Учебный план школы: подходы к разработке на основе ИУП Составитель Куприянова Г.В. 25.11.04.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
Advertisements

Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного.
Планирование учебного процесса в профильных классах «Профильное обучение основано на идее двухуровневого (базового и профильного) стандарта изучения предметов,
Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
«Базовая школа» Курагинская СОШ год. Цель: Создание системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы,
1 БАЗИСНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ БУП Салахова Роза Абраровна, главный специалист информационно – методического отдела.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся МБОУ СОШ 3 г.Бородино.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Фоменко И.А., начальник отдела информационно-аналитического обеспечения процедур лицензирования и государственной аккредитации ЦКО ГОУ ВПО Академия социального.
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) ГБОУ СОШ – 2014 учебный год.
Транксрипт:

Учебный план школы: подходы к разработке на основе ИУП Составитель Куприянова Г.В

Литература:. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.- М., 2002 г. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. М., 2002 г. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы //Вестник образования: Профильное обучение /Тематический выпуск, декабрь 2002 (материал подготовлен Кузнецовым А.А.) Управление школой: теоретические основы и методы. Под ред. В.С. Лазарева. - М., 1997

Содержание семинара: ОТ БУП к УП школы УП школы как интеграция ИУП Составление расписания БУП ИУП

1. 1. От БУП к УП школы Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации изменений в структуре, содержании и организации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Цели профильного обучения: Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования

Содержание образования сегодня

Суть профильного обучения Обучение с учетом интересов и способностей Система специализированной подготовки Дифференциация содержания образования Изменение содержания, структуры образования и организации образования и организации

Подходы к изменению содержания (варианты) «надстройка» вариатив Следствие: увеличение нагрузки на учащегося

Подходы к изменению содержания (варианты) «исключение» предметов, которые не соответствуют профилю Следствие: «+» освободится время на профильное обучение; «-» потеря общеобразовательной компоненты образования на старшей ступени

Подходы к изменению содержания (варианты) «изменение соотношения инвариантной и вариативной частей» в плане уменьшения инварианта. Следствие: новая структура образования, позволяющая обеспечить специализацию

В основе новой структуры и содержания образования Идея использования 3-х типов курсов (базовые общеобразовательные, профильные и элективные). Идея 2-уровневого стандарта (базовый уровень и профильный). Профильные курсы как промежуточное звено между базовыми и углубленными.

Базисный учебный план Нормативный документ, утвержденный Правительством и является составной частью государственного стандарта образования. Назначение в том, чтобы обеспечить сохранение единого образовательного пространства на территории РФ за счет установления норм.

БУП устанавливает: федеральный компонент 2100 часов Школьный компонент 280 часов Региональный компонент 140 часов 2520 часов / 36 часов Учебные предметы по выбору Перечень предметов изучаемых на базовом уровне

БУП Для предметов дается расчетный объем учебных часов в неделю Примерные учебные планы для разных профилей обучения Необязательность выбора варианта изучения «естествознания»

УП школы Общий учебный план школы, разрабатываемый на длительный период, и отражающий особенности конкретной школы (как элемент образовательной программы ОУ) Рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно Школьный учебный план предпрофильной подготовки, разрабатываемый на каждый учебный год. Учебный план по профильному обучению, учитывающий потребности обучающихся Учебный план школы

Типы учебных планов школы Предметный С выделением ядра С выделением образовательных сфер Субъектно-уровневый учебный план предметы классы Образовательное ядро – предметы или интегрировативные курсы Компонент Определяемый Советом ОУ Образовательные области и сферы Выбираемые предметы ОУ классы

Выбор варианта конкретного учебного плана школы определяется целым рядом внешних и внутренних факторов состав учащихся зрелость педагогического коллектива уровень квалификации учителей принятая миссия и выбранный профиль школы наличие ресурсного обеспечения позиция родителей по отношению к профильному обучению степень реальной автономности образовательного учреждения и его возможность самостоятельно провести профильное обучение позиция местных и региональных органов управления в отношении реализации идеи профильного обучения.

Логика составления УП школы 1. Учет нормативов: СанПин – 36 часов в неделю Определение профиля через профильные курсы – не менее 2-х Определение регионального компонента (региональный учебный план) Определение элективных курсов не менее 3-х 2. Учет потребностей детей: ориентация детей на ВУЗ (96%), типов интересов (типов Вузов)

Алгоритм расчетов 1 шаг – выбор 2-х профильных курсов, определяющих содержание профиля 2 шаг - Определение объема часов на профильное обучение 3 шаг – Определение объема часов на базовое обучение История – 280 ч. и Литература – 350 ч. 630 часов Р/язык –70; Ин/язык – 210; физ/культура – 140; Математика – 280; Естествознание - 210; Обществознание – 140; Итого = 1050 часов

Алгоритм расчетов 4 шаг – определение резерва часов по федеральному компоненту и принятие решения об использовании 5 шаг - Определение регионального компонента 6 шаг – Определение школьного компонента (не менее 3-курсов) 2100 – ( ) = 420 часов 140 часов 280 часов

Требования к УП школы отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке (СанПин) сбалансированность между собой трех видов курсов Вариативность элективных курсов, включенных в план полнота представленных курсов обеспеченность плана ресурсами в т.ч. и финансовыми гибкость плана, наличие резервов и возможности для его изменения контролируемость и чувствительность плана к возможным сбоям преемственность с профилями высшей школы

Экспертиза УП школы 1. Насколько школьный учебный план соответствует идеям профильного обучения? 2. Соответствует ли учебный план предельно допустимой нагрузке на учащихся? 3. Сохраняется ли в нем предлагаемая структура и перечень рекомендуемых видов курсов? 4. Имеет ли учебный план необходимое кадровое, методическое, материально-техническое и иное обеспечение? 5. Насколько рационально в УП используется региональный (школьный) компонент?

Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Федеральный компонент Базовые учебные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 История4 Обществознание (включая экономику и право) 4 Естествознание6 Физическая культура4 Профильные учебные предметы Математика12 Информатика и ИКТ8 Физика10 II. Региональный (национально-региональный) компонент По усмотрению субъекта Российской Федерации4 III. Компонент образовательного учреждения Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 8 Примерный учебный план Физико-математический профиль

Групповая работа Экспертиза учебного плана школы Представление заключения группами Обмен опытом

Типичные ошибки при составлении УП ОУ несоблюдение норм базовой модели, на которые опираются школьные учебные планы ( в сторону превышения нормы предельно допустимой учебной нагрузки на одного учащегося) отсутствуют или составляются формально пояснительные записки к учебным планам ( не объясняется и не обосновывается целесообразность изменений, которые внесены в план, не раскрываются ценностные установки)

2. УП школы как интеграция ИУП «Обучающиеся всех ОУ имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения» (Закон «Об образовании»)

Модели профильного обучения Внутришкольная профилизация (однопрофильное, многопрофильное ОУ) Сетевого взаимодействия ОУ Смешанная модель

Профильное обучение на основе реализации ИУП Совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из УП школы, составленного на основе БУП.

Алгоритм разработки УП на основе ИУП 1 шаг – разработка предложений для учащихся 2 шаг – информирование учащихся и их родителей 3 шаг – организация выбора предметов и элективных курсов 4 шаг – формирование групп и разработка УП школы 5 шаг – составление расписания

разработка предложений для учащихся Содержание деятельности руководителя Содержание деятельности педагога, классного руководителя, психолога Организация изучения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (9 класс). Анализ возможностей ОУ. Формирование перечня курсов и предметов. Разработка варианта (ов) УП с учетом модели. Подготовка рекомендаций для учащихся по составлению ИУП Диагностика интересов Психолого-педагогическое консультирование Собеседование и анкетирование Беседы с родителями Разработка предложений о ведении элективных курсов

информирование учащихся и их родителей Содержание деятельности руководителя Содержание деятельности педагога, классного руководителя, психолога Организация деятельности педагогов по информированию Подготовка информационной карты и доведение информации до родителей и учащихся о возможностях МОС Подготовка и проведение презентаций элективных курсов и профилей Доведение информации до учащихся и родителей о БУП, региональном УП, УП школы Обучение учащихся методике составления ИУП на основе рекомендаций

организация выбора предметов и элективных курсов Содержание деятельности руководителя Содержание деятельности педагога, классного руководителя, психолога Экспертиза проектов ИУП Разработка вариантов организации профильного обучения в школе (модели) на основе анализа ИУП Проведение инструктажа о составлении ИУП Организация деятельности учащихся по составлению ИУП Консультирование учащихся

Рекомендации для учащихся могут включать: Предельные нормы учебной нагрузки, объем часов для каждого компонента Варианты УП школы (примерные или утвержденный) (БУП, РУП) Особенности изучения учебных предметов на базовом или профильном уровне Перечень элективных курсов Образцы составления ИУП (в условиях когда профиль для ОУ определен Учредителем, когда школа сама определяет профильные курсы), расчеты нагрузки Матрица ИУП (для работы) Возможности и правила изменения ИУП

формирование групп и разработка УП школы Содержание деятельности руководителя Содержание деятельности педагога, классного руководителя, психолога Формирование списка предметов на основе ИУП Формирование списка учащихся по профилям Разработка УП школы на основе ИУП Подготовка сводной таблицы по классу Корректировка ИУП

Групповая работа Разработка ИУП Разработка УП на основе ИУП Разработка вариантов организации профильного обучения Представление результатов групповой работы Обмен опытом

Сводная таблица выборов Учебные предметычасычасы ФИОФИО ФИОФИО ФИОФИО ФИОФИО ФИОФИО Обязательные учебные предметы на базовом уровне …. Учебные предметы по выбору,,,, Учебные предметы регионального компонента,,, Учебные предметы школьного компонента …

3. Составление расписания Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана и является инструментом для структурирования времени учебного дня, недели, четверти, полугодия, года.

Содержание деятельности по составлению расписания Подготовка сводной таблицы по результатам выбора учащихся Учебные предметы Учебных часов в неделю Кол-во обучающи хся Кол-во групп … Определение вариантов организации профильного обучения (классы, группы, поток) и модели

Содержание деятельности Анализ возможностей ОУ в плане реализации всех заявок: занятость учителей, кабинетов в течение недели Корректировка ИУП на основе переговоров с учащимися и их родителями Составление расписания по школе для каждого класса, учителя Составление расписания учащегося (маршрутный лист) При сетевой или смешанной модели профильного обучения составление школьного расписания с учетом сетевого

Варианты расписания (сетевого) понедвторнсредачетвепятнсуб 1 смена 2 смена понедвторнсредачетвепятнсуб 1 смена 2 смена

Требования к расписанию: Соответствие СанПинам Рациональность сочетания, чередования предметов естественно-математического и гуманитарного цикла с развивающими предметами; чередования письменных и устных предметов Рациональность распределения учебных кабинетов Гибкость

Групповая работа Составление расписания с учетом ИУП Представление продуктов групповой работы Обмен опытом