. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 компенсирующего вида» г. Пикалёво» Дидактическая игра как средство развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Advertisements

Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Дидактические игры для малышей своими руками Презентация подготовлена из опыта работы воспитателя младшей группы – Семеновой Г.И.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
Развитие речи ребенка третьего года жизни Иванова Л. А., учитель-дефектолог МОУ «РПМПК»
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: - он начинает сравнивать одни предметы с другими; На третьем году жизни у малыша интенсивно.
Особенности речи детей 2-3 лет Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
Серия игр «Умные ноги» Цель: развитие разных видов восприятия, операций мышления и речи.
Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом.
Использование речевых кубов в коррекционной работе учителя-логопеда Составитель: Сморчкова Елена Олеговна учитель-логопед I кв. категории МАДОУ детский.
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Родительское собрание Учитель – логопед О. А. Петрова МДОУ ДСКВ 32.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
Транксрипт:

. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 компенсирующего вида» г. Пикалёво» Дидактическая игра как средство развития речиДидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возрастадетей дошкольного возраста Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольниковРоль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников «Нормы речевого развития детей 4 – х лет» «Игры по развитию речи»автор: Румянцева Ирина Анатольевна (воспитатель младшей группы) апрель 2013

. Многие родители беспокоятся: «Нет ли у моего ребёнка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем сверстники?». Развитие каждого ребёнка очень индивидуально, у каждого свой путь и темп развития, не нужно сравнивать между собой сверстников. Уже с рождения ребёнок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию. Позже развивает активный словарь – малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения. В своей работе я бы хотела познакомить вас с нормами речевого развития детей 4 – х лет, а также предложить игры по развитию речи.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребёнка.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Словарный запас детей 4-х лет достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребенка за счет наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро и т. д. Четырехлетние дети называют некоторые числительные, часто по порядку от одного до десяти. Но этот ряд чисел всего лишь заученный стишок, т. к. соотносить количество предметов с цифрой они еще не умеют. К концу четвертого года большинство детей смогут соотнести числа 1, 2, 3 с нужным количеством предметов. Кроме личных местоимений: я, ты, мы, вы, он, она, они применяются притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и т. д. В речи детей 4-х лет мало слов названий частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются дети словами- названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. В то же время дети уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо синее, трава зеленая.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ К 4 годам у детей совершенствуются умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться. Чаще встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зелёное трава»). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо. Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котёнка»). Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»). Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и одушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь», но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда»). В этом возрасте многие дети правильно употребляют существительные с предлогами: в, на, под и понимают значения. У детей формируется умения составлять предложения с однородными членами («Мы пойдём в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ К четырём годам дети осваивают звуковую систему языка: произносят многие звуки, слова, их речь становится понятна окружающим. Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые успевают справиться с данной задачей и в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. К звукам, освоенным на третьем году, добавляются "с", "з", "ц". Четко произносятся "ы", "э", "х", с которыми еще могли быть проблемы. А если ребенок правильно произносит еще и "ш", "ж", "щ", "ч", "л", "р", он просто умница. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение звуков СШ, 3Ж, С'Щ. («шанки» вместо «санки», «жонтик» вместо «зонтик»). Ещё не считается речевым отставанием замена звука Р («рука») на Л («лука») и замена звука Л («лак») на мягкий Л' («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком Й («рука» «йука», «лак» - «йак», «река» «ека», «лес» «ес»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Впрочем, если этих звуков нет, не стоит расстраиваться, впереди есть время их освоить, нужно продолжать заниматься тренировкой слухового внимания и развивать произносительные умения малыша. У детей 34 лет есть трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка балка, мишка мышка).

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Трехлетние дети пользуются простыми предложения, состоящими из 45 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Малыши говорят короткими предложениями, не соблюдая последовательность в изложении события. Понять ребёнка без дополнительных вопросов нельзя. Часто он пользуется местоимениями он, она в самом начале рассказа, так что непонятно, о ком ребенок собирается рассказывать. Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым). Как раз неумение запомнить ту же «Муху-цокотуху» или «Айболита» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям), это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ 1. Словарный запас достигает 2000 слов. 2. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. 4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 5. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. 6. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 7. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

. Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей и имеют большое значение для воспитания. Они способствуют глубокому познанию детьми окружающей действительности – предметов, действий, отношений между людьми, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Предлагаю Вашему вниманию игры, изготовленные своими руками.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: -формировать фонетико – фонематические представления и слоговую структуру слова; -развивать лексико – грамматический строй речи, связную речь; -обогащать и активизировать словарь; -развивать мелкую моторику рук; - стимулировать развитие психических и познавательных процессов; -способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков; - поддерживать положительный эмоциональный комфорт.

«Что я приготовлю» Цели: -дать понятие, что такое продукты (названия круп); -учить согласовывать слова в роде, числе и падеже; -различать и называть сходные по значению предметы, знать обобщающее слово: посуда; -учить составлять небольшой рассказ совместно со взрослым из 3 – 4 предложений. Материал: цветные кастрюльки; мешочки с крупами. Ход игры: 1. Предложить на ощупь узнать и назвать крупу. 2. Предложить ребёнку выбрать любой мешочек с крупой, и прищепкой прикрепить к кастрюльке. Рассказать, что он сварит. (Например, я взял манную крупу, могу сварить манную кашу и сделать манный пудинг.)

«Спрячь в домике зайчика» Цели: - учить детей различать и называть основные цвета и их оттенки с помощью операции сравнения; - развивать внимание, мышление, обогащать словарный запас детей; - закреплять названия геометрических фигур. Материал: -цветные игровые карточки (домики) с изображением зайчика; -геометрические фигуры из цветного картона – дверцы. Правила игры. Дети должны спрятать зайчика в домике, подбирая к разноцветным домикам дверцы. Каждый домик определенного цвета. Нужно спрятать зайчика от волка, закрыв окошечки квадратами такого же цвета, что и домики.

Развивающая речевая улитка Задачи: -развивать лексико – грамматический строй речи, связную речь; -формировать фонетико – фонематические представления и слоговую структуру слова; -стимулировать развитие психических и познавательных процессов; -поддерживать положительный эмоциональный комфорт; -способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков. Материал для игры: игровое поле «Улитка»; кубик; фишки по количеству игроков. Варианты игр: определить кто это или что это; один – много; назвать ласково; есть – нет; посчитай (считать предметы от одного до пяти); определить первый звук в слове; назвать последний звук в слове; определить какие гласные спрятались в слове; разделить слово на слоги; сосчитать количество звуков в слове; составить схему слова; какой? какая? какое? (определить род слова); составить предложение с заданным звуком.

«Кто тут спрятался?» Цели: -упражнять детей в чётком произношении слов; -учить употреблять в речи существительные с предлогами: в, у, на; -упражнять детей в определении пространственных направлений от предмета и обозначать словами (впереди – сзади (позади), слева – справа, вверху – внизу); -закреплять знания о цвете, форме, пространственном расположении; -продолжать знакомить детей с классификацией животных; -учить отвечать на вопросы и составлять короткий рассказ; -развивать мелкую моторику рук, психические процессы. Материал: - ламинированная иллюстрация; - пробки; - изображения животных, цветов приклеить во внутрь пробки. Ход игры: Играя, вспоминаем и проговариваем с ребенком стихи, подходящие по содержанию к картинке. Взрослый предлагает детям посмотреть, кто спрятался на дереве? Следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, употребляли в речи существительные с предлогами.

Игры для развития мелкой моторики рук Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер: - формирует фонетико-фонематическую базу; - развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; - способствует сенсорному развитию; - активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; -формирует процесс социальной адаптации у детей.

«Расскажи сказку» Цели: -формировать у детей умения самостоятельно выстраивать сюжет сказки в логически верно последовательности; -развивать словарный запас, воображение, мышление, внимание, память. Правила игры: Детям предлагаются наборы с картинками: н – р, 1. Герои сказок, мультиков, животных и т. д. 2. Природа (река, озеро, лес, горы, поля и т. д.) 3. Транспортные средства. 4. Дома, замки, пещеры и т. д. - где могут жить герои. А так же карточки разного цвета для определения настроения героев, их характера, чем темнее цвет, тем хуже характеристика героя. Дети выбирают картинки по своему выбору и начинают придумывать свою сказку (действия с героями, их последовательность и историю, ставя перед героем новые цели, пока герой не достигнет их, оценивают характер героев).

Дидактическое пособие «Живая картина» Цели: -учить детей понимать значение предлогов, уточнить их значения и упражнять в употреблении предлогов: в, на, под, над, между, за, около в речи детей; -учить ориентироваться в пространстве; -развивать лексико – грамматический строй речи, связную речь. Правила игры: В "живой" картине, которая каждый раз может быть разной, в зависимости от того, чем её дополнять, должны двигаться прикрепленные к ниточкам предметы. Главное в этом пособии то, что картинки двигаются, то есть наглядно моделируются ситуации, с помощью которых можно обучать детей понимать значение предлогов, формировать умение правильно употреблять предложно-падёжные конструкции в речи.

Собери лицо Цели: - упражнять в составлении портрета из разных частей лица по собственному желанию; -учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и их пропорций; - закрепить знания детей о портрете как жанре живописи; - развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Материал: Для изготовления данной игры, нужно нарисовать на листах картона произвольно несколько портретов, затем аккуратно разрезать их по горизонтали на части - глаза, нос и подбородок. Также нужно нарисовать и вырезать по контуру разнообразные варианты причесок, усов, бород, головных уборов и прочих деталей по вашему желанию. Чем их будет больше, тем интереснее и разнообразнее получатся образы.

Игры для развития воздушной струи * Открой картину Цель: развивать речевое дыхание и силу выдоха. Оборудование: сюжетная картина * Лети, бабочка. Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. *Ветерок Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). *Свисток Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: свисток. *Подуй в дудочку Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки. *Вертушка Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. *Аэрофутбол Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игровое поле, шарик.

Логопедическое пособие «Логокуб» Логопедическое пособие "Логокуб" используется на занятиях по развитию речи. Варианты игр: - по формированию фонетико-фонеатических представлений и слоговой структуры слова. 1. Игра "Определи первый звук в слове" Цель: упражнение детей в выделении первого звука в слове. Описание игры: воспитатель раздает детям карточки, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука /А/ и т. п. Тот, кто правильно назовет предмет, прикрепляет картинку на грань куба с соответствующей буквой. 2. Игра "Найди картинку" Цель: дифференциация звуков /л/-/р/ в словах. описание игры: воспитатель раскладывает картинки в названии которых есть звуки /л/ или /р/ (на каждый звук подбирают одинаковое количество картинок) рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки со звуком /р/ в названиях, а другая со звуком /л/. По сигналу воспитателя из каждой группы подходят к столу подходят по одному ребенку. Один из них берет картинку со звуком /р/, другой - со звуком /л/ и прикрепляют их к граням куба с соответствующими буквами. В конце игры, обе команды проверяют картинки друг друга. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих-шипящих, звонких- глухих. 3. Игра "Раздели слово" Цель: формирование умения делить слова на слоги. Описание игры: воспитатель прикрепляет к четырем граням куба карточки с полосками: на первую - карточку с одной полоской, на вторую - с двумя, на третью - с тремя и на четвертую с четырьмя полосками. Воспитатель объясняет детям, что на грань с одной полоской нужно прикрепить картинки с предметами, названия которых не делится на части (односложные слова) ; к другой грани - картинку с предметами, названия которых можно разделить на две части и т. д. - по формированию лексико-грамматического строя речи. 1. Игра "Назови одним словом" Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий. Описание игры: воспитатель демонстрирует детям каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задача детей - назвать картинки, изображенные на одной грани куба, одним обобщающим словом. 2. Игра "Подбери по цвету" Цель: закрепление представлений детей о цвете и использовании в речи качественных прилагательных. Описание игры: педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, определенного цвета. 3. Игра: "Игры-загадки" Цель: расширение словаря прилагательными. Описание игры: педагог загадывает какой либо предмет, перечисляет его признаки. Например: бурый, косолапый, косматый и т. д. Ребенок должен отыскать на столе картинку с изображением, отвечающего данной характеристике и прикрепляет на грань куба. 4. Игра "Чего не стало" Цель: упражнять детей в образовании существительных в винительном падеже ед. ч., развитие внимания. Описание игры: педагог выставляет перед детьми куб с прикрепленными к его граням картинками, предлагает посмотреть картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: "Чего не стало? "

Будьте доброжелательны, спокойны к вашим детям, наберитесь терпения и тогда у вас всё получится!

Информационные ресурсы: * Козырева Л.М. Развитие речи. Дети до 5 лет/Художник Е.А. – Ярославль: Академия развития, – 160 с. * Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.-2-е изд., испр. и доп.–М.: МАЗАЙКА – СИНТЕЗ с.