Круглый стол учителей биологии Канавинского района г. Нижнего Новгорода Круглый стол учителей биологии Канавинского района г. Нижнего Новгорода По теме:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Advertisements

Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса» Учитель английского языка Мансурова П.Г.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве.
Некрылова Оксана Юрьевна Аверьянова Светлана Викторовна.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Учитель физической культуры: Карпова Ирина Петровна.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены,
Отчёт по методической теме «Дифференцированный подход в обучении биологии». Учитель биологии Навина А.И. МБОУ ООШ д. Чемоданово.
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
Педагогические чтения. «Внедрение здоровьесберегающих технологий»
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Транксрипт:

Круглый стол учителей биологии Канавинского района г. Нижнего Новгорода Круглый стол учителей биологии Канавинского района г. Нижнего Новгорода По теме: «Применение новых педагогических технологий на уроках биологии».

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий как реализация личностно- ориентированного подхода к обучению Учитель биологии и экологии высшей категории МОУ СОШ 52 Тяпаева Т. В.

Личностно-ориентированное обучение Теория и практика, обозначенные названием личностно- ориентированное обучение, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.Теория и практика, обозначенные названием личностно- ориентированное обучение, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической. Ш.А.Амонашвили писал: Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.Ш.А.Амонашвили писал: Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Детей нет, есть люди. (Януш Корчак) «Учительское несовершенство губительно влияет на учащихся через необратимый фактор времени» (Автор Словесно-логического метода обучения Гончарук Анатолий Иосифович)

Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика.Стрессовая педагогическая тактика. Интенсификация учебного процесса.Интенсификация учебного процесса. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Нерациональная организация учебной деятельности.Нерациональная организация учебной деятельности. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

Здоровьесберегающие технологии В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Направления использования ЗСТ: Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д. Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе. Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно- ориентированному обучениюИндивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно- ориентированному обучению

Природный интеллектуальный потенциал ученика сенсорик или интуатив;сенсорик или интуатив; экстраверт или интроверт;экстраверт или интроверт; левополушарный или правополушарный тип;левополушарный или правополушарный тип; сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик; каков уровень его познавательной потребности (УПП);каков уровень его познавательной потребности (УПП); какая степень мотивации к обучению вашему предметукакая степень мотивации к обучению вашему предмету

Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову): Факторы урока Гигиенически рациональный урок Плотность урока Не менее 60% и не более 80% Число видов учебной деятельности 4-7 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут Наличие эмоциональных разрядок 2-3 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Физкультминутки Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений). Психологический климат Преобладают положительные эмоции Момент наступления утомления учащихся Не ранее чем через 40 минут

Задания я дифференцирую по трем уровням: Задания я дифференцирую по трем уровням: I. базовый, нормативный, соответствует оценке удовлетворительно;I. базовый, нормативный, соответствует оценке удовлетворительно; II. компетентный – соответствует оценке хорошо;II. компетентный – соответствует оценке хорошо; III. творческий – соответствует оценке отлично.III. творческий – соответствует оценке отлично. Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала. Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму.Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму. Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.

Создание ситуации успеха В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует. Одним словом, необходим мониторинг за развитием познавательных способностей учащегося. И это нужно не только для учителя, но и для самого ученика.В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует. Одним словом, необходим мониторинг за развитием познавательных способностей учащегося. И это нужно не только для учителя, но и для самого ученика. Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне. Нельзя принуждать к тому, что человек не может.Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне. Нельзя принуждать к тому, что человек не может.

Дифференцированные задания Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для слабых ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для слабых ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы.

Самостоятельная работа по сворачиванию известной информации в схемы, таблицы, опоры, кроссворды Например:Например: 11 класс. Тема Основы генетики11 класс. Тема Основы генетики Задание:«3» Запиши признаки модификационной и мутационной изменчивости. «4», «5» Сравни и сделай вывод об их отличии и сходстве.Задание:«3» Запиши признаки модификационной и мутационной изменчивости. «4», «5» Сравни и сделай вывод об их отличии и сходстве.

Заполни сравнительную таблицу Вопросы для сравнения Модификационная изменчивость Мутационная изменчивость Под влиянием каких факторов происходит? 2. Какое влияние оказывает на фенотип? 3. Какое влияние оказывает на генотип? 4. Наследуется или нет? 5. Какое значение имеет для организма? 6. Какое значение имеет для эволюции?

Заполнение «пустых опор». Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления.Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления. Например, при изучении темы «Слуховой анализатор» в 8 классе, предлагаются опоры следующего вида:Например, при изучении темы «Слуховой анализатор» в 8 классе, предлагаются опоры следующего вида: Части слухового анализатира:Части слухового анализатира: Части органа слуха: – – – Наружное ухо: (строение и функции)Наружное ухо: (строение и функции) Среднее ухо: (строение и функции)Среднее ухо: (строение и функции) Внутреннее ухо: (строение и функции)Внутреннее ухо: (строение и функции)

Самостоятельная работа с понятиями. Она может быть организована в форме игры Лото, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти.Она может быть организована в форме игры Лото, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти. Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ.Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ. В 5-7-ых классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально.В 5-7-ых классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально.

Самостоятельная работа по развитию логического мышления. 7 класс. Тема: Грибы7 класс. Тема: Грибы Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни.Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни. масленокпенициллинголовня мукорсыроежкашампиньон трутовик серая плесень черная ножка

Учебная мастерская Ход мастерской может быть следующим:Ход мастерской может быть следующим: сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.;сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.; групповая или индивидуальная работа с информационным материалом;групповая или индивидуальная работа с информационным материалом; групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками;групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками; социоконструкция – конструирование групповой модели;социоконструкция – конструирование групповой модели; межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации;межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации; самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.);самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.); афиширование работ (на стенде, доске и др.);афиширование работ (на стенде, доске и др.); рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).

Урок-импровизированная игра Роли:Роли: ЛейкоцитЛейкоцит ЛимфоцитЛимфоцит ФагоцитФагоцит АнтигеныАнтигены АнтителаАнтитела

Творческие задачи Общая биология 11 класс тема «Основы цитологии»:Общая биология 11 класс тема «Основы цитологии»: Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему?Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему? Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют?Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют? Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней»:Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней»: Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло?Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло? Анатомия 9 класс тема «Строение костей»:Анатомия 9 класс тема «Строение костей»: Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность?Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность?

Навыки самооценки и взаимооценки Фамили я,имя. Оценка в паре Оценка в группе Самооце нка Итогова я оценка

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо) Как совершенство неба и землиКак совершенство неба и земли Весенние танцуют журавли,Весенние танцуют журавли, Блистательный балет среди болот,Блистательный балет среди болот, Гармонии и грации полет.Гармонии и грации полет. Тот, кто увидеть это чудо смог,Тот, кто увидеть это чудо смог, Уже не просто человек, а бог,Уже не просто человек, а бог, Случайно в руки получивший нитьСлучайно в руки получивший нить Умения гармонию хранить. Умения гармонию хранить.

Применение видеофильмов на уроках биологии. Физиологи утверждают, что:Физиологи утверждают, что: в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга;в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга; прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний;в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний; однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.

Основные обучающие функции видеофильмов на уроках: Сообщение учащимся новых знаний для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя.Сообщение учащимся новых знаний для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя. Обобщение изученного по теме.Обобщение изученного по теме. Комплексный подход к изучаемым объектам природы.Комплексный подход к изучаемым объектам природы. Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры.Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента, совершить телеэкскурсию.Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента, совершить телеэкскурсию. Показ практического значения изучаемого явления.Показ практического значения изучаемого явления. Ознакомление с современными достижениями и открытиями.Ознакомление с современными достижениями и открытиями.

Основные обучающие функции видеофильмов на уроках биологии. Обогащение учащихся конкретными знаниями среды обитания, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке.Обогащение учащихся конкретными знаниями среды обитания, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке. Знакомство с многообразием органического мира, в том числе тех районов, где они никогда не бывали.Знакомство с многообразием органического мира, в том числе тех районов, где они никогда не бывали. Повышение познавательной активности, качества усвоения материала.Повышение познавательной активности, качества усвоения материала. Знакомство с содержанием, выходящим за рамки учебника.Знакомство с содержанием, выходящим за рамки учебника.

Реализация педагогического принципа: «Учить – значит делать». Написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра.Написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра. Активно поработать с планом, написанным на левой стороне доски и в тетради. В ходе просмотра на правой стороне делать записи, составлять схемы.Активно поработать с планом, написанным на левой стороне доски и в тетради. В ходе просмотра на правой стороне делать записи, составлять схемы. Решать проблемные задачи, поставленные перед просмотром фильма.Решать проблемные задачи, поставленные перед просмотром фильма. Анализировать видеофрагмент, готовить конференцию по его материалу, отчеты о просмотренном материале, выполнять творческие задания.Анализировать видеофрагмент, готовить конференцию по его материалу, отчеты о просмотренном материале, выполнять творческие задания.

8 класс урок «Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания» Форма тела, его отделы, окраска Кожные покровы Органы передвижения

9 класс урок «Основы селекции». Вопросы к видеофильму: В чем практическое значение генетики ?В чем практическое значение генетики ? Назовите ученого, который впервые разработал научные основы селекционной работы.Назовите ученого, который впервые разработал научные основы селекционной работы. Какие методы используют селекционеры?Какие методы используют селекционеры?

7 класс урок «Насекомые» Многообразие насекомых, среды их обитания.Многообразие насекомых, среды их обитания. Общие признаки насекомых.Общие признаки насекомых. Происхождение насекомых.Происхождение насекомых. Размножение стрекоз.Размножение стрекоз. Как видят насекомые.Как видят насекомые. Как издают звуки и слышат.Как издают звуки и слышат. Способы общения насекомых.Способы общения насекомых. Способы защиты.Способы защиты. Жизнь общественных насекомых.Жизнь общественных насекомых. Виды ротовых аппаратов.Виды ротовых аппаратов. Роль насекомых в природе, значение в жизни человекаРоль насекомых в природе, значение в жизни человека

Выводы : Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям ЗСП, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям ЗСП, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.