Психологическое сопровождение внеурочной деятельности. Калугина Наталья Андреевна, зав.кафедрой ПиП ХК ИРО, к.псх.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Общекультурное Обще- интеллектуальное Социальное Игровая; Познавательная;
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Картбаева Агалтын Сатпаевна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ с. Караганка.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности : 1) Игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно – ценностное.
Универсальные учебные действия коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Ленинская средняя общеобразовательная школа.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Транксрипт:

Психологическое сопровождение внеурочной деятельности. Калугина Наталья Андреевна, зав.кафедрой ПиП ХК ИРО, к.псх.н.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)

Типы образовательных программ внеурочной деятельности Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для начальной школы – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для средних классов – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для старших классов – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;

Деятельность психики осуществляется взаимовлиянием психических явлений Психические процессы Психические состояния Психические свойства

Психические процессы Психическая функциональная система в действии – это психический процесс. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

Психические свойства Как любая система, психика человека обладает системными свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Люди отличаются друг от друга эмоциональной чувствительностью, уровнем интеллекта, временем реакции, совестливостью, дружелюбием и т.д. Психологи предпочитают говорить об индивидуально- психологических особенностях людей, а не просто о свойствах психики, подчеркивая этим, что выраженность психических свойств проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей.

Психические состояния Психические состояния – это относительно длительные реакции организма и психики человека на различные внешние (ситуация) и внутренние (выполняемая деятельность) воздействия. Эти реакции имеют приспособительный, или адаптивный характер, т.к. направлены на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания. Следовательно, возникновение этих реактивных состояний связано с достижением организмом полезного для него результата.

Психические состояния, возникающие в процессе деятельности, называются состояниями психической напряженности. Любое отклонение от состояния релаксации требует дополнительных энергетических затрат, напряжения психической сферы человека.

Выделяются две категории состояний психической напряженности – компенсируемой и некомпенсируемой. И те, и другие характеризуются расходованием функциональных ресурсов в процессе выполнения деятельности. Но первые отличаются от вторых тем, что после выполнения деятельности наблюдается восстановление «психической свежести». В то же время существует категория видов производственной деятельности, в которых копится психологическая усталость, например, учителя и воспитатели и др. Такие виды деятельности связаны с развитием психического пресыщения и психическим выгоранием, могут приводить к соматическим и психическим расстройствам.

Понятие «личность» в отечественной психологии Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность – это устойчивая система социальных взаимоотношений человека с окружающим миром.

Общая характеристика дошкольного возраста. 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Ведущий тип деятельности Социальная ситуация развития Возрастные новообразования Сюжетно-ролевая играРебенок – общественный взрослый. Взрослый становится для ребенка носителем общественных функций в системе общественных отношений. - Формирование мировоззрения ребенка – как упорядоченной системы информации, закономерностей, объяснений окружающей действительности.

-Возникновение эстетических, нравственных мотивов. -Соподчинение мотивов. -Возникновение личностного сознания, появление реалистичной самооценки. -Возникновение произвольного поведения.

Схема развития форм со взрослыми продолжение 5-7 лет Внеситуативно- личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Общая характеристика младшего школьного возраста Ведущий тип деятельности Социальная ситуация развития Возрастные новообразования Учебная деятельность Ребенок – учитель (ребенок – дети; ребенок – родители) Произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализаци я, внутренне опосредование, что связано с усвоением научных понятий;

Общая характеристика младшего школьного возраста -рефлексия, спосбность к самооцениванию; -планирование, целепологание; -обобщенное, отвлеченное, логическое мышление.

Неблагоприятные варианты развития младшего школьника 1.Хроническая неуспешность; 2.«Уход от деятельности» 3.«Негативистическая демонстративность» 4.«Интеллектуализм»

Этапы формирования уровней сознания в онтогенезе. 1 период (до 1 года) - бодрствующее сознание; 2 период (от 1 года до 3 лет) - предметное сознание; 3 период (от 3 до 9 лет) - индивидуальное сознание (самосознание); 4 период (от 9 лет до 16 лет) - коллективное сознание; 5 период (от 16 лет до 22 лет) - рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание.

Структура личности Личностный уровень: Самопринятие, самоопределение, самооценка, направленность на успех, личностная рефлексия Система взаимосвязи: интеллектуальная регуляция, эмоционально-волевая регуляция Индивидуальный уровень: Темперамент, характер Задатки, способности

Темперамент Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее динамическую и эмоциональную стороны в поведении и деятельности. Динамические проявления определяются свойствами центральной нервной системы (по И.П.Павлову): 1. сила процесса возбуждения и торможения, которая зависит от работоспособности нервных клеток; 2. уравновешенность нервной системы, то есть степень соответствия силы возбуждения силе торможения; 3. подвижность нервных процессов, то есть скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Характер Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер определяется системами отношений (полярными по своей сути): 1.В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность- замкнутость, правдивость-лживость, тактичность- грубость, доброта-злобность, скромность-наглость, простодушие-хитрость, великодушие-мелочность, справедливость-несправедливость и т. д.). 2.В отношении к делу ( деловитость-легкомыслие, ответсвенность-недобросовестность, трудолюбие- леность, корысть-бескорыстие, упорство-вялость, одаренность-бездарность, принципиальность- беспринципность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность, гордость- приниженность, совестливость-бессовестность, скромность-хвастовство, себялюбие-самоотверженность и т.д.) 4. В отношении к вещам (щедрость-жадность, экономность-нерасчетливость, бережливость- расточительность, аккуратность-неряшливость, хозяйственность-бесхозяйственность и т.д.). 5. В отношении к долгу (сознательность-фанатичность, убежденность-формальность, исполнительность- небрежность, верность-неверность, надежность- ненадежность, преданность-вероломство и т.д.). 6. В отношении к природе (турист-домосед, эколог и т.д.),

7. В отношении к увлечениям (спортсмен, коллекционер, музыкант, поэт, философ и т.д.). 8. В отношении к излишествам (чревоугодник- воздержанный, многословный-молчаливый, азартный-неазартный и т.д.). При этом наблюдается определенная взаимопроникновение указанных отношений. Влияние на формирование характера имеет деятельность, более конкретно – труд, а также механизмы – подражание, ценностные ориентации и идеалы.

Задатки Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. В зависимости от соотношения сигнальных систем (по И.П.Павлову) выделяют 3 типа: 1.Художественный – преобладание первой сигнальной системы, 2.Мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, 3.Средний – равное представительство первой и второй сигнальной систем.

Художественный тип задатков – преобладание первой сигнальной системы Основные характеристики: 1. Захватывает действительность целиком; 2. Основное отличие в сфере восприятия (эстетическое восприятие мира (по А.А. Мелик- Пашаеву); 3. Преобладание образного мышления и воображения; 4. Повышенная эмоциональность, аффективность. 5. Легче работать в сфере, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии (креативщики).

Мыслительный – преобладание второй сигнальной системы Основные характеристики: 1.Действительность «дробят», составляют основной скелет, а затем составляют целое, 2.Дробление восприятия на отдельные части, 3.Абстрактное, теоретическое мышление, 4.Рассудочны, свойственна интеллектуальная реакция на события, 5.Деятельность связанная с математическими и логическими формулами, различными понятиями, склонность к абстрактному мышлению

Способности Способности – индивидуально-психологические, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности. Виды способностей актуальныепотенциальные специальныеобщие теоретическиепрактические к общению к учению к творчеству Музыкальные, литературные, художественные и пр.

Способность к творчеству Особенности творческого потенциала личности: 1.Высокий уровень независимых суждений, 2.Эклектичность, любознательность, постоянное стремление объединить данные из различных отраслей знаний; 3.Легкость генерирования идей; 4.Целостность восприятия; 5.Легкость в свертывании знаний. 6.Нестандартность мышления; 7.Постоянная готовность памяти (скорость переключения с одной области знаний на другую); 8.Сильная воля (доведение начатого до конца); 9.Вдохновение (характеризуется общей повышенной активностью человека, необычайная продуктивность деятельности, сознание легкости творчества, переживание одержимости и эмоциональная погруженность в творчество.

Язык принятия: Доброжелательный взгляд Сочувствующая, приободряющая улыбка Спокойный тон, рассуждающая интонация Кивки в знак согласия Язык неприятия: Осуждающий взгляд Ироническая улыбка Назидательный, наступательный тон Жесткая мимика лица Осуждения, выговоры Развитие коммуникативных умений, толерантности, эмпатии.

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

Спасибо за внимание