1 МОУ «Кабаковская средняя общеобразовательная школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реферат на тему: «Русский язык как важнейший источник единства и сплочённости народов России»
Advertisements

История вокруг нас. Что такое история? (греч.Historia) - рассказ о прошлых событиях происшествие, повесть о событиях, о быте и жизни народов процесс развития.
В 1990-м году, в начале перестройки и в последний год существования СССР – своеобразной империи, которая несколько десятилетий казалась незыблемой «Надо.
Речь ректора Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.
Книжкина неделя. Современник XX-го века Дмитрий Сергеевич Лихачёв ( ) – великий советский учёный, филолог, всю жизнь посвятивший русской литературе,
Человек в природе Разговор с учащимися. Сейчас весь мир встревожен тем разрушением богатств Природы, которое несут за собой цивилизация и растущий технический.
Окружающий мир, 3 класс Урок 5 Автор: Устинова Маргарита Алексеевна © ООО «Баласс», 2013 Урок 5 Автор: Устинова Маргарита Алексеевна © ООО «Баласс», 2013.
Семинарское занятие 1 Подготовила студентка 35 гр. Лазанюк Мария Преподаватель доц. Недашковская Т.Е.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1.Выучить условные обозначения на стр. 7 2.Прочитать стр и ответить на вопросы стр.8, вверху.
Дмитрий Ушаков - русский филолог, лингвист, член-корреспондент АН СССР. Родился 24 января 1873 года. Дмитрий Ушаков являлся редактором и соавтором одного.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Математика Вокруг нас. Математика Чтоб водить корабли, чтоб в небо взлететь, Надо многое знать, надо многое уметь. И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Проект по теме: «Почему школьники перестают читать книги?» Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б.
- НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» - народ, «графо» - пишу) – народоописание.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Проект подготовил ученик 2 «А» класса ГОУ СОШ 535 Орехов Олег.
Откуда «АЗБУКА» пришла? «Грамоте учиться всегда пригодится» «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру (истории) 4 класс Выполнила: учитель МОУ лицея 35 г.Ставрополя Баленко Галина Ивановна.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Урок разработан учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ 690 Мокшиной Татьяной Михайловной.
Транксрипт:

1 МОУ «Кабаковская средняя общеобразовательная школа»

2 Зачем нужно человеку, современному человеку, который живёт вот сейчас рядом с нами, знать историю языка? Казалось бы, что его может интересовать? Может интересовать, как правильно сказать? Как написать? Как поставить ударение? Но причём здесь история? Почему люди так любят копаться в истории языка? Почему им кажется, что они, во-первых, должны это делать, во-вторых, могут это делать?

3 Актуальность: Люди интересуются историей языка. Это замечательно! Почему люди интересуются историей языка? Это, конечно, не простой вопрос, он такой философический. Людям нужно прошлое, и прошлое языка входит в конструкцию их собственного прошлого, в то, как они себя отождествляют. Для того, чтобы овладеть теми возможностями, теми инструментами, которыми располагает наш язык, нам нужно представлять себе его историю. Вот здесь история языка и становится актуально важной для нас, пользователей русского языка.

4 Цели: -исследовать отдельные вопросы русского языка; -понаблюдать за историческим путем русского языка; -проследить родословную отдельных слов.

5 Человечество бережно хранит своё прошлое: памятники природы и архитектуры, бесценные произведения искусства и священные реликвии. Зачем их оберегают от сокрушающего воздействия времени? Может быть, в надежде, что когда-нибудь по этим ступенькам можно будет пройти и совершить реальное путешествие в прошлое?

6

7 Взаимодействие русского языка с внешним миром. Уникальность русского языка состоит в том, что, будучи по своей природе глубоко национальным явлением, он оказал поистине судьбоносное влияние на мировую культуру. В то же время он сделался проводником культур и народов, развивающихся в стороне от магистральных направлений мировой жизни. Значительная часть этой его заслуги приходится на XX век. Литература многих народов, входивших в состав СССР, стала известна миру, будучи переведённой на русский язык, и в этом состоит ещё один исторический подвиг русского языка.

8 Русский язык и сегодня, спустя два десятилетия после исчезновения с политической карты мира государства СССР, остаётся одним из главных средств коммуникации, независимо от национальной принадлежности тех, кто им пользуется. В большинстве случаев действительность свидетельствует о том, что политики этих стран осознают позитивную роль русского языка и те возможности, которые он предоставляет, и проявляют политическую гибкость в том отношении - политическую гибкость, которая в этом случае преследует соблюдения интересов государства и народа (н-р,Белоруссия). Однако в отдельных случаях мы видим, как политические и националистические амбиции, будучи доведенными до абсурда, заставляют политиков искажать сложившийся языковой баланс и искусственными мерами ограничивать действие русского языка. (Украина)

9 Бытовая письменность древней Руси. Из источников по бытовой письменности XI-XV веков наибольший интерес представляют берестяные грамоты и памятники эпиграфики. Культурно- историческое значение этих источников чрезвычайно велико. Памятники бытовой письменности позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси.

10 Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку белорусский и украинский. Эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в в славянскую группу индоевропейской семьи.

11 Лексика русского языка с точки зрения происхождения Лексика русского языка с точки зрения происхождения делится на две большие группы: 1) исконно русская лексика; 2) заимствованная лексика. Собственно русская лексика - возникла с момента обособления русского языка. Заимствованная лексика- это слова, перешедшие в русский язык из других иностранных языков.

12

13 Типы иноязычных слов 1. Интернационализмы - слова или выражения, вошедшие во многие языки. Например: «спорт», «культура», «философия», «цивилизация», «религия», «Библия», «архитектура», 2. Варваризмы - это перенесенные на русскую почву иностранные слова, употребление которых носит индивидуальный характер. Вы скоро заметите: громадное большинство их создано не за письменными столами писателей, не вдохновением поэтов или ученых-языковедов.. И вот эти-то неученые слова действительно прочно вошли в язык, стали широко известны многим, живут в нем сейчас, то есть стали настоящими живыми словами живой русской речью.

14 Можно ли узнать заимствованное слово? Иностранными являются слова, на

15 «Музей слов» Составлять словарь очень трудно. Работа делится на два важных этапа. Сначала надо собрать все слова, которые интересуют лексикографа, потом их «истолковать», объяснить. Ни в том, ни в другом случае никто не может полагаться на свою память: нет людей, которые держали бы в голове все слова того или иного языка, знали все их значения. Вы не понимаете слова «гном», я забыл глагол «ёрничать», а ваш друг даже представления не имеет о существительном «диоптр». Мы не включили бы их в словарь, не сумели бы правильно выяснить их смысл. А все они употребляются в русской литературе.

16 В. Даль. Словарь народной речи Было время, когда им занимались одиночки- энтузиасты на свой страх и риск. Знаменитый наш лексикограф Владимир Даль посвятил почти всю свою сознательную жизнь составлению большого словаря народной речи. Начал он его юношей, окончил старцем. Вот что рассказывает он: «С той поры, как составитель этого словаря себя помнит... жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты... записывал он их без всякой иной цели и намерения, как для памяти, для изучения языка, потому что они ему нравились... Прошло много лет, и записи эти выросли до такого объема, что при бродячей жизни стали угрожать требованием для себя особой подводы...

17 В мире давно отзвучавших слов Представьте себе, что вы историк, занятый чтением старинных рукописей. В грамоте одного из тверских монастырей, помеченной концом XVI века, вам попадается непонятная строчка: «...и была та земля ране монастырская, и брана на посад под веденцы, Что может это значить? Слова «земля», «посад», «брана», «монастырская» понятны. Было бы очень печально, если бы не существовало «музеев слов». Вы идете в один из них, в картотеку словарного отдела института языкознания. То же и с примерами: одни сразу раскрывают точное значение слова, другие не говорят почти ничего. Хотелось бы плохие отбрасывать, но опасно: а вдруг хороших не встретится?!

18 Ступеньки в прошлое Множество ٍочень древних слов и корней хранит в своей сокровищнице – основном словарном фонде, оставляя их «всеобщими», понятными везде и всюду. Однако бывает и так, что в общенародном языке от какого-то старого слова остаются и живут только производные слова, а само слово исчезает. В Луге много прекрасных дачных поселков, отдыха, санаториев. Но он любопытен и другим. В этих местах известны очень старинные русские поселения. Некоторые деревни под Лугой уже в грамотах XIII века упоминаются под теми же названиями, под которыми мы их знаем сейчас.

19 В погоне за живым словом Ученые изучают слова, которые уже давно отзвучали. Их нет больше в мире. Только в древних книгах, на листах выцветших рукописей и грамот остались их отпечатки, их тени. Никто не говорит «кметь», когда нужно назвать воина.

20 В первое время, когда только возникла авиация, почти все говорили именно «аэроплан», а вовсе не «самолет». А потом, совершенно независимо от того, чего хотели отдельные люди, язык как бы сам по себе выбрал то, что ему казалось более удобным и пригодным.

21 III Заключение Русский народ шел своим великим историческим путем век за веком. Как ни менялось его лицо, лицо многомиллионного народа, он оставался самим собой и при Владимире Киевском, и при Иване IV, и в наши величайшие в истории годы. Что же скрепляло его единство? Что такое живет в этих долгих веках неистребимое, что заставляет нас чувствовать своим братом и соплеменником и сурового воина Святослава, и мудрого летописца Нестора, и славного флотоводца Ушакова? Я думаю, мы не ошибемся, если ответим: русский язык! Он прожил долгие, очень долгие столетия. Он менялся из года в год, из века в век, и все же за тысячелетия остался тем же русским языком.