«Я ЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ P ASCAL » Информатика 9 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алфавит и словарь языка Паскаль Учитель информатики Абдулзагирова А.И.
Advertisements

«Типы данных». Целочисленные типы данных Тип ДиапазонТребуемая память (байт) byte shortint integer word longint
1 ESC – ВЫХОД НА СЛЕДУЮЩИЙ миэт цко НА ПРЕДЫДУЩИЙ Алфавит языка Турбо-Паскаль: БУКВЫ И ЦИФРЫ 1. Прописные и строчные буквы латинского алфавита: A B C D.
Язык программирования Pascal. Программа это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи. Языком программирования называют систему.
Язык программирования Turbo Pascal. Программирование Программирование – это запись разработанного алгоритма на языке программирования. 4 Автор языка Паскаль.
turbo.exe основной файл среды Любой язык обладает алфавитом, синтаксисом и семантикой. В алфавит входит набор символов, использующихся в языке с помощью.
Лекция 4 Программирование на Паскале. Элементы языка Турбо Паскаль 7.0. Типы данных. Управляющие конструкции.
Познакомиться с основными понятиями языка Pascal 2.
Программирование на языке Паскаль Введение. Алфавит языка Паскаль Алфавит это фиксированный набор основных символов, из которых состоит любой текст на.
Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Турбо-Паскаль Алфавит и словарь. Алфавит A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z _ 0 1.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Основы языка Pasсal.
Урок 3 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Глава 6. УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ Оператор присваивания Простой и составной операторы Условный оператор Оператор множественного выбора Оператор цикла с предусловием.
Презентация на тему: «Программирование Разветвляющихся структур». Составила: учитель информатики Чура Н.А. 1.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Урок 6 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
Тема: « Линейные вычислительные алгоритмы. ». Язык Паскаль был разработан в 1970г. Никласом Виртом как язык обучения студентов программированию. Паскаль.
Транксрипт:

«Я ЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ P ASCAL » Информатика 9 класс

Если знания человека не упорядочены, то чем больше он знает, тем большей будет путаница в его мыслях. не упорядочены, то чем больше он знает, тем большей будет путаница в его мыслях. Герберт Спенсер

P ASCAL разработан профессором кафедры вычислительной техники Швейцарского Федерального института технологии Николасом Виртом в 1968 году назван так в честь великого французского математика, физика, философа и писателя XVII века, изобретателя первой в мире арифметической машины Блеза Паскаля ( )

О СНОВНЫЕ ФАЙЛЫ ПАКЕТА Т УРБО П АСКАЛЬ : Turbo.exe – интегрированная среда программирования; Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки; Turbo.tp – файл конфигурационной системы; Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.

С ТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА P ASCAL Program ; Uses ; - Label ; Const ; Type ; Var ; Procedure(Function) ; Begin ; end. список имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей

А ЛФАВИТ P ASCAL прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C…Y, Z, a, b, c,…y, z ; десятичные цифры: 0, 1, 2,…9; специальные символы: + - * / > < = ; #,. : {} [] ( ) комбинации специальных символов, которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «», « =», «{}».

С ЛОВАРЬ P ASCAL зарезервированные слова стандартные идентификаторы идентификаторы пользователя

Зарезервированные слова имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль AbsoluteАбсолютныйLibraryБиблиотека AndЛогическое ИModОстаток от деления ArrayМассивNotЛогическое НЕ BeginНачало блокаOrЛогическое ИЛИ CaseВариантOfИз ConstКонстантаObjectОбъект DivДеление нацелоProcedureПроцедура Go toПереход наProgramПрограмма DoВыполнятьRepeatПовторять DowntoУменьшить доStringСтрока ElseИначеThenТо EndКонец блокаToУвеличивая FileФайлTypeТип ForДляUntilДо FunctionФункцияUsesИспользовать IfЕслиVarПеременная InterruptПрерываниеWhileПока InterfaceИнтерфейсWithС LabelМеткаXorИсключающее ИЛИ

Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т.д. служат стандартные идентификаторы, например Sqr, Sqrt и т.д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. И ДЕНТИФИКАТОР – ИМЯ ( IDENTIFICATION – УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТА НЕКОТОРОМУ НАБОРУ СИМВОЛОВ ).

Правила написания идентификаторов: Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток). Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания. Максимальная длина – 127 символов. При написании идентификаторов можно использовать прописные и строчные буквы. Между двумя идентификаторами должен стоять хотя бы один пробел. И ДЕНТИФИКАТОРЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ – ЭТО ТЕ ИМЕНА, КОТОРЫЕ ДАЕТ САМ ПРОГРАММИСТ.

Т ИПЫ ДАННЫХ P ASCAL Определяют: Объем ОП для размещения данного. Диапазон допустимых значений. Допустимые операции. Простые (скалярные): неделимы; упорядочены (кроме вещественного). Структурированные: упорядоченная совокупность скалярных переменных; характеризуются типом своих компонентов.

Т ИПЫ ДАННЫХ P ASCAL Простые (скалярные): Целочисленные Вещественные Литерный (символьный) Литерный (символьный) Булевский (логический) Булевский (логический) Пользовательские: перечисляемый; интервальный. Структурированные: Строковый Массивы Множества Записи Файлы Указатели Процедурные Объекты

ТипДиапазонТребуемая память (байт) Byte Shorint Integer Word Longint 0… … … … … Значения целых типов могут изображаться в программе 2 способами: в десятичном виде и в шестнадцатеричном. Если число представлено в шестнадцатеричной системе, перед ним без пробела ставится знак $, а цифры старше 9 обозначаются латинскими буквами от A до F. Диапазон изменений таких чисел от $0000 до $FFFF. Целочисленные типы данных

Д ОПУСТИМЫЕ ОПЕРАЦИИ : Арифметические операции +, -, *, /, Div, Mod Операции сравнения, =, , = Стандартные функции и процедуры Abs (x), Sqr (x), Sqrt (x) Sin, Cos, Exp, Pred, Succ, Ord, Odd и т.п

В ЕЩЕСТВЕННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ ТипДиапазонМантисс а Требуемая память (байт) real2.9*10E *10E3811 – 126 single1.5*10E *10E387 – 84 double5.0*10E *10E30815 – 168 extended1.9*10E *10E – 2010 comp-2E E – 208

Д ОПУСТИМЫЕ ОПЕРАЦИИ : Арифметические +, -, *, / Сравнения, =, =, Стандартные функции и процедуры Abs (x), Sqr (x), Sqrt (x), Exp (x), Sin (x), Cos (x), Round (x)-округление целой части Trunc (x)-отбрасывание дробной части Int (x)-вычисление целой части Frac (x)-вычисление дробной части

В ЕЩЕСТВЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ МОГУТ ИЗОБРАЖАТЬСЯ В ФОРМЕ С ФИКСИРОВАННОЙ ТОЧКОЙ, А ТАКЖЕ Ф ФОРМЕ С ПЛАВАЮЩЕЙ ТОЧКОЙ, Т. Е. ПАРОЙ ЧИСЕЛ ВИДА Е. с фиксированной точкойс плавающей точкой Е Е Е-02 Вещественные числа по умолчанию выводятся на экран в формате с плавающей точкой. Для вывода в форме с фиксированной необходимо указать формат вывода. Например: в ячейке a хранится число Е+02 Если использовать процедуру Writeln (a); то на экране будет число Е+02 Если использовать процедуру Writeln(a:6:2); 6 – общее число позиций (включая точку) 2 – число позиций после точки. То на экране будет число – 6 позиций, 2знака после точки.

Л ИТЕРНЫЙ ( СИМВОЛЬНЫЙ ) ТИП Char Определяется множеством значений кодовой таблицы ПК. Каждому символу задается целое число от 0 до 255. Для кодировки используется код ASCII. Например код символа 'A' при русской раскладке клавиатуры будет равен 192. В программе значения переменных и констант типа char должны быть заключены в апострофы. Для размещения в памяти переменной литерного типа нужен 1 байт.

Д ОПУСТИМЫЕ ОПЕРАЦИИ операции отношения: =, , >, =; вырабатывают результат логического типа стандартные функции: Chr(x) – преобразует выражение х в символ и возвращает значение символа Ord(ch) – преобразует символ ch в его код и возвращает значение кода Pred(ch) – возвращает предыдущий символ Succ(ch) – возвращает следующий символ

Л ОГИЧЕСКИЙ (Б УЛЕВСКИЙ ) ТИП Могут принимать только одно из 2-х значений: TRUE или FALSE. В памяти занимают 1 байт. Описание: Var : Boolean;

Д ОПУСТИМЫЕ ОПЕРАЦИИ операции сравнения =, , =, функции и процедуры Pred (True)=False; Ord (True)=1; Succ (False)=True; Ord (False)=0;

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ а) конъюнкция (логическое "И", логическое умножение) – AND Истина тогда и только тогда, когда оба операнда истинны. ABA and B

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ дизъюнкция (логическое сложение, логическое "ИЛИ") – OR ABA or B Ложь тогда и только тогда, когда оба ложны.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ исключающее "ИЛИ" –XOR ABA xor B Истина тогда, когда операнды имеют противоположное значение.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ отрицание – NOT Anot B Результат операции – противоположное значение аргумента

П ОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ ТИПЫ Перечисляемый (enumerated type) задается списком принадлежащих ему значений Формат: Type =( ); Var : ; Интервальный (диапазон) Две константы определяют границы диапазона значений для данной переменной Принадлежат одному из стандартных типов (real недопустим!) Значение const1

Указатель – это переменная, которая в качестве своего значения содержит адрес первого байта памяти, по которому записаны данные. Занимает 4 байта памяти

Т ИПЫ ОПЕРАТОРОВ P ASCAL Простые Оператор присваивания Оператор присваивания Процедуры ввода- вывода Процедуры ввода- вывода Оператор безусловного перехода (go to) Оператор безусловного перехода (go to) Операторы вызова процедуры Операторы вызова процедуры Пустой оператор Структурные Составной оператор Составной оператор Условный оператор Условный оператор Оператор выбора Операторы цикла

О ПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ := ;

П РОЦЕДУРЫ ВВОДА - ВЫВОДА 1.Процедуры ввода (чтения) данных: Read [ln] (x1, x2, xn); Где x1, x2 – имена переменных, куда помещаются вводимые данные. Тип вводимых должен совпадать с типом переменных. Значение x1, x2… введется с клавиатуры минимум через 1 пробел (или Enter). Ввод данных заканчивается нажатием. Процедура Read производит ввод данных, не переводя при этом курсор на следующую строку, а процедура Readln производит ввод данных и перевод курсора на следующую строку. Использование процедуры Readln без параметров -после нажатия клавиши переводит курсор на следующую строку. 2.Процедуры вывода данных: Write [ln] (y1, y2, …yn); Где y1, y2, yn – выражения или имена выводимых переменных. Процедура Write производит вывод, не переводя курсор на другую строку, а Writeln после вывода данных переводит курсор на следующую строку.

О ПЕРАТОР БЕЗУСЛОВНОГО ПЕРЕХОДА go to - «перейти к» и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой, оператор. Общий вид: go to. Метка объявляется в разделе описания меток и состоит из имени и следующего за ним двоеточия. Имя метки может содержать цифровые и буквенные символы, максимальная длина имени ограничена 127 знаками. Раздел описания меток начинается зарезервированным словом Label, за которым следует имя метки.

П УСТОЙ ОПЕРАТОР Пустой оператор не содержит никаких символов и не выполняет никаких действий. Используется для организации перехода к концу блока в случаях, если необходимо пропустить несколько операторов, но не выходить из блока. Для этого перед зарезервированным словом end ставятся метка и двоеточие, например: Label m; … begin … go to m; … m: end;

С ОСТАВНОЙ ОПЕРАТОР Этот оператор представляет собой совокупность произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой, и ограниченную операторными скобками begin и end. Он воспринимается как единое целое и может находиться в любом месте программы, где возможно наличие оператора.

У СЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР данет да P If then else ; If then ; S1S2 S1 P P – выражение булевского типа. S1, S2 – простые или составные операторы.

О ПЕРАТОР ВЫБОРА P Case K of K1:S1; K2:S2; ……… KN: SN [Else S;] End; K – селектор выбора (переменная или выражение целочисленное, булевского или символьного типа) K1, K2, … KN – константы выбора (тип совпадает с типом селектора) S1, S1, … SN – простые или составные операторы. K1K2Kn[else] S1 S2 S3Sn S

О ПЕРАТОР ЦИКЛА FOR ( ЦИКЛ С ПАРАМЕТРОМ ) Тело цикла выход Формат записи: For i:=s1 to (downto) s2 do ; To – шаг «1» Downto – шаг «-1» For i:=s1 to (downto) s2 do i – параметр цикла S1 – начальное значение S2 – конечное значение

О ПЕРАТОР ЦИКЛА WHILE ( ЦИКЛ С ПРЕДУСЛОВИЕМ, « ПОКА ») выход данет Формат записи: While do ; P S P – условие повторения тела цикла (выражение логического (булевского) типа). S – простой или составной оператор.

О ПЕРАТОР ЦИКЛА REPEAT ( ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ, « ДО ») S нетда выход Формат записи: Repeat Until ; P В цикле с постусловием условие цикла проверяется после очередного выполнения тела цикла. S – тело цикла; P – условие выхода из цикла (выражение булевского типа); Выход из цикла при P=TRUE. В цикле Repeat тело выполняется хотя бы один раз.

М АССИВЫ Одномерные – элементы – простые переменные. Двумерные – структура данных, хранящая прямоугольную матрицу. Способ описания: Var M: array[1..10] of array[1..20] of real; или Var M: array[1..10, 1..20] of real; Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется обращением к имени массива с указанием индексов (первый индекс – номер строки, второй индекс – номер столбца).

М НОЖЕСТВО М НОЖЕСТВО – НАБОР ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПО КАКОМУ - ЛИБО ПРИЗНАКУ ИЛИ ГРУППЕ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. Элемент множества – каждый его объект (принадлежит любому скалярному типу, кроме вещественного) Базовый тип множества – тип элементов множества (задается диапазоном или перечислением) Область значений типа множество – набор всевозможных подмножеств, составленных из элементов базового типа Пример: [1,2,3,4], [a,b,c], [a..z] – множества; [ ]- пустое множество. Мощность – количество элементов множества

Формат записи: type = set of ; var : ; или var : set of ; Операции над множествами: отношения: =, , >=,

З АПИСЬ – СОСТОИТ ИЗ ФИКСИРОВАННОГО ЧИСЛА КОМПОНЕНТОВ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ТИПОВ. Формат: type = record : ; … : end; var : ; Обращение к значению поля осуществляется с помощью идентификатора переменной и идентификатора поля, разделенных точкой (составное имя) Например: M.Number, M.FIO

Ф АЙЛ Ф АЙЛ – СОВОКУПНОСТЬ ДАННЫХ, ЗАПИСАННАЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПАМЯТИ ПОД ОПРЕДЕЛЕННЫМ ИМЕНЕМ. Формат: Type = ; Var : file of ; : ;

П ОДПРОГРАММА – ПРОГРАММА, РЕАЛИЗУЮЩАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ. Подпрограмма-функция function ( ) : ; ; Обращение к функции является операндом в выражении. Подпрограмма процедура procedure ( ); ; Обращение к процедуре – отдельный оператор.

С ТАНДАРТНЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ МОДУЛИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ДОСТУПНОСТЬ ВСТРОЕННЫХ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИИ System - сердце Турбо Паскаля. Подпрограммы, содержащиеся в нем, обеспечивают работу всех остальных модулей системы. Crt - содержит средства управления дисплеем и клавиатурой компьютера. Dos - включает средства, позволяющие реализовывать различные функции Dos. Graph3 - поддерживает использование стандартных графических подпрограмм. Overlay - содержит средства организации специальных оверлейных программ. Printer - обеспечивает быстрый доступ к принтеру. Turbo3 - обеспечивает максимальную совместимость с версией Турбо Паскаль 3.0. Graph - содержит пакет графических средств. Turbo Vision - библиотека объектно-ориентированных программ для разработки пользовательских интерфейсов.

Ж ЕЛАЕМ УДАЧИ !