Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия) ПЛАН 1. Биографическая справка 2. Специфика видения социологии 3. Община и общество 4. 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Структурные элементы политической науки. Политика – это сфера человеческой жизнедеятельности, которая связана с отношениями между отдельными людьми (которых.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Лекция 1. Наука как феномен духовной культуры. Вопросы : 1. Наука : определение, цель и задачи, основные функции. 2. Возникновение науки. 3. Проблема.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
Транксрипт:

Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА ( , Германия) ПЛАН 1. Биографическая справка 2. Специфика видения социологии 3. Община и общество 4. 2 типа воли 5. Социология форм 6. Социология и политика

- 2 – 1.Биографическая справка Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля. Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере. Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения. Был автором работ как теоретического, так и эмпирического характера. В ХХ столетии были опубликованы книги: «Мораль» «Критика общественного мнения» «Собственность» «Прогресс и социальное развитие» «Введение в социологию»

- 3 - Академическое признание пришло поздно. Только в 1913 г. (в 58 лет) стал внештатным профессором университета в г.Киле. До этого времени занимал позиции приват-доцента (преподавание с частичной занятостью). Тем не менее, в 1921 г. избирается президентом Немецкого социологического общества. Остается на этом посту до его разгона нацистами в 1933 г. Выступал против национал-социализма, подвергался преследованиям. В этот сложный период разделял взгляды социал-демократов, агитировал за Веймарскую республику. 2. СПЕЦИФИКА ВИДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ Одной из основных проблем изучаемой Тённисом философии вв. было определение основополагающих принципов государственного устройства. Здесь определяющими были 2 подхода: 1-й подход – рационалистический. Основывался на признании: естественных прав человека; права на самоуправление народа; необходимости установления разумных законов, разумного государственного устройства.

- 4 - Здесь общим был постулат: разумные основания соответствуют человеческой природе. 2-й подход – исторический. Он отстаивал важность традиций, исторически закрепившихся норм права и форм государственности. Таким образом, рационалисты делали акцент на разуме и его возможностях, историцисты – на силе традиций. Теннис решил объединить эти 2 подхода: рациональный научный метод следует дополнить историческим подходом к анализу общества. Исторический подход предполагал выделение исходной пары антиномических понятий - «община» и «общество», определяющих основу 2-х типов государственности. 3. ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО Эти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим названием (см. п. 1): Gemeinschaft / community / община (сообщество); Gesellschaft / society / общество. Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что доминирует.

- 5 - Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей: с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных, объединяющих, основанных на бескорыстии; с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях. Общинные отношения: родовые и кровно-родственные; соседство (совместное проживание); духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д. Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе. Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство.

ДВА ТИПА ВОЛИ Тённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли. Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни и Kurwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом. К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память. К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление. Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).

СОЦИОЛОГИЯ ФОРМ Социологию Тённиса иногда называют формальной или геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность и общество (теорема философии культуры)». Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой, формальной, абстрагированной социологии. Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна: об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия); о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов, политики, государственности). Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений, интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое знание об обществе. Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и иррационализму.

- 8 - Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание должно быть логически строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание. Соответственно, средствами объективации стали: абстрагирование; идеализация; конструирование идеальных типов. Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь. Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности. Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает.

- 9 - Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев выходящих на дихотомию община/общество. Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни: социальные отношения; социальные группы; корпорации и объединения. Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость. Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели. Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.

Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна): 1. нормы социального порядка – общее согласие, договор, конвенция; 2. правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные; 3. нормы морали – религии или установленные общественным мнением. Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм. Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии. Социология – это единство теоретического и прикладного знания.

Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в состоянии покоя. Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий к анализу социальной динамики, развития, движения. Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать. 6. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА Социология – это социальное познание, социальная наука, разрабатывающая социальную теорию. Политика – это деятельность, основанная на интересах, целях, ценностях, т.е., - социальная практика. Позитивистское абстрагирование от ценностей в социологии не означало отказ от социологического изучения ценностей (например, в политике). Научный социологический подход может дать объективные результаты. Их можно рассматривать как научно удостоверенные факты для осуществления политической деятельности.

Наука делает ценности предметом исследования. Политика – основанием деятельности. Человек науки познает, практический человек желает действовать. Но для эффективности деятельности необходим научный анализ. Т.о., у Тённиса – стремление не разделить социологию и политику, а онаучить политику. В 30-е гг. эта интенция в Германии была более чем актуальна - активно лоббировались идеалы социал-демократии, развивалось рабочее движение, отстаивались права на свободу слова и образование профсоюзов, зарождалось и становилось все более массовым движение национал-социализма. * * * По существу, Фердинанд ТЁННИС был социологом «на рубеже столетий». С одной стороны, - он обнаруживал стремление рассматривать философию истории как социологию, с другой, - тенденцию аналитического построения социологии.