Учитель Малюкова Нина Ивановна. Тема урока «Не с именами существительными» ЗНАТЬ: условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Гергинская СОШ» Муталимова Зухра Магомедовна.
Advertisements

Правописание НЕ с существительными и прилагательными.
Урок русского языка в 5 «В» классе. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением. Что за лепое положение! Но кругом.
Корень такой же, как в слове посветлело; суффикс, как в слове осенний; приставки позаимствуйте у слов расписание и предвечерний; окончание возьмите у.
Девятое декабря. Классная работа.. Орфографическая диктовка А) Определите по лексическому значению слово и запишите его. Грубый, невоспитанный человек.
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Макуловская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан Белкина Татьяна Алексеевна.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает … Если существительное называет живой предмет, оно называется …, если неживой –...
Богдан Татьяна Викторовна МОУ «Красноключинская СОШ»
Открытый урок порусскому языку. ЭТАПЫ УРОКА 1. Повторение пройденного материала. 2. Объяснение нового материала. а) Знакомство с материалом § Закрепление.
Пятое декабря. Классная работа. Елена Башлыкова – участница детского Евровидения-2007 из Одинцово Ребята из группы «Непоседы», в состав которой входят.
Уч. Л.М. Александровская Русский язык для уч-ся для уч-ся с трудностями усвоения, с трудностями усвоения, 6 кл.
Тема урока:. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во.
Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам..
Легко ли быть грамотным Лексика и фразеология шарады.
Мы отправляемся в путешествие. С нами в пути: Мудрая сова Волшебная книга Ученый и паровозик из Ромашкова.
Друзья - враги. Разминка Пр…влечь… вн…мание, пр…т…рп…ватт л…гения, пр…тв…пить мечту в жизнь, пр…ступить к л…ликвидации…, пр…клонят(?)ся перед т…л…н том,
Правописание НЕ с глаголами и другими частями речи Выполнил учитель русского языка, литературы и культуры общения Павловской СОШ 2 Сокол Нелли Ивановна.
« Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум.
Правописание НЕ с именем существительным Телегина Светлана Анатольевна Учитель русского языка МОУ «Гимназия 2» Г. Кимры, Тверская обл.
Транксрипт:

Учитель Малюкова Нина Ивановна

Тема урока «Не с именами существительными» ЗНАТЬ: условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными. ЗНАТЬ: условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными. УМЕТЬ: различать не – приставку, частицу, часть корня. УМЕТЬ: различать не – приставку, частицу, часть корня.

ХОД УРОКА I. Орг.момент. I. Орг.момент. II. Основная часть урока. II. Основная часть урока. 1. Опрос. 1. Опрос. Синтаксический разбор предложения Ветер гонит тяжёлые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает гривы лошадей. Синтаксический разбор предложения Ветер гонит тяжёлые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает гривы лошадей. Объяснить написание приставки при- в слове пригибает. Объяснить написание приставки при- в слове пригибает. Выделить в словах корни с проверяемой безударной гласной. Выделить в словах корни с проверяемой безударной гласной.

2.Переход к теме урока. Запись и анализ текста. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов, мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский.)

1) Отметьте в тексте известные вам части речи. 2) Есть ли в записанном тексте слова с не? Какие это части речи? 3) Написание какой части речи нам уже известно? Как пишется не с глаголами? 4) Какое слово мы не знаем - почему оно с не пишется слитно? Какая это часть речи? 5) Как будет называться наша тема урока?

Запишем тему нашего урока, которую вы сами сформулировали. Запишем тему нашего урока, которую вы сами сформулировали. Давайте выясним, каковы цели нашего урока.

3. Объяснение нового материала 1) Вспомните, когда не с глаголом пишется слитно? Приведите примеры. 1) Вспомните, когда не с глаголом пишется слитно? Приведите примеры. Давайте посмотрим, есть ли такие слова в именах существительных. Давайте посмотрим, есть ли такие слова в именах существительных. Запишем слова ненависть, ненастье, небрежность. Попробуйте отделить не, будет ли слово иметь лексическое значение. Итак, сформулируем первый вывод: не с существительными пишется слитно, когда эти слова без не не употребляются.

А теперь давайте сразу проверим, как мы поняли первый вывод. 1) Из слов, записанных на доске выберите только те, которые без не не употребляются. Невнимание, невежа, небылицы, негодование, неграмотность, незнакомка, невидимка, невежда, недомогание, незабудка, несчастье, независимость.

А сейчас послушайте стихотворение о словах, которые без не не употребляются. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доуменьем: доуменьем: Что за лепое положенье! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, и на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. (Б. Заходер) (Б. Заходер)

Ребята, только ли существительные не употребляются без не? Какая ещё часть речи встретилась в этом стихотворении? 2) Давайте вспомним, что такое приставка. От слов правда, счастье, приятель образуйте с помощью приставки не новые слова. Правда – неправда Счастье – несчастье Приятель – неприятель Какой смысл придаёт приставка не словам? Подберите к полученным словам синонимы. Имеют ли эти слова приставку не? Сделайте вывод, когда не существительными пишется слитно?

Проведём закрепление этого вывода. 1) К словам рабство, беспорядок, враг подберите синонимы с приставкой не-. 2) И з упражнения 238 выпишите слова, относящиеся ко второму выводу.

3) Запишем предложение. Вася говорил не правду, а ложь. Как вы думаете, почему в этом предложении не с существительным пишется раздельно. Имеется ли в предложении слово со значением противоположным тому, перед которым употреблена частица не. Сделайте вывод о раздельном написании не с существительным. Какая пунктограмма встретилась в этом предложении?

Проведём закрепление этого вывода. Из упражнения 242 выпишите примеры, подтверждающие вывод. А теперь прочитайте правило в §43. Все ли условия слитного и раздельного написания не с существительными мы рассмотрели?

III. Итог урока. Сколько условий слитного написания не с существительными? Назовите их. Раздельного? Назовите их. Д/з: §43, упр.240