Коррекционная педагогика область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально- психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении В современную педагогическую науку термин был введен в 1988 г. Первыми попытались его раскрыть П.В. Кащенко и В. В. Мурашов Целью коррекционного образования является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка в процессе общего образования, подготовки к жизни и труду
Ребенок с диагнозом ЗПР – это ребенок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел и умел. Сеген
Основные методологические подходы в педагогике СистемныйЛичностныйДеятельностный Полисубъектный (диалогический) КультурологическийАнтропологический
- Цели образования, обучения детей (может быть одна цель на несколько уроков, но задачи должны быть всегда разные); - Содержание образования; - Методы образования; - Приемы; - Формы и средства, которые включаются в педагогический процесс.
Цель деятельностиПланированиеОрганизацияОценка результатовСамоанализКорректирующая работа компоненты
Задача: отследить взаимоотношения ребенка в коллективе и с учителем, создать определенный положительный психологический климат
Предполагает изучение всех наук о ребенке. Основоположником является К. Д. Ушинский
Небольшой по объему и доступный материал Должно быть непродолжительным Должно закрепляться практической частью Можно задавать вопросы (чтобы уяснить как ребенок усваивает материал)
Должен быть небольшим по объему и содержать ограниченное количество новых сведений Начинать рассказ с какого либо вопроса или занимательного факта Излагаемые сведения следует сопровождать примерами или наглядной демонстрацией Рассказ может проводиться в начале урока или по ходу урока, разбив его на логические части На доске может быть записан план рассказа
Используется только та наглядность, которая отвечает целям и задачам урока Педагог заранее определяет на каком этапе урока, какая наглядность будет использована Должно быть строго дозированное количество наглядности (две – три наглядности максимально) Нельзя выставлять все наглядность сразуВся наглядность должна быть подписана Необходимо выбирать доступные средства наглядности и готовить учащихся к восприятию наглядности и ее усложнению постепенно
Беседа (вопрос на ответный метод) Работа с книгой Игра Лабораторно- практические работы Работа с различными видами упражнений
Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. Для формирования положительного отношения к учебе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке. Постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор. Создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираться на игру, делать ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей на уроке, возбуждать интерес, эмоции, удивление, важна также новизна и формирование оптимистического настроения.