Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества г. Приозерск «Дополнительная общеобразовательная программа: требования к содержанию и оформлению, инновационные подходы и типичные ошибки проектирования Зайцева Оксана Юрьевна, методист Центра детского творчества,
Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативный документ, который отражает: целевые установки учебного курса, объем курса, содержательную характеристику курса, порядок изучения и преподавания учебного курса.
Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные общеразвивающие программы Дополнительные предпрофессиональные программ ы
Типовая программа утвержденная Министерством образования РФ или Министерством культуры и рекомендованная Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи в качестве примерной по конкретной образовательной области Модифицированная (адаптированная) программа - измененная с учетом особенностей организации и формирования групп обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, особенностей индивидуальных результатов образования.
Экспериментальная программа цель такой программы является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Авторская программа полностью написана преподавателем или коллективом преподавателей, ее содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
Структура дополнительной общеобразовательной программы Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Список литературы
Титульный лист наименование образовательного учреждения; -где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта; год разработки дополнительной образовательной программы.
Титульный лист
Название программы должно быть коротким, емким, привлекательным, а главное отражающим содержание программы.
Пояснительная записка Направленность программы Новизна, актуальность Педагогическая целесообразность Цель, задачи Отличительные особенности программы Возраст детей Сроки реализации программы Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы подведения итогов (концерты, зачеты и т. д.)
Основные направленности реализации дополнительных образовательных программ ФЗ «Об образовании в РФ» Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г 1088 Зарегистрировано 27 ноября 2013г Техническая Естественнонаучная Физкультурно-спортивна Художественная Туристско-краеведческая Социально-педагогическая
Новизна – это признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые» при характеристике программы. Понятие «впервые» означает факт отсутствия подобных образовательных программ. (авторские программы) Актуальность программы - Означает важность, существенность образовательной программы для настоящего времени. Программа актуальна, имеется социальный заказ, она ориентирована на решение значимых проблем дополнительного образования в данный период времени
Педагогическая целесообразность заключается в обосновании педагогом выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами) и организации образовательного процесса. Например, эффективным для развития детей является такое проведение теоретических занятий, на которых ребёнок сам формулирует задачи; А новые теоретические знания помогают ему при решении данной задачи. Данный метод позволяет сохранить высокий творческий настрой при ознакомлении с новым материалом, который ведёт к более глубокому усвоению
Цель общеобразовательной программы – это образ будущего результата реализации данной программы «Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение искусством сольного пения». Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: Обучающие (что узнает воспитанник освоив программу – научить, обучить, познакомить, дать основы и т.д.) Развивающие (связанные с развитием ребёнка – развивать…) Воспитательные – Формировать, воспитывать
Отличительные особенности программы Указывается то, что отличает данную программу от уже существующих программ. Отличительные особенности могут быть выражены в ведущих идеях, на которых базируется программа; ключевые понятия, которыми оперирует автор; этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь. Возраст детей - В этом разделе кроме указания возраста должны быть указаны условия набора детей (например, по результатам прослушивания, определенного этапа конкретного конкурсного мероприятия).
Сроки реализации программы - продолжительность образовательного процесса, этапы Формы организации деятельности учащихся на занятии Групповая Индивидуальная Индивидуально-групповая Ансамблевая Общеоркестровая По звеньям и др.
Ожидаемые результаты и способы их проверки Указание конкретных знаний, умений, навыков обучающихся по итогам каждого года обучения; Указание методов отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы.
Формы подведения итогов реализации программы Тестирование Концерт Контрольное задание Соревнование Олимпиада Викторина Отчетная выставка Зачет, экзамен др.
Учебно-тематический план п/п Тема занятия Количество часов ВсегоТеорияПрактика 1.«Твой стиль» 1.1.«Сам себе модельер» «По страницам журналов мод» (работа с выкройками из журнала) Возможности моделирования (методы и приёмы моделирования плечевых ихделий) Аксессуары (дополнение к одежде) 615
Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. Существует традиционный (согласно типовых программ) расчет часов в учебно-тематическом плане: Количество часов В неделюВ год
Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) в том порядке, в котором оно представлено в учебно-тематическом плане. 1. Твой стиль. 1.1.«Сам себе модельер» - 2 часа. Традиции и современная одежда. Роль моды в нашей жизни. Одежда - как объект дизайна. Проектирование модели одежды по своим эскизам. Требование техники безопасности По страницам журналов мод. – 4 часов. Тенденции современной моды. Размерные признаки фигуры, определение размера изделия. Грамотный перевод выкроек. Правила чтения чертежей. Основные мерки необходимые для корректировки выкройки. Изменение лекал с учётом прибавок и мерок. Инструкция по пошиву изделий. Практическая работа: Корректировка выкроек согласно особенностям фигуры Расчёт вытачек по индивидуальным меркам работа по изменению ширины лекал за счёт прибавок (П сг ; П ст ; П сб ;) работа по изменению длины, согласно меркам.
Методическое обеспечение программы включает в себя описание: Формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу Методы, технологии Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов по каждой теме или разделу
Методическое обеспечение программы п/пРаздел Тема Форма занятий МетодыДидактический материал и ТСО Форма подведения итогов 1. «Твой стиль» «Сам себе модельер» Семинар Объяснител ьно- иллюстративный (объяснение с показом) Иллюстрации, фотографии, специальная литература Интервью «По страницам журналов мод» (работа с выкройками из журналов) занятие Объяснительно- иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) Журналы мод, таблицы измерения размеров фигуры, выкройки моделей. Творческие задания, анализ выполненных работ.
Список литературы Перечень литературы, использованной педагогом. Перечень литературы, рекомендуемой для обучающихся. Перечень оформляется в соответствии с библиографическими требованиями в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Например: Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. – М.: Педагогика – Пресс, Образец оформления статьи: Система воспитания и дополнительного образования детей//Педагогика. – – с.20-23
Спасибо за внимание! Зайцева Оксана Юрьевна, методист Центра детского творчества,