Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ16» п. Солнечнодольска Изобильненского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 10 класс Ф.М.ТЮТЧЕВ SILENTIUM «SILENTIUM!» 8 класс А.С.ПУШКИН«ПРОРОК»
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна.
Русский язык-это интересно. Ляшева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория. 1.Факультативный курс подготовки к ЕГЭ «Говорим.
Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка Из опыта работы МО школы 238 Дзенс И.О., учитель, к.ф.н.
«Развитие творческих способностей на интегративных уроках» Сивцева Ирина Витальевна учительница русского языка и литературы Чакырской СОШ.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Элективный курс Лингвостилистический анализ текста ЗАНЯТИЕ 1 Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественного текста.
ТЕМА: 1.Развитие связной речи с привлечением музыкальных произведений. (Имя существительное как часть речи). 2. Пьеса «Сладкая греза» из детского альбома.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
ОЖЕРЕЛЬЕ СЛОВ Автор проекта: Костюшина Маргарита Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 19 г. Ставрополь.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
ПАЛАМАРЧУК ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА Учитель русского языка и литературы МКОУ «Коломыцевская СОШ» Лискинского района « Создание на уроках русского языка и.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Мы не знаем ни одного явления в природе, которое не занимало бы части пространства и части времени. В.И. Вернадский Тема учебного проекта: Пространство.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Воспитание вдумчивого читателя. Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель. Джозеф Конрад.
МБОУ ЖЕРЕБЦОВСКАЯ ООШ 39 Организационная модель введения ФГОС.
Транксрипт:

Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края

Актуальность проблемы: Интерес к изучению языка художественных произведений продиктован задачей «выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции, формирования русского национального самосознания и духовного здоровья.

Уроки изучения языка художественных произведений создают условия для воспитания у учащихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений художественного произведения, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. И одна из задач, стоящих перед учителем, - «научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным взглядом» (Н. М. Шанский )

Перед учащимися раскрываются тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон, поскольку объектом анализа последовательно станут все ярусы языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический.

Цели и задачи: изучение законов употребления языковых единиц; развитие навыков самостоятельной работы над идейно- художественным смыслом прочитанного на основе исследования языковой ткани произведения, от анализа языка – к образу, сюжету, композиции, идее; осмысление всех компонентов содержания и формы во взаимосвязи и восприятие произведения как целостного явления искусства слова; творческий подход к родному языку, умение ценить творческие находки писателей и собеседников, внимательно и чутко относиться к своей речи, находить адекватное выражение для собственных мыслей и чувств, создавать собственные тексты.

Основные направления изучения языка художественной литературы: языка художественной литературы: « изучение языка художественной литературы как явления литературного и национального языка; изучение языка художественной литературы в плане истории литературного языка, определение места и роли писателя в истории литературного языка, в формировании и развитии его стилистической системы; изучение языка художественной литературы с точки зрения его функциональной специфики, т. е. наличия особой, эстетической функции, придающей единицам общенародного языка дополнительное, художественное значение.

" Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах или отдельных, не связанных по смыслу предложениях. Нужен непременно текст, который давал бы образцы правильной связной речи", - писал Ф.Советкин.

Система работы над языком И.С. Тургенева Проза И.С. Тургенева музыкальна. Звук ее переполняет. Вчитываясь в их музыку: эта музыка составляет ту поэтическую форму, которая от содержания неотделима, она несёт в себе и образы, и чувства, и мысли.

Темы уроков: Урок- повторение «Берегите наш язык...» - 5 класс Волшебная красота и сила русского слова (по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» - 6 класс Уроки словесности. Служебные части речи (по «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева) – 7 класс Интерпретация стихотворения И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» - 8 класс Повторения синтаксиса сложного предложения (на примере повести И. С. Тургенева «Первая любовь») – 9класс Мастерство И. С. Тургенева в создании пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - 10 класс Уроки словесности. Стилистический анализ стихотворения И. С. Тургенева «Собака»

Выводы: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть на мой взгляд, основным принципом работы учителя русского языка и литературы, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и любви к родному языку.

ЛИТЕРАТУРА 1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. //Русский язык в школе. 2002, 2, с Антонова Е.С. Тайна текста. //Русский язык в школе. 2000, 5, с.3; 3. Барлас Л.Г. Язык художественной литературы. М., Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. - М., Вопросы изучения мастерства писателей в школе. Сборник статей. М., Львова С.И. Уроки словесности. «Дрофа», Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. //Русский язык в школе. 1999, 6, с.4 8. Методика преподавания литературы /Под ред. З.Я. Рез. – М., Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., Практикум по методике преподавания литературы 11. /Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., Преподавание литературы в старших классах. Сборник статей. М., Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. - М., Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. «Дрофа», Сорокин В.И. Теория литературы. М., 1970.