Школа методиста Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Современный аспект.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Методические рекомендации по составление учебного плана в ДОУ с учетом ФГТ 2011 г.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.
Модульная накопительная система повышения квалификации «ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» (36 часов)
МКДОУ ДСКВ 14 « Дельфин ». Основные программные документы по организации образовательного процесса. В МКДОУ ДСКВ 14 «Дельфин» реализуются программы дошкольного.
Нормативно-правовые документы по ФГОС НОО. -письмо министерства образования и науки Самарской области от МО /514-ТУ «Об организации в.
Регламент непосредственно образовательной деятельности на 2013 – 2014 учебный год в МКДОУ д\с 35 учитывает особенности контингента детей и составлен на.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Нормативно- правовая база по организации предшкольного образования.
Образовательная программа ДОУ Почему нет стандартов на ступени дошкольного образования? 2 Закон об образовании (с изменениями и дополнениями, вступившими.
Тип : Дошкольное образовательное учреждение Вид : Детский сад комбинированного вида Статус : ДОУ второй категории Учредитель : Администрация Кировского.
Детский сад «КОЛОСОК» ГБОУ ЦО Программа ДОУ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е.
Муниципальное учреждение Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан И.В.Шибалова – начальник.
Основная образовательная программа МДОУ Некоузский детский сад 3 разработана в соответствии с ФГОС ДО ( федеральным государственным образовательным стандартом.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Реализация ФГТ в МДОУ «Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» Приказ Министерства образования от 29 ноября 2009 г. 655 «О федеральных.
МБДОУ д/с 39 – это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая интеллектуальное и личностное развитие воспитанников дошкольного уровня образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок» п. Родинский Сорочинский р/н Оренбургской обл. Воспитатель Смирнова.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность ДОУ в условиях современного правого поля Заведующий МДОУ «Детский сад 29 компенсирующего вида»
Транксрипт:

Школа методиста Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Современный аспект.

Следующий учебный год будет отмечен весьма значимым событием - образовательные учреждения России переходят на общеобразовательные стандарты второго поколения, которые уже в 2011/2012 учебном году станут обязательными для всех. Впервые эти стандарты представляют собой целостную систему требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования, как было раньше. Федеральный закон от ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" определяет, что "образовательные стандарты и требования включают в себя требования: к структуре основных образовательных программ; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения основных образовательных программ".

Нормативное сопровождение разрабатываемых стандартов включает в себя требования к учебно-материальной базе общеобразовательного учреждения и представляет собой пакет документов, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности учащихся для достижения качества и эффективности учебно- воспитательного процесса, устанавливаемых государственным образовательным стандартом.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОСТАВЛЕНИЕ БАЗИСНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В соответствии с Федеральным Законом об образовании от г. 122-ФЗ, ст. 15, организация образовательного процесса в учреждениях образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. В соответствии с Федеральным Законом об образовании от г. 122-ФЗ, ст. 15, организация образовательного процесса в учреждениях образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от года 666 определяет, что дошкольное образовательное учреждение тип образовательного учреждения, реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. В этом документе определяется, что подобные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от года 666 определяет, что дошкольное образовательное учреждение тип образовательного учреждения, реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. В этом документе определяется, что подобные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Вопросы программного обеспечения отражены в письмах Минобразования России от г.. 237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы», от г. 46/19-15, письмо Минобразования России от г. 89/ Вопросы программного обеспечения отражены в письмах Минобразования России от г.. 237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы», от г. 46/19-15, письмо Минобразования России от г. 89/ В Методическом письме Министерства образования РФ от г. 46/19-15 отмечено, что программы подразделяются на комплексные и парциальные, а также, что целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ. В Методическом письме Министерства образования РФ от г. 46/19-15 отмечено, что программы подразделяются на комплексные и парциальные, а также, что целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

Одним из обязательных компонентов этого пакета является система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ для создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Гигиенические нормы и правила Обеспечение законодательной гарантии охраны здоровья обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении Статья 51 Закона РФ от "Об образовании" (в ред. от ) Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. 2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. 2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя. 4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. 4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. 5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. 5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. 6. Утратил силу. - Федеральный закон от ФЗ. 6. Утратил силу. - Федеральный закон от ФЗ. 7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. 7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от г. 122-ФЗ Глава II. Система образования Статья 9. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2) профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования обшей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 3. К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4) среднего (полного) общего образования.

Требования к организации режима дня и учебных занятий «Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении» Требования к организации режима дня и учебных занятий Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не белее 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8 10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводит на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 56 детей. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий; в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий; в средней группе (дети пятого года жизни) - 12; в средней группе (дети пятого года жизни) - 12; в старшей группе (дети шестого года жизни) -15; в старшей группе (дети шестого года жизни) -15; в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий. в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

Статья 15. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и но годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

Использование программ в ДОУ подкрепляется учебным планом. При лицензировании образовательного учреждения проходит процедура предоставления документов согласно Положению о порядке лицензирования образовательного учреждения (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от г. 442) предоставляются сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой. В соответствии с Приложением 4 присутствует наименование предмета (курса, дисциплины) учебного плана по годам обучения.

В структуре базисного плана выделяются базовая (инвариантная) и вариативная (модульная) части. Базовая часть состоит из федерального и национально- регионального компонентов. Вариативная часть формируется дошкольным учреждением. Базовая часть реализуется через обязательные занятия, вариативная через занятия по выбору (факультативные, индивидуальные, студийные и секционные). Базовая часть реализуется через обязательные занятия, вариативная через занятия по выбору (факультативные, индивидуальные, студийные и секционные). Единство и преемственность основных видов деятельности (игровой и образовательной), реализуемые в базисном образовательном плане, обеспечивают интегрированность коммуникативных, познавательных, ценностно-ориентационных, предметно-преобразовательных, художественных основании творческой деятельности.

Правила оформления учебного плана дошкольного образовательного учреждения 1. Учебный план дошкольного образовательного учреждения должен иметь титульный лист, на котором отражено: полное наименование образовательного учреждения, закреплено: решение педагогического совета о принятии учебного плана; решение педагогического совета о принятии учебного плана; номер приказа руководителя об утверждении учебного плана, подпись и печать руководителя образовательного учреждения; номер приказа руководителя об утверждении учебного плана, подпись и печать руководителя образовательного учреждения; согласование с органами управления образования соответствия учебного процесса заявленным программам образовательной лицензии; согласование с органами управления образования соответствия учебного процесса заявленным программам образовательной лицензии; согласование с органами Роспотребнадзора соответствия учебной нагрузки нормам СанПиНа согласование с органами Роспотребнадзора соответствия учебной нагрузки нормам СанПиНа Учебный план сопровождается пояснительной запиской, в которой определено: нормативное обеспечение учебного плана; нормативное обеспечение учебного плана; программное обеспечение образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; программное обеспечение образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; особенности реализации базовой и вариативной части учебного плана. особенности реализации базовой и вариативной части учебного плана. 3. Учебный план может быть составлен для всего образовательного учреждения в целом, так и на каждую группу.

Примерные учебные планы

Образец оформления « Согласовано» «Утверждаю» КНО Муниципального Заведующий ГДОУ 55 Солнечногорского района __________Стулова И.Л. Московсковской области «31» августа 2010 года «___»__________ 2010 года Учебные планы Городское дошкольное образовательное учреждение 55 «Незабудка» При Туберкулезной больнице 11 Департамента здравоохранения города Москвы Составил старший воспитатель ГДОУ 55 Ерофеева О.А. Протокол _31_от августа 2010года

Рекомендуемый базисный учебный план ДОУ, реализующий Программу воспитания и обучения в детском саду (под. ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой) 1 Базовая часть (инвариативная) Количество занятий в неделю Ясел. групп I мл. гр. II мл. гр. Сред н. гр. Стар. гр. Подг. гр. 1.1 Федеральный компонент Ребёнок и окружающий мир Экологическое воспитание Развитие речи 210,50, Художественнаялитература-10,50, Формирование элементарных математических представлений Рисование Лепка-11110, Аппликация--0,50,510, Физическоевоспитание Музыкальноевоспитание ИТОГО Нацио.- регион. компонент 2 Вариат. часть (модульная) Всего

Рекомендуемый базисный учебный план ДОУ, реализующий Программу воспитания и обучения в детском саду (под. ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой) национально-региональный компонент и вариативную часть Старшая группа (возраст детей 56 лет). Продолжительность одного занятия 25 минут. Допустимая нагрузка в неделю не более 15 занятий, количество занятий после дневного сна в неделю не более двух, количество кружков-студий в неделю –не более двух 1 Базовая часть (инвариативная) К-во часов 1.1 Федеральный компонент Ребёнок и окружающий мир. Предметное окружение. Явления общественной жизни Природное окружение. Экологическое воспитание Развитие речи Ознакомление с художественной литературой Формирование элементарных математических представ Рисование0, Лепка0, Аппликация0, Конструирование и ручной труд 0, Музыкальное воспитание Физическое воспитание 3 Итого Национально-региональный компонент 1.2.1Краеведение1 Итого13 2 Вариативная часть (модульная) 2.1Изостудия2 2.2 Компьютерные игры 1 2.3Бассейн1 Всего17

Примерный базисный учебный план для специализированных логопедических групп, реализующих Программу воспитания и обучения ДОУ (под. ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой) ; программу «Коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой. 1 Базовая часть (Инвариативная) Количество занятий в неделю средняястаршаяподгот. периоды обучения Федеральный компонент 1.1.1Логопедическое Ребёнок и окружающий мир Развитие речи Графика Печатание ФЭМП Рисование0,50,250,250,50,250,250,250,250, Лепка0,50,250,250,50,250,250,250,250, Конструирование0,50,250,250,50,250,250,250,250, Аппликация0,50,250,250,50,250,250,250,250, Физкультурное воспитание Музыкальное воспитание Итого Национально- регион. компонент 2 Вариативн. часть (модульная) 2.1Коррекционное ВСЕГО

Учебный план Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 36 «Золотой ключик» на учебный год, реализующий комплексную программу «Детство», разработанную кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.Герцена; программу «Коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой. 1Базовая частьКоличество занятий в неделюПри меча ния 1 мл. гр. 2 мл. гр. Сред. группа Стар. группа Подгот группа 1.1Федеральный компонент8-10 мин мин 20 мин мин мин 1.1.1Физическое развитие Математическое развитие Социальный мир1, Мир природы0.50, Мир искусств и художественной деятельности Мир музыки Речевое развитие11111 Обязательная нагрузка Итого: Коррекционный блок 1.2.1Бассейн Оздоровительная гимнастика Коррекция речи (логопедическое занятия) пол года на 1 занят ие боль ше ИТОГО: Вариативная часть 3.1Занятия по выбору, интересам в кружках, секциях, студиях Суммарная нагрузка

Примерный базисный учебный план дошкольного образовательного учреждения, реализующего программу нового поколения «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой 1Базовая ( инвариантная) часть Количество занятий в неделю 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготов. группа Федеральный компонент Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Формирование элементарных математических представлений 12 Формирование целостной картины мира 11 Коммуникация Чтение художественной литература 1 Рисование1122 Лепка0,5 Аппликация0,5 0.5 Физическая культура3333 Музыка2222 Итого: Вариат. часть (модульная) Педагог самостоятельно дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую СанПином правилами и нормами нагрузку Всего

Рекомендуемый базисный учебный план ДОУ, реализующий Программу воспитания и обучения в детском саду (под. ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой) Старшая группа (возраст детей 56 лет). Продолжительность одного занятия 25 минут. Допустимая нагрузка в неделю - не более 15 занятии, количество занятий после дневного сна в неделю - не более двух, количество кружков-студий в неделю не более двух 1Базовая частьКоличество занятий в неделю Количеств о занятий в год Примечания 1,1 Федеральный компонент20-25 мин Количество занятий и часов соответствует максимальной нагрузке на ребенка в ДОУ, предусматриваемо й методическим письмом Министерства образования РФ 65/23-16 от 14,03,2002 года. 2 половина года на одно занятие больше 1,1,1 Развитие движений 272 1,1,2 Математическое развитие 136 1,1,3 Социальный мир 136 1,1,4 Мир природы 136 1,1,5 Мир искусства и художественной деятельности 272 1,1,6 Мир музыки 272 1,1,7 Речевое развитие 136 Обязательная нагрузка Итого: ,2 Коррекционный блок 1,2,1 Бассейн 136 1,2,3 Коррекция речи (логопедические занятия) 272 Итого Вариативная часть 2,1 Занятия по выбору, интересам в кружках, секциях и студиях 272 Суммарная нагрузка 16540