ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА РУКОВОДИТЕЛЬ РОСГИДРОМЕТА А.И. БЕДРИЦКИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Оценка спроса населения на адресную гидрометинформацию Перспективы развития адресного обслуживания с учетом внедрения новых информационных технологий А.Чайка.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Перспективы социально-экономического развития Мурманской области и задачи, стоящие перед регионом в условиях глобального изменения климата В. Г. Блинов.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Транксрипт:

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА РУКОВОДИТЕЛЬ РОСГИДРОМЕТА А.И. БЕДРИЦКИЙ

Начиная с 1992 года, в основу формирования нового облика Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, была принята европейская модель, сочетающая бюджетное финансирование основной деятельности с оказанием платных услуг потребителям гидрометеорологической информации. Один из важнейших приоритетов для службы - представление экстренной информации об опасных гидрометеорологических явлениях, был законодательно закреплен за Росгидрометом на основании Резолюции 40 двенадцатого Всемирного метеорологического конгресса.

Изменение количества гидрометеорологических станцийи постов в период гг.

Статистика ошибок численных прогнозов погоды ведущих мировых метеорологических центров

Промышленность 33% Гражданская авиация 12% Морской флот 1% Лесное хозяйство 1% Дорожное хозяйство 2% ТЭК 9% Водное хозяйство 1% Речной флот 1% Охрана окружающей среды и др. 9% Железнодорожный транспорт 1% Строительство 4% СМИ 4% Сельское хозяйство 3% Коммунальное хозяйство 6% РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙГИДРОМЕТЕОРОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДАННЫХ ОЗАГРЯЗНЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ОТРАСЛЯМЭКОНОМИКИ РОССИИ Общее количество потребителей информации Росгидромета в 2008 году составляет более 60 тыс., в том числе около 35 тысяч потребителей адресного обслуживания

Ожидаемые показатели развития гидродинамических прогнозовпри реализации проекта «Техническое перевооружениеучреждений и организаций Росгидромета» Внедрение глобальной спектральной модели атмосферы разрешением км, позволяющей вывести качество гидродинамических прогнозов на 1-7 и далее суток по важнейшим показателям на конкурентоспособн ый мировой уровень. Внедрение первой отечественной комплексной технологии гидродинамико- статистического долгосрочного прогноза полей давления и температуры с осреднением 10, 20 и 30 суток. Внедрение в опытную эксплуатацию прогноза основных метеорологических элементов по мезомасштабной гидродинамической модели с разрешением 1 км для центрального района России. Внедрение в прогностическую практику гидродинамической региональной модели прогноза погоды с разрешением км для всей территории России. Внедрение мезомасштабной модели атмосферы с шагом 5-10 км. с центром в г.Новосибирске. Внедрение статистической модели прогноза основных метеорологических элементов для 5000 пунктов на всех континентах земного шара с заблаговременностью до 8 суток. Внедрение 200 статистической модели прогноза основных метеорологических элементов для 200 пунктов Дальневосточного 5 региона России с заблаговременностью до 5 суток.

РОССИЙСКАЯ СПУТНИКОВАЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКАЯ СПУТНИКОВАЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Численность в 17 НИУ – 4850 человек, из них: 156 докторов наук 713 кандидатов наук 266 молодых ученых (до 30 лет) В 12 НИУ работают аспирантуры и докторантуры Финансирование исследований (в 2008 г.): Поступило из всех источников – 2 781,5 млн.рублей В том числе от Росгидромета – 1 688,0 млн.рублей Среднемесячная заработная плата в 2008 году – рубля Хабаровский филиал ДВНИГМИ Владивосток ДВНИГМИ Новосибирск СИБНИГМИ Астрахань КаспМНИЦ Нальчик ВГИ Ростов-на Дону ГХИ С.Петербург ГГО, ГГИ, ААНИИ Обнинск ВНИИГМИ-МЦД ВНИИСХМ НПО "ТАЙФУН" Москва ГИДРОМЕТЦЕНТР РФ ИПГ, ГОИН ЦАО, ИГКЭ НИЦ "ПЛАНЕТА" Валдайский филиал ГГИ Научный потенциал Росгидромета

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСГИДРОМЕТА ЦЕЛЕВАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РОСГИДРОМЕТА: Методы, модели и технологии гидрометеорологических и гелиогеофизических расчетов и прогнозов Система наблюдений за состоянием окружающей среды и развитие технологий сбора, архивации, распространения и управления данными наблюдений Исследования климата, его изменений и их последствий. Оценка гидрометеорологического режима и климатических ресурсов Развитие системы мониторинга загрязнения окружающей среды Исследования гидрометеорологических процессов в Мировом океане, в т.ч. Опасных и экстремальных морских явлений. Модели и технологии морских прогнозов и расчетов Технологии активных воздействий на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления Экспериментальные, экономические и другие исследования Региональные аспекты научных исследований в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСГИДРОМЕТА ФЦП «Мировой океан» – подпрограммы «Изучение и исследование Антарктики» и «Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане», «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» – мероприятия по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования цунами ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» – 2 проекта ФЦП « Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки» ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения» по направлению «Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации» Гранты РФФИ и договора с заинтересованными организациями Международные проекты и программы

Важнейшие итоги последни х лет Сохранение кадрового, научного и технологического потенциалов Существование службы как самостоятельной государственной системы Адаптация службы к современной экономике Развитие основных технологических элементов сбора, обработки и распространения информации Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» Развитие гидрометеорологического обслуживания Создание и развитие на территории СНГ межгосударственного сотрудничества в области гидрометеорологии

Стратегические цели Росгидромета обеспечение своевременного предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей среды; обеспечение потребностей Российской Федерации в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в данных о загрязнении окружающей среды на локальном, региональном и глобальном уровнях; гидрометеорологическое обеспечение деятельности России в Арктике и Антарктике и Мировом океане.

ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ повышение качества жизни населения обеспечение высоких темпов устойчивого экономического развития создание потенциала для будущего развития повышение уровня национальной безопасности

Системная проблема гидрометеорологической службы : Несоответствие между возрастающим спросом общества и развивающейся экономики на гидрометеорологическую и другую информацию о состоянии окружающей среды и серьезное отставание технической, технологической и кадровой базы гидрометеорологической службы от современного уровняПоследствия: рост дисбаланса между спросом на информацию и возможностями ее предоставления

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) - совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, проектов и внепрограммных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в деятельности гидрометеорологической службы, ее оптимизацию и развитие, и достижение перечисленных целей.

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ Обеспечение выполнения обязанностей государства по защите населения и секторов экономики от возможных негативных воздействий опасных гидрометеорологических явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности); обеспечение максимальной реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации, обусловленных ее географическим положением Обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и общественных институтов, заинтересованных в получении своевременной и качественной гидрометеорологической и другой информации о состоянии окружающей среды, предоставление которой определяется устойчивой работой гидрометеорологической службы, функционирующей на базе современной техники и технологии Реализация программно-целевого подхода при планировании и исполнении федерального бюджета по статьям расходов, усиление целевого характера финансирования проектов

Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы Индекс плотности метеорологической сети (территория в тыс. кв. км, приходящаяся на 1 пункт наблюдений): 3,2. Плотность гидрологической сети (количество тыс. кв. километров, на которых функционирует один гидрологический пост): 2,6. Обеспеченность территории минимально необходимым количеством пунктов наблюдений за гидрометеорологическими параметрами: 100 % Охват системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. чел.: 100 % Увеличение максимальной производительности компьютеров, обеспечивающих решение задач численного прогноза погоды: до Тфлоп/с. Степень пространственной детализации оперативных численных краткосрочных прогнозов погоды: до 0.5 км. Заблаговременность прогноза ветрового волнения в морях и океанах (сут.): 9 сут. Заблаговременность оперативных прогнозов экстремальных метеорологических явлений (отдельных категорий экстремальных явлений): Прогноз различных классов экстремальных гидрометеорологических явлений на срок до сезона (часы-сутки-месяц-сезон) Заблаговременность прогнозов погоды по административным центрам субъектов Российской Федерации с достоверностью не ниже 70%: 9-10 сут. Оправдываемость прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации: 94-98% Снижение ущерба для морской деятельности от опасных природных явлений в Арктике (в % от объёмов ущерба): 15 % Снижение количества ложных тревог о цунами по отношению к 2004 г.: 30%.

Перспективная система агрометеорологического обеспечения комплексный круглогодичный мониторинг погодно-климатических факторов и их воздействие на состояние погодозависимых объектов сельскохозяйственного производства; вероятностный ансамблевый прогноз формирования продуктивности сельскохозяйственных культур; оценка агроклиматических последствий глобальных изменений климата для разработки оптимальной стратегии адаптации и диверсификации аграрных отраслей экономики, их устойчивого развития; оценка воздействия неблагоприятных и опасных метеорологических явлений на сельскохозяйственное производство с целью минимизации экономического и экологического ущерба необходимый масштаб аналитических обобщений должен охватывать все уровни и группы потребителей агрометеорологической информационной продукции от отдельного сельскохозяйственного производителя до управленческих структур федерального уровня

РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА ДАННЫХ О СОЛСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИИ должно предусматривать усвоение и архивирование новых видов гидрометеорологической информации от автоматических систем наблюдений; внедрение новых технических средств и технологий накопления, архивации, обработки данных по гидрометеорологии, гелиогеофизике, загрязнению окружающей среды; выполнения на регулярной основе модернизации существующих комплексов; развитие надежных систем обслуживания потребителей различными видами данных, расширение возможностей удаленного доступа потребителей к данным и продукции фонда.

ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ развитие нормативной базы специализированного обслуживания разработка и внедрение новых видов гидрометеорологической продукции, адекватно учитывающей потребности в ней пользователей создание информационных систем для представления специализированной гидрометеорологической информации в системы оперативно-производственного управления деятельностью предприятий и организаций секторов экономики

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНОК ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ ОБЛАСТЯХ разработка методик оценки эффективности использования гидрометеорологической информации по секторам экономики, в том числе со стоимостными показателями, апробация и внедрение разработанных методик в погодозависимых и климатозависимых отраслях оценка влияния деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на целевые показатели и индикаторы реализации стратегий развития и целевых программ секторов экономики внедрение государственной статистической отчетности по предотвращенному ущербу от воздействия опасных гидрометеорологических явлений в секторах экономики

Научная поддержка реализации стратегии является необходимым условием инновационного сценария развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных областях

Интеграция гидрометеорологической науки и образования совместные научные исследования с использованием научно- экспериментальной базы НИУ Росгидромета, РАН, других ведомств создание и поддержка деятельности интегрированных научно- образовательных структур, учебных научно-производственных центров и лабораторий система стажировок студентов старших курсов гидрометеорологических ВУЗов и кафедр в ведущих отечественных и зарубежных гидрометеорологических центрах проведение на регулярной основе конференций и школ молодых ученых и специалистов, организуемые совместно НИУ и ВУЗами гидрометеорологического профиля, с привлечением студентов и аспирантов внедрение современных информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий в научную, научно-техническую деятельность и учебный процесс

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА создание условий для привлечения и закрепления выпускников ВУЗов и средних профессиональных учебных заведений страны в организациях – участниках гидрометеорологической деятельности ( целесообразно подготовить предложения по обеспечению жильем молодых специалистов, привлекаемых на работу в организации гидрометеорологической службы); государственную поддержку среднего профессионального образования в области гидрометеорологии и смежных областях через систему колледжей и техникумов, укрепление их связи с организациями и учреждениями Росгидромета; государственную поддержку деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе: развитие материально-технической базы и расширение перечня обучающих программ Института повышения квалификации Росгидромета и Регионального метеорологического учебного центра ВМО и Российской Федерации; поддержку компонент повышения квалификации в программных мероприятиях и проектах в рамках Стратегии; поддержку участия российских специалистов в международных семинарах

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И В СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ активизация привлечения новых участников в сферу оказания услуг в области специализированного гидрометеорологического обеспечения на коммерческой основе при безусловном сохранении главенствующей роли государства в финансировании структур, оказывающих услуги в области гидрометеорологии и смежных с ней областях развитие гидрометеорологической компоненты в крупных инвестиционных проектах, выполняемых при поддержке различных источников финансирования

Развитие нормативно-правовой базы Принятие нормативных актов, определяющих и уточняющих порядок проведения работ в области гидрометеорологии и смежных областях, взаимоотношения между производителями и потребителями услуг Переработка существующих и разработку новых положений и регламентов деятельности в области гидрометеорологии и смежных областях в рамках административной реформы Институциональные преобразования и развитие структуры и системы взаимодействия – участников реализации стратегии Развитие и усовершенствование критериев и показателей эффективности деятельности в области гидрометеорологического обеспечения Учет положений стратегии при разработке стратегий развития других отраслей (погодозависимые и связанные с воздействиями на окружающую среду отрасли) Дальнейшее развитие системы двусторонних соглашений между Росгидрометом и субъектами российской федерации в части гидрометеорологического обеспечения Усовершенствование положений, регламентирующих разделение информации о состоянии окружающей среды на типы и порядок предоставления информации разных типов информации потребителям

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СМИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ликвидация «гидрометеорологического нигилизма и скептицизма», недоверия прогнозам и другим результатам деятельности гидрометеорологической службы формирование у общества чувства защищенности от стихийных бедствий и опасных природных явлений подготовленность населения к принятию правильных и своевременных действий при получении предупреждений об опасных явлениях

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ соблюдение единства методик подготовки гидрометеорологической информационной продукции развития лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, обеспечение контроля за соблюдением лицензионных требований и условий соблюдения мер по защите интеллектуальной собственности, авторского права, регистрации результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ I этап гг. II этап гг. III этап гг. Основная задача I этапа: Модернизация вычислительных средств, средств архивации и систем связи, модернизация государственной наблюдательной сети Начало работы по ряду целевых программ и конкретных проектов, в том числе носящих характер пилотных Уровень достигнутых результатов каждого предыдущего этапа будет определять корректировку задач следующего Реализация Стратегии осуществляется органами государственной власти – участниками гидрометерологической деятельности в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Решение приоритетных задач Стратегии обеспечивается в соответствии с полномочиями Росгидромета в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), аналитических программ ведомства (АПВ), а также комплекса мероприятий непрограммного характера

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УСТОЙЧИВО ПРЕВЫШАЕТ ОБЪЕМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РОСГИДРОМЕТА В 2008 году экономический эффект составил 18,3 млрд. рублей при финансировании порядка 8 млрд.рублей В 2007 году – 16,8 млрд.рублей против 7 млрд.рублей соответственно

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до ведущий ориентир долгосрочного и текущего планирования и организации работ, развития кооперации и сотрудничества между заинтересованными организациями, учеными и специалистами

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!