Дворянская усадьба. В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Без внимания, понимания, и любви к этому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повесть А. С. Пушкина « Барышня - крестьянка ». Жизнь поместного дворянства в 19 веке.
Advertisements

Дома и жилища России 17 века
Усадьба Кусково Лидия Быкова 4 класс ОЦ им. С.Н.Олехника Москва, 2015 г.
Охота в жизни дворян XIX века. Определение охоты. И ее разновидности. Охота промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании.
Усадьбы дворянские. Пензенская область.. Усадьба Дворянские усадьбы были местом жизни помещиков и центром экономического и культурного развития окружающих.
Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский,
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОТРЯД ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Лето 2013г..
Мир дворянской усадьбы. Есть замечательное слово – «усадьба», которое умиляет душу, наполняет сердце нежностью, сладкой болью. Усадьба… Звуки фортепьяно,
Недалеко от города Чехова находится мемориальный музей- усадьба великого русского писателя. А.П.Чехов приобрел Мелихово в 1892 году и жил в нем с перерывами.
Дворянские усадьбы XIX века (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)
Быт и обычаи России I- половины XVIII века Подготовил ученик 7 «А» класса Синдеев Максим.
В последнее воскресенье осени наш 4 А класс посетил усадьбу Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Вы только представьте, что мы ходили по полу, по которому.
Московская архитектура Выполнила Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 278 Данилова Г.Н. Москвоведение 2 класс.
Описание интерьера. Необходимо научиться: Проводить экскурсию с опорой на текст по искусству; познакомиться с лексикой по темам:«Интерьер», «Искусство»;
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Проект « Новый вид гимназии 1554 » Экологическая школа для начальных классов. Авторы проекта: Филатов Владимир, Аликин Денис УЧЕНИКИ 3 «Б» класса Проект.
«Отрада» Усадьба графа Орлова в селе Семеновское Приложение 2.
В ЛЕРМОНТОВСКИХ ТАРХАНАХ заочная экскурсия. план-карта усадьбы... Вокруг дома - аллеи старинного сада, за садом - спящий пруд, затянутый сетью трав, а.
Музей усадьба Л. Н. Толстого ЯСНАЯ ПОЛЯНА (Тульская область) Работа ученика 8 Бкласса Халилова Эльвина ГБОУСОШ школа 473.
МКОУ «БУБЧИКОВСКАЯ СОШ» К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НЕКРАСОВА. ЭКСКУРСИЯ ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ. Выполнила: Курильщикова Людмила – ученица.
Транксрипт:

Дворянская усадьба

В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Без внимания, понимания, и любви к этому феномену нет и не может быть понимания отечественной истории, любви к России. Русская усадьба – это уникальный по своими общественным функциям центр экономической, политической и культурной жизни нескольких поколений наших соотечественников. В состав каждого усадебного комплекса входит как историко-культурный, так и природный компонент имеющий достаточно сложную структуру. Её элементами выступают регулярные и пейзажные парки, сады и цветники. В некоторых усадьбах, таких, как, к примеру, Архангельское или Кусково, встречались зверинцы, ставшие в России прообразами зоопарков. Общая характеристика усадеб

Русская усадьба была не только притягательна красотой своих архитектурных сооружений и тенистых парков и проявление заботы о своих гостях. Во многих имениях были «дома для гостей» - не что иное, как малые гостиницы, процветал культ русской кухни, здесь были идеальные условия для занятий спортом, охотой. Словом, если изучать отечественные традиции отдыха, спорта, рекреации, гостиничного и ресторанного хозяйства, то искать их надо в истории русской дворянской усадьбы.

Всякая дворянская усадьба – это в определённой степени музей, поскольку в её стенах столетиями накапливались огромные исторические и художественные ценности – картины, книги, гравюра, мебель, фарфор, семейные архивы. Всё это собиралось и веками бережно хранилось. В барских особняках таились несметные, составленные несколькими поколениями просвещённых людей собрания книг, рукописей, картин, мебели, оружия, фарфора … Настоящие «сельские Эрмитажи».

А люди, которые жили в усадьбах! Как много среди них было по-настоящему талантливых писателей, поэтов, композиторов, художников! Да просто честных, порядочных, энергичных людей! Между тем самих усадьб, усадебных построек, парков, прудов становится всё меньше и меньше.

От многих барских особняков, как говорится, следа не осталось. Но, к счастью, сохранились библиотеки, музеи, архивы, в которых собрано немало памятников былой усадебной культуры. Усадьбе повезло: свидетелями её рассвета и многообразной жизни стали десятки талантливейших русских писателей: Н.В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков - Щедрин и С. Тургенев… Усадьба – своего рода колыбель русской классической литературы, а при внимательном изучении – и русской поэзии, и русской драматургии, и русской живописи.

Жизнь русской усадьбы - яркое явление отечественное культуры, взращённое на русской почве, живое воплощение национальных культурных традиций. Вместе с тем это и культурное достояние всего человечества. Зачастую и сам помещичий дом возводился на месте старых боярских хором. Но везде обязательным дополнением к усадебному дому служили флигели. По большой части их бывало два. Один для гостей, а другой - для молодой поросли рода. В ряде усадеб возникают и другие промыслы и подсобные производства по переработке сельскохозяйственной продукции.

Обустраивая свою жизнь в самих усадьбах, некоторые помещики заботились и о крестьянах, работавших в этих усадьбах, и о крестьянах окрестных деревень, строя школы, больницы, богадельни, учебные мастерские. В небогатой русской усадьбе обитало в основного доном мелкопоместное дворянство. То были люди скромного достатка и по большей части высокого достоинства и самобытной культурой. Что тотчас же и подкупало путника, впервые переступившего порог этого дома. При этом одни из них, живя незатейливой жизнью, старались как-то украсить её (например, частенько принимали гостей).

Дом помещика

Сложившийся тип помещичьей усадьбы веков представлял собой комплексный архитектурно – парковый ансамбль. В помещичьем доме находились такие комнаты: вестибюль, гостиная, диванная, будуар, парадный зал, бильярдная, столовая, буфетная, кухня, библиотека, кабинет и спальни. Вестибюль Входящий в дом сразу попадал в вестибюль – просторный, светлый зал, служивший прихожей. Из вестибюля на второй этаж вела красивая, мраморная лестница.

Гостиная По левую и правою стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей. Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью. Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Её обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной. И часто гостиная так и называлась – розовая, голубая или зелёная.

Диванная Были в дворянском доме и диванная - комната для отдыха и домашних занятий.

Будуар Дамская комната для отдыха и приёма друзей.

Парадный зал За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик должен устраивать обеды, балы, приёмы. Зал выходил окнами в парк, в нём было много света и воздуха. Просторным он казался ещё и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало стены зала. Глаз радовали лепные потолки и расписные стены - золото на белом фоне. А полы были подлинными произведения искусства ! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал.

Бильярдная была предназначена для игры в бильярд.

Столовая и буфетная Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. Кухня В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от усадьбы, чтобы не раздражать хозяина и его гостей.

Библиотека и кабинет - строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, секретерами, бюро.

Спальни В спальнях стояли широкие кровати с лёгкими почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух.

Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них всё равно стояли печи. С середины 18 века печные изразцы делали уже разных цветов. В 18 веке стало модным строить камины, но дворяне всё же больше любили печки.

Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Канделябры – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин, а канделябры прикрепляли на стены.

Жирандоли

Канделябры

Двор В состав классической барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги и т.д., в крупных усадьбах нередко строилась церковь.

Барской усадьбе в идеале отводилось среди ландшафта «место возвышенное, с красивыми дальновидностями, и такое с которого бы можно обозревать все части своих полей». Исходя из хозяйственных и художественных соображений, в её состав признавалось необходимым включать господский дом, поварню, пекарню, погребок для хранения зеленей и корней поваренных, чулан к хранению мясных изделий, погребок для молочных сборов, баню, жилые для приказчиков, конюхов, скотников и других рабочих людей, хлева, овчарни, свиные закуты, голубятню, курятники, сараи, амбары, сарай каретной, винницу, пивоварню, ледник, житницы, ригу, гумно, дровяной сарай, пуни для соломы, оранжереи, теплицы, парники, грунтовой сарай и т. д., а также обширный сад, разделённый на 4 части: «овощник», «сад плодовитый», «сад цветочный», «увеселительный лесочек».

Основными принципами размещения многочисленных и разнообразных построек усадьбы в её планировочной и объёмно- пространственной структуре были объявлены четыре вещи: простота, правильность, соответствие частей усадьбы и небольшие издержки.

Наиболее выгодным и удобным для «сельских жителей» считался «маленькой каменной дом» (или деревянный «под камень»), который рекомендовалось строить в «полтора этажа, нижней маленькой с сводами, а верхний настоящей для хозяйского пребывания с накатными потолками». В нижнем этаже помещечьего дома советовали размещать кладовую комнату, сухой погреб для вин, кухню с приспешнею, две комнаты для житья служителям или мастеровым (с женами и холостым) и передние сени с лестницей наверх, во втором – сени с лестницей под крышку, прихожую, из которой шёл вход в столовую или зал, а на стороне в простенке - буфет, предспальню, спальню, детскую, будуар, просторный гардероб или верхнюю кладовую и задние сени с лестницею, как вниз, так и наверх.

Игры, занятия, развлечения. Любимым и страстным увлечением жителей усадеб была охота. У крупных помещиков имелись огромные псарни, в которых содержалось 100 и более собак. Для псарен в усадьбах сооружались специальные здания, так в Кускове «Охотничий дом» представлял собой 2-х этажное здание в готическом стиле. Выход на охоту обставлялся чрезвычайно празднично и торжественно. Участвовать в ней приглашалось множество гостей с музыкой, с песенниками, плясунами и с великим запасом вина.

Крепостной усадебный театр XVIII в. явился одним из основных источников русского театра XIX в. Судьба крепостного театра в Подмосковной усадьбе – это сложная драматическая история. Судьба крепостного актёра стала темой многих произведений русской литературы. Хозяин награждал артистом фамилиями: Жемчугова, Гранатова, Хрусталёва, Бирюзова. Особенно славились театры Шереметьева в Кусково, Галицына в Нескучном, Дурасова в Люблине.

Репертуар усадебных театров составлялся из специально написанных пьес. В усадебном спектакле сливалось несколько жанров: балет, опера, драма, да и само театральное представление сливалось с общим праздником. Со второй половины XVIII века получили распространение воздушные или зелёные театры. Они помешались в глубине сада и гости приобщались к действиям. В программу праздников входили театральные представления домашних трупп. Театры Шереметьева, Орлова, Воронцова, Разумовского, Голицына отличались высоким уровнем технического устройства, репертуара, исполнительского мастерства актёров. Самая большая труппа была у Шереметьева, который организовал свой театр в 1778 г., его труппа насчитывала 115 человек.