Т РАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Р УССКОГО С ЕВЕРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Конанова С.В. Филиал Орловская основная школа
П ОНЯТИЕ « ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА » - это культура, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое; Это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, почитаемый, ценимый.
О СОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 1. Целостность 2. Самобытность 3. Сохранение связи между региональной, национальной и мировой культурой 4. Особенности принятия православия на Русском Севере и особенности северорусского менталитета. 5. Изолированность 6. Отсутствие крепостного права на Русском Севере 7. Природосообразность 8. Творческая направленность
П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УВП Совокупность компонентов региональной культуры, имеющих ценностную и этническую направленность, отраженную в образовательно - воспитательной деятельности.
Ц ЕЛЬ Показать возможность многостороннего использования традиционной культуры Русского Севера в учебно - воспитательном процессе образовательного учреждения.
З АДАЧИ 1. Формирование у учащихся знаний о сущности культуры как социально –исторического явления, о традиционной культуре как целостной системе, ее психологических основах, компонентах и их связи друг с другом. 2. Формирование у учащихся знаний о социальных, культурных, религиозных и экономических аспектов традиционной культуры Русского Севера 3. Воспитание самостоятельности, оригинальности в оценках, суждениях и действиях, любознательности, чувства новизны. 4. Развитие у учащихся фантазии, творческого воображения, нестандартности, потребности в самоутверждении, самореализации через освоение традиционной культуры русского Севера. 5. Воспитание у учащихся национального достоинства, гордости,эмоционально – ценностных отношений личности к традициям, самобытности своей культуры; 6. Развитие способности к рефлексии, анализу, самооценке своих этнических черт 7. Воспитание толерантного человека с большой духовной культурой, формирование его национального самосознания.
Ф ОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебная деятельность (урок) Учебные экскурсии Факультативные занятия,спецкурсы Конкурсы, олимпиады, соревнования Кружковая деятельность Научно – исследовательская деятельность КТД, утренники, праздники Выставки Походы, экспедиции Тематические классные часы Родительские собрания
П УТИ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Р УССКОГО С ЕВЕРА В УВП Раскрытие содержания структурных компонентов традиционной культуры Русского Севера в учебных предметах; Создание для субъектов образовательного учреждения (учителей,учащихся, родителей) курсов по освоению культуры Севера;проведение нетрадиционных уроков и других форм обучения и воспитания на основе традиционной культуры Русского Севера Организация системы воспитания в образовательном учреждении на основе традиционной культуры Русского Севера
К РИТЕРИИ : Познавательный (знания о ценностях традиционной культуры) Аксиологический ( отношение к ценностям) Поведенческий ( участие в различных видах деятельности в области традиционной культуры Русского Севера)
М НОГООБРАЗИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕРЕВНИ О РЛОВО В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Сотрудничество в социуме Орловский ДК Библиоте ка Совет ветеранов Усадьба Ломоноса Орловская школа Дом ремесел УДЮЦ Д/сад «Ягодка»
1. Н АПРАВЛЕНИЕ «В СЯКАЯ РАБОТА МАСТЕРА ХВАЛИТ » Северные народные ремесла. Талант и творческие способности северян Инициативная группа 1. Третьякова М.Б. 2. Конанова Л.А. 3. Илатовская Н.Л 4. Учащиеся кружка «Чудесный лоскуток»
П РАЗДНИК «М АСТЕР – ЗОЛОТЫЕ РУКИ »
2. Н АПРАВЛЕНИЕ : УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ПРАЗДНИЧНОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ Инициативная группа 1. Коптяева Т.В. 2. Тарбаева Н.Н. 3. Заостровцева С.П. 4. Учащиеся кружка «Красно солнышко»
Фольклорный праздник \ «До Казанской не зима, а с Казанской не осень»
3. Н АПРАВЛЕНИЕ : НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, СЕМЕЙНО – БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ, КАЛЕНДАРНО - ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ Инициативная группа 1. Кокорина О.В. 2. Стеценко О,П 3. Учащиеся кружка «День в Усадьбе ломоноса», «Мой край северный» 4. Фольклорный коллектив «Катюша»
Н АРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ М АСЛЕНИЦА. Р ОЖДЕСТВО
4. Н АПРАВЛЕНИЕ : «Н Е КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ » Особенности северной пищи. Состав и способы приготовления в зависимости от основных занятий населения. Праздничная и повседневная пища Инициативная группа 1. Рябая Е.П. 2. Рычихина Н.Н. 3. Учащиеся кружка «Хлеб да соль»
М АСТЕР - КЛАССЫ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ БЛЮД ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУХНИ В ПЕЧКЕ – БИТУХЕ.
5.Н АПРАВЛЕНИЕ : ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ЖИЛОГО ДОМА И ЕГО ИНТЕРЬЕРА, ПОМОРСКИЙ ХАРАКТЕР В УСТРОЙСТВЕ БЫТА Инициативная группа 1. Засухин С.П. 2. Силина Я.Ю. 3. Учащиеся факультатива «Столярное, слесарное дело», «Крестьянское подворье», «От колоса до каравая»
О СВОЕНИЕ КРУЖКОВЦАМИ БЫТА РУССКОГО ДОМА
6. Н АПРАВЛЕНИЕ : ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ. П РАЗДНИЧНАЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ОДЕЖДА ПОМОРОВ. В разработке
«С ВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ ДОЛЖНА СУЩЕСТВОВАТЬ, НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ПОТОМКИ ЗНАЛИ И ПОМНИЛИ ИСТОРИЮ СВОЕГО КРАЯ » Краеведческая неделя в школе