нравилась мне...». 3.«Присутствие Швабрина было мне несносно»: а)«Час от часу беседа его становилась для меня менее при­ ятною»; а)«Час от часу беседа его становилась для меня менее при­ ятною»; б)«Мы условились драться...». б)«Мы условились драться...». 4.«Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит!» И т. д.

«Белогорская крепость в жизни Гринева» План сочинения I. Вступление. Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда? II. Основная часть. Под влиянием каких встреч и событий в Белогорской крепости произошли изменения в Гриневе? 1.Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую качества характера, проявленные при этом (столкновение со Швабриным, письмо отца, обращение за помощью к Пугачеву). 2.История отношений Гринева со Швабриным 3.«Сильное и благое потрясение» в жизни Гринева III. Заключение. Почему рассказ о жизни в Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?

Темы для домашнего сочинения: Белогородская крепость в жизни Гринева. Белогородская крепость в жизни Гринева. Гринев в Белогородской крепости. Гринев в Белогородской крепости. Маша Миронова – образ русской православной девушки (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Маша Миронова – образ русской православной девушки (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».