Тема : Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАСТЕР-КЛАСС « Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности учащихся» Ведущий : Морозова Наталья Васильевна.
Advertisements

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
«Активные формы и методы обучения в практике начальной школы» Нуртдинова И.А., заместитель директора по УВР МОУ «Куединская СОШ 2-БШ»
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
«Проект как средство формирования образовательного пространства, способствующего повышению географической культуры» Выполнила Хагина А. Е Выполнила Хагина.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Организация групповой работы. Цели Рассмотреть этапы организации групповой работы Рассмотреть принципы формирования групп Представить примеры формирования.
Транксрипт:

Тема : Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

I.Информационно – справочные сведения об опыте. 1. Автор опыта : Фролова Нина Васильевна, учитель географии и биологии МОУ Горбатовской СОШ, год рождения : В 1981 году окончила Волгоградский государственный педагогический институт им. А. С. Серафимовича по специальности география с дополнительной специальностью биология ; стаж работы : 29 лет. 2. Место функционирования опыта : Волгоградская область, Серафимовичский район, х. Горбатовский. МОУ Горбатовская средняя общеобразовательная школа, телефон : Длительность функционирования опыта : с Степень новизны опыта : эвристический.

Опыт представлен : настоящим описанием, следующими приложениями : Приложение 1. Фрагмент урока « Население мира » (10 класс ) Приложение 2. Фрагмент урока « Озёра » (8 класс ). Тест – матрица Приложение 3. Фрагмент урока « Географические координаты » (6 класс ). « Лабиринт ». Приложение 4. Фрагмент урока « Внутренние воды » (6 класс ). Метод « Паука ». Приложение 5. Фрагмент урока. Метод « Фишбоун »; Приложение 6. Фрагмент урока. Метод « Синквейн » Приложение 7. Конспект урока « Климат России » (8 класс ) Приложение 8. Конспект урока « Погода, ее элементы. Влияние человека на погоду » ( урок – суд ) 6 класс Приложение 9. Исследование « Малый уголок Великой России » (8 класс ) Приложение 10. Конспект выступления на районном МО учителей географии и биологии.

II. Технологические сведения об опыте. 1. Актуальность опыта. Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные – экономические и политические процессы общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее эти компетентности формируются при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Мы должны помнить, что перед нами школьник ХХ I века, который имеет широкие интересы, свои суждения. Мне представляется, что для достижения качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

2. Задачи, решаемые в опыте. Активизировать умственную самостоятельность учащихся ; стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность ; развивать коммуникативно – технические умения, а также наблюдательность, умение находить причинно – следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы ; формировать культуру самоорганизации деятельности обучающихся на уроках географии, в дальнейшем – в освоении профессии ; умение работать с различными видами информации с помощью различных интерактивных технологий, организовать собственную информационную деятельность ; интеллектуальные умения, необходимые для познания в реальной действительности.

3. Технология опыта В последние годы в педагогике часто используется понятие « интерактивные методы обучения ». Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения. Суть их состоит в том, что происходит постоянный ориентир на мобилизацию познавательных сил и стремление учащихся, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных интересов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе.

В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные методы и приёмы. Цель данных педагогических приёмов: дать ученикам возможность думать, делать, выбирать и учиться самостоятельно.

Особенности, характеризующие интерактивное обучение : включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания ; оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося ; более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение операционно - техническими средствами выполнения новой деятельности ; наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.

Интерактивное обучение решает одновременно три задачи : 1. Конкретно - познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией ; 2. Коммуникативно - развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы ; 3. Социально - ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения проходит шесть этапов : Подготовительный этап ; I этап – постановка проблемной ситуации ; II этап – формирование учебных групп ; III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе ; IV этап – презентация групповых решений ; V этап – рефлексия прошедшего занятия.

Подготовительный этап. На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Ученик любого возраста начинает учебу не с « чистого листа », он уже имеет свой жизненный опыт, знания, интересы, направленность.

I этап – постановка проблемной ситуации На I этапе основными методами являются проблемные методы, а основная задача учителя – вовлечь учащихся в разрешение проблемных ситуаций. Проблема, определяется как знание о незнании. Так, например, при работе по теме урока « Распределение тепла » учащиеся устанавливают, что температура воздуха с высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные вершины гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в том, что чем дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит должно быть теплее.

II этап – формирование учебных групп Поставив проблемную ситуацию, переходим ко II этапу - формированию учебных групп с тем, чтобы разрешить поставленное противоречие. Существуют два основных принципа формирования групп - свободное ( по желанию ) и организованное учителем. Организованное распределение происходит с учетом психологических особенностей учащихся и дидактических целей урока : на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу ; при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки, которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу ; учащиеся уже знают, что на столе с литерой « А » находятся задания легче, « Б » - чуть сложнее и т. д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать.

Например, на заключительном уроке по теме « Население мира » (10 кл.) класс разбивается на команды, учащиеся берут карточки ( А, Б, В, Г, Д, Е ) по степени сложности заданий. То есть сами делают выбор, реально оценивая свои знания по данной теме. ( Приложение 1)

III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе На III этапе - организации учебной деятельности учащихся в группе происходит : усвоение учебной задачи, стоящей перед группой ; процесс поиска ( обсуждения ) лучшего решения ; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы ; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения - так формируется общее мнение группы. Задание для интерактивной формы обучения может быть следующим : при изучении Восточной Сибири выбрать из предложенного перечня характеристик те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют климат, черты рельефа, заселённость территории и пр. Еще раз подчеркнем : для определения общего мнения группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой работы, была правильно воспринята всеми членами группы.

Для реализации интерактивного обучения на данном этапе я использую многообразные технологии : технологии метод « Паука » метод ассоциации метод « мозгового штурма » - метод сравнительных диаграмм ролевые игры технология « Дебаты » - метод « Кластер » Синквейн метод « Фишбоун »

Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды : выработка правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения

IV этап – презентация групповых решений Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия. Презентация решений может проходить в одной из форм : - устное сообщение ; - представление структурно - логических схем ; - заполнение таблиц и пр.

V этап – рефлексия прошедшего занятия. Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости V этапом, который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения, - рефлексией прошедшего занятия. Вопросы могут быть следующими. Например : Легко ли работать в группе ? Кто ощущал себя некомфортно и почему ? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе ? Что испытывает человек, которому не дают высказаться ? Что помогает и что мешает общей работе ? Какова должна быть помощь учителя и т. д.

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. К процессу оценивания необходимо подойти очень гибко. Можно обратиться за консультацией по поводу оценивания деятельности к самим ученикам. Если между педагогом и учениками действительно существуют доверительные и искренние отношения, то оценки, выставленные учениками, совпадают с оценкой, данной учителем.

Работа по данной технологии предъявляет особые требования к учителю. Учитель должен : уметь находить проблемную формулировку темы урока, занятия. Тогда традиционная тема, например, « Рельеф Африки » может стать предметом живого диалога. уметь ставить перед учащимися вопросы, которые, в отличие от наводящих (« Почему для Восточной Африки характерны плоскогорья ?»), способствуют поиску и совместной работе (« Какие процессы формируют современный рельеф Восточной Африки ?»); быть готовым к детальному анализу и самоанализу занятия и не жалеть времени на « педагогические заметки ». Такие краткие записи помогают проследить, что, как и почему происходило на занятии ; где взаимодействие « зависало », с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем

Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе использования методов интерактивного обучения, способствует развитию навыков совместной работы, что обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.

4. Результативность опыта Внедрение в практику преподавания географии элементов интерактивного обучения с использованием разных методических форм и приемов оказывает позитивное влияние на формирование знаний, умений и навыков школьников. Уровень успеваемости по географии у детей в школе в период с по гг. стабилен и составлял 100 %. Сравнительный анализ качества знаний показывает, что в целом более 70 % учащихся успевают на «4» и «5», это говорит о высоком устойчивом результате успеваемости ( таблица 1).

Таблица 1. Результативность успеваемости учащихся за последние 3 года по географии Учебный годКоличество обучающихся детей Успеваемость по предмету в % Количество обучающихся успевающих на «4 и 5» Качество знаний, %

5. Список литературы. Список литературы. 1. Баринова И. И., Ром В. Я. География России. Учебник 8 класса, М.: " Дрофа ", Болотникова Н. В. География : уроки – игры в средней школе, Волгоград : Учитель, Болотникова Н. В. География Волгоградской области. Практикум. 6 класс. Методическое пособие, М : Глобус, Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы, Ростов – на – Дону : Феникс, Герасимова Т. П. и др. Физическая география : нач. курс : Учебник 6 класса. – 2- е изд.- М.: Просвещение, Грушина С. Н.. Поурочные разработки по географии России. 8 класс, М : Экзамен, Дронов В. П., Савельева Л. Е. География. Землеведение. Учебник 6 класса. – 2- е изд.- М.: Дрофа, Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я. География России. Учебник 8 класса. – 2- е изд.- М.: Дрофа, Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. География. Материки, океаны, народы и страны. Учебник 7 класса. – М.: Дрофа, Душина И. В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 10 класс, М : Вако, Иванова В. Н. География 7-10 классы : Актививизация познавательной деятельности учащихся, Волгоград : Учитель, Кларин М. В. Инновации в обучении " Анализ зарубежного опыта ". М, Наука, Курышева И. В. Интерактивные технологии в преподавании географии России. География в школе , стр Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е. Современный урок, ч. 4, Ростов - на Дону : Учитель, Летягин А. А. Реализация основных направлений модернизации образования. География в школе , стр Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник 10 класса. – 2- е изд.- М.: Просвещение, Никитина Л. А.. Поурочные разработки по географии 6 класс, М : Вако, Пунчик В. Н., Борисевич А. Р. Креативные уроки. Минск : Красико – Принт, Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География. М : Просвещение, Савина Н. Г. новые технологии обучения географии. Брянск : БГПУ, Стадник А. Г. География 6-10 классы : Уроки – исследования, дискуссии, пресс - конференции, Волгоград : Учитель, Стрельникова Т. Д. Использование отдельных видов интерактивных технологий на уроках географии. География в школе , стр.37-44

Творческих успехов, уважаемые коллеги !!!