Роль Уполномоченного по правамребенка в реализации права ребенкажить и воспитываться в семье Алексеева Т.Н. советник Уполномоченного по правам ребенка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль Уполномоченного по правам ребенка в реализации права ребенка жить и воспитываться в семье Алексеева Т.Н. советник Уполномоченного по правам ребенка.
Advertisements

О реализации мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия и развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся.
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Семинар «Становление института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия: итоги выборов уполномоченных по правам ребенка в образовательных.
О работе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по реализации программ поддержки детей в регионах Российской Федерации Любимова.
«О мерах по реализации государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Эрмиш.
1 Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ.
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Концепция реформы законодательства об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних Галина Фёдоровна Григорьева Начальник отдела МО и по ДМ РК.
Министр социальной политики Свердловской области А.В. Злоказов Екатеринбург Формирование системы раннего выявления детского и семейного неблагополучия.
Основные задачи деятельности МБОУ «Детский дом 5» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Об основных направлениях деятельности департамента по делам инвалидов Заместитель министра – руководитель департамента социальной защиты населения Низовцева.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Организация выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи в связи с жестоким обращением, нарушением их прав и законных интересов,
«Пока не будет должной заботы о детях, не разрешится ни одна из насущных проблем, над которыми бьется человечество» Детский фонд ООН.
ДОКЛАД О выполнении Соглашения о сотрудничестве, заключенного 10 ноября 2011г. между Правительством Ставропольского края и ОАО «Ростелеком»
«О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних» Министр общего и профессионального образования Ростовской.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Транксрипт:

Роль Уполномоченного по правамребенка в реализации права ребенкажить и воспитываться в семье Алексеева Т.Н. советник Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве ;

Роль Уполномоченного по правамребенка в реализации права ребенкажить и воспитываться в семье С 1998 г. в регионах РФреализуется проект поучреждению институтауполномоченного поправам ребенка Первые уполномоченныепо правам ребенка врегионах РоссийскойФедерации начинали своюработу в отсутствиеотечественного опытасистемной, комплекснойдеятельности по защитеправ детей.

Основными направлениями работыУполномоченных по правам ребенка являются: защита прав конкретного ребенка, помощь ввосстановлении его нарушенных прав; проведение независимых проверок соблюдения правдетей учреждениями, организациями, должностнымилицами; экспертиза правовых актов, участие взаконотворческом процессе, внесение предложенийв государственные органы по улучшениюмеханизмов защиты прав детей; правовое просвещение детей, их родителей,специалистов. приоритетным направлением деятельности УПРявляется защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Общепризнанные стандартыполитики деинституциализации Состоят из 5 задач: Эффективность профилактики детского исемейного неблагополучия Максимальная передача детей-сирот насемейные формы устройства Улучшение качества жизни детей вучреждениях Перепрофилирование сиротских учреждений Поддержка выпускников детских домов

1-я задача - эффективность профилактики детского и семейного неблагополучия Благодаря характеру своей деятельности, именно уполномоченные по правам ребенка располагают значительными моральными правами и возможностями по привлечению уже на ранних стадиях детского неблагополучия широкого круга заинтересованных специалистов, социально активных граждан и институтов гражданского общества к партнерским действиям по налаживанию широкого, активного сотрудничества с семьей и ребенком

Эффективность профилактики детского исемейного неблагополучия Институт УПР обеспечивает возможность облегченнойпроцедуры самостоятельного обращения ребенка запомощью; Эта процедура осуществляется безпосредничества взрослых, либо предварительногоподтверждения судебными инстанциями фактовнарушения его прав; Характер деятельности института УПР обеспечивает: - оперативность реагирования на ставшие известными нарушения прав ребенка; - защиту прав ребенка не только во взаимоотношениях с семейным окружением, но и со всеми социальными институтами и организациями; УПР содействует уменьшению ведомственной разобщенности в вопросе раннего выявления неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - личное участие уполномоченного в решении проблем.

Эффективность профилактики детского исемейного неблагополучия В целом, институт уполномоченного по правам ребенка может стать одним из главных инициаторов формирования в регионах и в целом по стране комплексной системы профилактической, экстренной и реабилитационной деятельности, направленной на обеспечение социально- правового сопровождения и социально- технологического насыщения работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и их семьями.

2-я задача - максимальная передачадетей-сирот на семейные формыустройства Уполномоченные по правам ребенка проводятэкспертизы правовых актов, участвуют взаконотворческом процессе, вносят предложения вгосударственные органы по улучшению механизмовзащиты прав детей, в том числе детей, оставшихсябез попечения родителей. УПР способствуют формированию общественногомнения о приоритетности права детей жить ивоспитываться в семье; Региональные УПР развернули масштабнуюпросветительскую работу в области реализацииправа ребенка, оставшегося без попеченияродителей, жить и воспитываться семье;

Максимальная передача детей-сиротна семейные формы устройства Эффективность работы уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации обусловлена тем, что в соответствии со смыслом института уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав, как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка.

Максимальная передача детей-сиротна семейные формы устройства УПР рассматривают множество конкретных ситуацийнарушения прав и законных интересовнесовершеннолетних и содействуют ихблагополучному и справедливому разрешению врамках действующего законодательства; УПР принимают участие в подготовке и принятии законов и социальных программ в поддержку как всего детского населения, так и отдельных категорий детей, нуждающихся в социально-правовой помощи. УПР отмечают в своих докладах, что все еще неналажено взаимодействие и обмен информацией одетях, переданных на воспитание в семьи, междуведомствами.

3-я задача - улучшение качестважизни детей в учреждениях Комитет по правам ребенкаООН в Заключительныхзамечаниях к третьемупериодическому докладуРоссийской Федерации овыполнении Конвенции оправах ребенка выражаетобеспокоенность в связи снеадекватностьюпериодической оценкиположения детей,оставшихся без попеченияродителей, помещенных вдетские учреждения.Отмечается, что в данныхдетских учреждениях по-прежнему нет механизмовнезависимой инспекции,организованной всотрудничестве сгражданским обществом.

3-я задача - улучшение качестважизни детей в учреждениях УПР, в рамках своей компетенциипроводят независимые проверкиусловий жизни детей,содержащихся в учреждениях длядетей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей. По результатом проверок УПР врегионах, выявляют факты о том,что достаточно часто: в личныхделах отсутствуют данные орегистрации родителей и детей поместу жительства, документы осмерти родителей, их осуждении,нахождении на лечении, в розыске,сведения о наличии у ребенкажилья, собственности, неоформление пенсии, не взысканиеалиментов на содержание детей. Выявляются случаи по непроведению работы по оформлениюпаспортов детям, по достиженииими 14 лет, отсутствию паспортов удетей, достигших 14 лет.

Улучшение качества жизни детей вучреждениях В ходе проверок УПР в домах ребенка устанавливаютсямногочисленные факты несвоевременного перевода детейстарше четырех лет в учреждения образования и социальнойзащиты населения; УПР выявляют факты насилия и жестокого обращения с детьмив учреждениях для детей, оставшихся без попеченияродителей, принимая меры по защите прав ребенка; УПР способствует обеспечению легкого доступа к механизмамзащиты своих прав самими детьми; Институт УПР – это тот механизм, через который ребенок, в томчисле тот, что находится в учреждении, может подавать жалобына нарушение своих прав.

4-я задача - перепрофилированиесиротских учреждений УПР обращают внимание на : необходимость разработки и продвижения в РФ политики деинституциализации, постановки общей цели, задач, определения перечня мероприятий, направленных на достижение намеченных целей и задач. необходимость определения показателей(индикаторов) для объективного измеренияуспешности реализации программы ПравительстваРФ по деинституциализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. важность осуществления единого для всей странынормативного регулирования процессовдеинституциализации.

Перепрофилирование сиротскихучреждений УПР отмечают важность того, чтоучреждение для детей-сирот не должно бытьзакрыто, а должно начать выполнять новуюдля себя функцию по защите прав детей,переданных в замещающие семьи. УПР одной считают что одной из функций«новых» учреждений должна быть функцияпо координации межведомственной помощи,предоставляемой замещаемой семье иребенку.

5-я задача - поддержкавыпускников детских домов УПР в регионах РФ, держат на особом контролевопросы жизнеустройства бывших воспитанниковдетских домов, учреждений начального, среднего ивысшего профессионального образования -обеспечение их жильём и трудоустройство. Особое внимание уделяется жилищным вопросамдетей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, лиц из их числа, по окончаниипребывания их в коррекционныхобразовательных учреждениях, стационарныхучреждениях социального обслуживания,специализированных учреждениях длянесовершеннолетних.

Поддержка выпускников детскихдомов Принципиальным отличием деятельностиуполномоченного по правам ребенка от всехостальных субъектов защиты прав детейявляется то, что каждый уполномоченныйактивно осуществляет правовое просвещение,детей, прежде всего детей, будущих выпускниковдетских сиротских учреждений. УПР налаживает линии связи с детьми, посещаетдетские учреждения. УПР информирует детей –сирот в учреждениях ивыпускников детских домов, о механизмахобращения за помощью в конкретныхобстоятельствах.

Уникальность институтаУполномоченного по правамребенка УПР имеет возможностьполучения информациинепосредственно отсамих детей ипредоставления имнеобходимой помощи изащиты. -В регионах наработаныпроцедуры,обеспечивающиедоступность и простотуобращения куполномоченномусамого ребенка.

Акценты на международныхмеханизмах и программах зашитыправ и законных интересов детей Конвенция о правах ребенка (в 2009 году – 20 –летие принятия). Замечания общего порядка кКонвенции о правах ребенка (10 Замечаний). Заключительные замечания к периодическимдокладам РФ о выполнении Конвенции о правахребенка. Декларация тысячелетия ООН (8 сентября 2000 г.). Декларация и План действий «Мир, пригодный дляжизни детей» (Спец. Сессия ООН, 10 мая 2002 г.). Программа ЮНИСЕФ «Города,доброжелательные к детям» -

Новости Комитета по правамребенка Комитет по правам ребенка ООН приступил кразработке Руководящих принципов по работе сдетьми, оставшимися без попечения родителей; Комитет по правам ребенка планирует принятие - Замечаний общего порядка 11 «Права и участие» -Замечаний общего порядка «Права детей,принадлежащих к меньшинствам». - Планируются к принятию Замечания общего порядкапо Ст. 19 Конвенции о правах ребенка «Защита отзлоупотреблений и небрежного обращения». Комитет приветствует проведение дискуссий вгосударствах-участниках Конвенции по разработкемеханизма подачи персональных жалоб детьми.

На федеральном уровне Указом Президента Российской Федерацииот 9 октября 2007 года 1351 «Обутверждении Концепции демографическойполитики Российской Федерации на периоддо 2025 года» предусмотрено созданиеспециализированной системы защиты правдетей, включая дальнейшее развитиеинститута уполномоченных по правамребенка в субъектах Российской Федерации.

К 20-летию Конвенции о правахребенка Предлагаем каждому региону создать «Книгу детских прав», в которой каждый ребенок, находящийся в учреждении, сможет высказать свое мнение, рассказать о своей мечте, передать свою просьбу. Эта книга должна быть передана в подарок губернатору региона. Мы должны услышать голоса тех детей, которые так редко слышны….

«Все дети должны иметь одинаковый доступ к правам человека, ребенок должен стать более заметным для мира взрослых» Янгхи Ли председатель Комитета ООН по правам ребенка