Автор: Молчанова Мария, ученица 9 класса Климовской средней общеобразовательной школы3 Руководитель: Горохова Л.Н., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫПОЛНИЛИ РАБОТУ: ВОЛКОВА Е., ЖИХАРЕВА Е. Сюжет и композиция повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Advertisements

Сюжет и композиция повести Н.В. Гоголя «Шинель» Выполнили работу: Булатов А.М. Зеленков А.А. Набиев Агил.
Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Кузина М., Житваева Д. Успанова Э.
История создания и замысел, сюжет и композиция повести Н. В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Калиниченко А. Калмыченко О.
Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Разделкина Таня Алиева Эля Арапова Наташа Калугина Марина.
… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А.
Тема: Петербургский период в жизни Гоголя и повесть «Шинель». Тема: Петербургский период в жизни Гоголя и повесть «Шинель».
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель Выполнили работу: Кормилкина Т., Урлапова Е., Хисамутдинова М.
ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПОВЕСТИ «ШИНЕЛЬ» Николай Васильевич Гоголь.
Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель. Выполнили работу: Самородов. А.А, Розин. М.А, Сиротинин.С.А.
Башмачкин – несчастный или посмешище ? Башмачкин – несчастный или посмешище ? Выполнили : Ненашева Марина, ученица 7 В класса МОУ СОШ 22 с углубленным.
Выполнили: Малышенко А. Прохорова Д.. Рассмотреть, как и чем жил Акакий Акакиевич в начале повести. Проанализировать, какие изменения произошли с героем.
Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Петербургские повести.
Образ «маленького человека» в русской литературе.
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» Эпиграф: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Ф.М.Достоевский Ф.М.Достоевский Подготовили: Ветров Я. Коростелёв А. Подготовили:
Николай Васильевич Гоголь Повесть «Шинель». Образ главного героя.
ТЕМА « МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА » В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ « ШИНЕЛЬ » Автор – Васильева Н. И.
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Ф.М.Достоевский Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.)
Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Транксрипт:

Автор: Молчанова Мария, ученица 9 класса Климовской средней общеобразовательной школы3 Руководитель: Горохова Л.Н., учитель русского языка и литературы

Н.В. Гоголь Повесть «Шинель» Башмачкин – Башмачкин – человек с душой, мыслями и переживаниями человек с душой, мыслями и переживаниямиили «вечный титулярный советник»?

Произведения о «маленьких людях» А.С.Пушкин «Медный всадник», «Станционный смотритель» Ф.М.Достоевский «Бедные люди» человек Н.В.Гоголь «Шинель» вещь, затмившая человека

Действующие лица Акакий Акакиевич Башмачкин – от рождения «готовый титулярный советник» Иллюстрация В.Горяева

Сюжетом для создания повести стал анекдот о чиновнике, который мечтал о лепажевском ружье, купил его и потерял на охоте. Он очень переживал, заболел и слёг. Но добросердечные сослуживцы собрали деньги и подарили ему такое же ружьё. Сюжетом для создания повести стал анекдот о чиновнике, который мечтал о лепажевском ружье, купил его и потерял на охоте. Он очень переживал, заболел и слёг. Но добросердечные сослуживцы собрали деньги и подарили ему такое же ружьё. Н.В.Гоголь заменил ружьё, предмет роскоши, шинелью, предметом первой необходимости в холодном Петербурге. Н.В.Гоголь заменил ружьё, предмет роскоши, шинелью, предметом первой необходимости в холодном Петербурге. Писатель понимал, что в реальной жизни деятельное сочувствие - редкость, и поэтому его повесть заканчивается трагически. Писатель понимал, что в реальной жизни деятельное сочувствие - редкость, и поэтому его повесть заканчивается трагически.

На службе к Башмачкину «не оказывалось никакого уважения»: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетела простая муха». «Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически», «помощник столоначальника… совал ему под нос бумаги… молодые чиновники посмеивались и острились над ним… сыпали на голову ему бумажки…»

«Я брат твой» - знаменательные слова, заповедальное слово о любви к ближнему, пронзившее только одного молодого человека. «Много раз содрогался он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным…»

Экспрессивная лексика «Остановился, как бы пронзённый; всё переменилось пред ним и показалось в другом виде…»; «в проникающих словах»; «содрогался он потом»…

Жизнеописание героя складывается из «минус-эпизодов», то есть из умолчаний рассказчика о значимых, характерных для этого жанра подробностях становления личности героя. Непосредственно за эпизодом крещения героя следует пассаж о его служебном положении, словно «он так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».

В.Горяев. В одном департаменте

Башмачкин восходит к одной из разновидностей романтического героя, который чужд житейских интересов. По свидетельству рассказчика, Башмачкин живёт жизнью замкнутой, нетипичной для его собратьев-чиновников, едва замечает окружающий его мир, едва сознаёт в этом мире себя самого.

«Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь… Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…»

В повести много героев, даже мороз, как символ природной стихии, становится персонажем: это он заставил Башмачкина внимательно рассмотреть свою шинель. Визит Акакия Акакиевича к Петровичу становится поворотным в дальнейшей судьбе чиновника.

Башмачкин «носит в мыслях своих вечную идею шинели». Эта «идея» преобразила Башмачкина: «Огонь порою показывался в глазах его, в голове мелькали дерзкие мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Это была дерзкая мечта – куницу на воротник к шинели мог позволить себе едва ли не генерал… В. Горяев. Петрович снимает мерку

-«Изгнать употребление чаю по вечерам»; -«не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке»; -«ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее,.. чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток»; -«как можно реже отдавать прачке мыть бельё, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате». Способы экономии денег Башмачкина

В.Горяев Сняли мерку В шинели В.Горяев Сняли мерку В шинели

Новая шинель Башмачкина была замечена и произвела необыкновенное впечатление на чиновников департамента – шинель тоже становится персонажем повести, ей уделяется большее внимание, чем тому, кто её носит. Благодаря новой шинели Акакий Акакиевич был приглашён на чай к помощнику столоначальника. Башмачкин, приобретший шинель ценой двух- трёхмесячного голодания, теперь мог позволить себе посмотреть на богатую витрину, стоя рядом с очень «недурной женщиной и с мужчиной с бакенбардами и красивой эспаньолкой под губой».

После двух бокалов шампанского и весёлого вечера Башмачкин отправился домой – время, как известно, опасное в бытовом и мистическом планах. Не без страха вышел наш герой на «бесконечную площадь», «которая глядела страшной пустыней» - «точно море вокруг него». С. Бродский

Но и здесь поджидали его «какие- то люди с усами», запомнился Башмачкину кулак «величиною с чиновничью голову», пинок коленом и громовой голос: «А шинель-то моя!» Так и лишился Акакий Акакиевич самого дорогого, что у него было.

Савва Бродский. Шинель похищена

«Поутру рано отправился он к частному…» Частный принял как-то чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели. «…Он стал расспрашивать Акакия Акакиевича: да почему он так поздно возвращался.., так что Акакий Акакиевич сконфузился совершенно и вышел от него, сам не зная, возымеет ли надлежащий ход дело о шинели или нет». «Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу»,откуда «его вынесли почти без движения».

Савва Бродский. У « значительного лица»

Смерть Башмачкина После визита к значительному лицу Башмачкин слёг в постель. По вызову хозяйки к нему явился доктор, который «тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут». Акакия Акакиевича свезли и похоронили.

Авторский комментарий к этому событию значителен и настраивает на философский лад: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное…» А в подтексте утверждается: каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно. Авторский комментарий к этому событию значителен и настраивает на философский лад: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное…» А в подтексте утверждается: каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно.

У повести «фантастическое окончание». Ходит «по ночам мертвец в виде чиновника», ищущий украденную шинель и сдирающий «со всех плеч, не разбирая чин и звания, всякие шинели». У повести «фантастическое окончание». Ходит «по ночам мертвец в виде чиновника», ищущий украденную шинель и сдирающий «со всех плеч, не разбирая чин и звания, всякие шинели». Встреча значительного лица с этим мертвецом влечёт за собой самые благотворные последствия: и значительное лицо присмирело, и мертвец успокоился… Встреча значительного лица с этим мертвецом влечёт за собой самые благотворные последствия: и значительное лицо присмирело, и мертвец успокоился…

А.П.Григорьев: «В образе Акакия Акакиевича поэт начертал грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя». В.Г.Белинский усмотрел в фигуре Башмачкина мотив социального обличения, сочувствия к социально угнетённому «маленькому человеку». Какая мысль ближе вам?

Э. С. Афанасьев. О художественности повести Н. В. Гоголя «Шинель»//Литература в школе Э. С. Афанасьев. О художественности повести Н. В. Гоголя «Шинель»//Литература в школе Н.В.Гоголь. Шинель. – М. – Н.В.Гоголь. Шинель. – М. – З.М.Данильцева. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»//Литература в школе З.М.Данильцева. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»//Литература в школе Интернет Интернет С.А.Никифорова, статья «Изучение повести Н.Гоголя«Шинель»//Литература в школе С.А.Никифорова, статья «Изучение повести Н.Гоголя«Шинель»//Литература в школе Литература