«Народная кукла». Цели урока: познакомить детей с историей возникновения народной куклы; познакомить с русскими обрядами и традициями; расширять кругозор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мини-музей КУКЛЫ Группа 12. МУЗЕЙ КУКОЛ КАК ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И ТРАДИЦИЯМИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Цель: Познакомить детей с историей страны на примере кукол,
Advertisements

Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир. Выполнила учиница 5»В» класса класса МБООУ СОШ 11 Сероглазова Елена Классный руководитель : Зименкова.
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке.
Игрушки своими руками (организация мини-музея в группе)
Традиционная кукла Материалы к уроку технологии в 5 классе Учитель Федорова Наталья Викторовна.
Роль народной куклы в воспитании детей Исполнитель: Морозова Маргарита Ивановна Санкт-Петербург 2014 год ГБДОУ 92 Центрального района.
РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. Содержание : 1. Россия – страна традиций. 2. Кукла – смысл и назначение. 3. Кто делал куклы? 4. Материалы и одежда куклы, детали.
Мастер – класс «Куклы из бабушкиного сундука» Савельева Т.Н.- педагог дополнительного образования МОУ Савинская ООШ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 39» История куклы в России Исполнитель: Михеева Маргарита 4 «А» класс.
Выполнили ученицы 3 класса Левченко Рита, Иванова Даша, Бычкова Яна Руководитель: Макарова Татьяна Алексеевна.
3 класс. Тема года: «Наш рукотворный мир: От мира природы – к миру вещей ». Тема четверти: «Характер и настроение вещи ». Карельская кукла - скрутка По.
Карельская кукла - скрутка По программе Н.М.Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования) 1-4 классы». Учитель: Старикова.
НАРОДНАЯ КУКЛА Автор учитель технологии МОУ «СОШ 63» ФЕДОСЕЕВА И.В.
Куклы – обереги. Отличительные признаки: Для изготовления куклы нельзя пользоваться ножницами и иглами. Ткань рвут и связывают; Для изготовления куклы.
Чепурная Т.Л., воспитатель МАДОУ 26 д. Божонка 2012.
L/O/G/O Исполнитель: Яицкая Оксана Руководитель: Ревтова Ольга Николаевна Тема: Кукла – народная игрушка. Тема: Кукла – народная игрушка.
Народная игрушка. Работу выполнил: Потёмкин Иван ученик 5 - го класса МКОУ СОШ 4 с. Золотарёвка.
Воспитание положительного созидательного отношения ребенка ко всему окружающему миру. Создание условий для формирования бережного отношения к домашнему.
Урок изо в 5 классе. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных.
ГБДОУ 8 Петродворцового района Санкт - Петербурга «Мастерская народных кукол» 2014 г.
Транксрипт:

«Народная кукла»

Цели урока: познакомить детей с историей возникновения народной куклы; познакомить с русскими обрядами и традициями; расширять кругозор детей; научить мастерить куклу из лоскутов ткани.

Немного из истории Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы- марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Давным-давно на Руси Куклапервая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукланеизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволит вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Древние обрядовые куклы В северных деревнях России до XIX века сохранялся древнерусский уклад жизни, ранние традиции обработки дерева. Именно там сохранился наиболее древний вид игрушки, так называемые "панки", которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. "Панками" назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, зверей. Само слово "панк" происходит от слова "панг", что означает "корень", "ствол". Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек. В них легко угадывается прототип - древние идолы, которые были широко распространены в дохристианские времена.

Царско-крестьянская игрушка Однако, первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском манастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных записях дворцовых расходов мы узнаем, что детям Петра I "куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами." Интересно, что до определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских.

Тряпичные куклы Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий. Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Игровые куклы В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.

Куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Кукол брали в гости. В куклы играла молодуха, пришедшая в дом жениха. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Играя с куклой, она будет любит и своего будущего ребенка. Отношение к кукле

Обрядовые куклы Кукла спасла человека У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих Богов, они приносили им в жертву людей. У древних славян – женщину. Но потом заменили куклой. Взяли полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка с беленьким личиком? Так кукла спасла человека. Эту первую славянскую куклу-игрушку для Богов назвали Коллодией.

Кукла-оберег Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе со свивальничками, с уголком от дурного глаза и одеяльцем будущему малышу сооружали куклу. Делали ее без иголки и без ножниц. Нельзя было ни порезать, ни уколоть. Ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку клали пока в пустую колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница, бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Кукла как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Так ее и назвали «берегиня» или оберег.