Проект гендерного воспитания детей « Рыцари и Принцессы» Разработала: воспитатель МБДОУ «Светлячок» п.Пеледуй Губайдулина Алена Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект гендерного воспитания детей « Рыцари и Принцессы» Разработала: воспитатель МБОУ»Гора-Подольская СОШ» ЛАВРОВА Светлана Николавна.
Advertisements

« С ОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ» Воспитатель МБДОУ 47 пос. Эльбан Колобова.
Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста МКДОУ 3 «Радуга» г.Кирс Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста.
Проект «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – два разных мира» два разных мира» Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Средняя.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад 7 общеразвивающего вида Подготовила: Сафонова Надежда Николаевна, воспитатель.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора и произведений художественной.
Проект «Мальчики и девочки два разных мира». Составитель: педагог-психолог МКДОУ 9 «Аленка» Капитонова Я.А. г. Вятские Поляны 2013 г.
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Актуальность: семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место.
Тип проекта: информативно- практико-ориентированный. Время действия: долгосрочный. Срок реализации: 2 года(октябрь 2011-май 2013)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 г. Амурска Амурского муниципального района Сазонова Валентина.
«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста» Старший воспитатель: Веселко С.И. МБОУ – Прогимназии 1 г.Клинцы Брянской области.
«Так вырастает дитя – оно непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает.....» Герман Брох ГЕНДЕР - ЭТО ПОНЯТИЕ, ПОД.
Детско- родительский клуб «Вырастайка» уч.г. средняя группа 4 Воспитатель: Медведева О.А.
Воспитание мужественности и женственности у дошкольников.
Консультация для родителей Трудовое воспитание ребенка в семье.
Воспитатель : I КК Погорелова Л.В год Prezentacii.com Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- детский сад 120»
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к.
Проект направлен на решение вопросов семейного воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение.
Разработала воспитатель Гречкина Наталья Михайловна педагог высшей квалификационной категории.
Транксрипт:

Проект гендерного воспитания детей « Рыцари и Принцессы» Разработала: воспитатель МБДОУ «Светлячок» п.Пеледуй Губайдулина Алена Владимировна

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо

Паспорт проекта. Образовательная область: «Социализация». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», « Физическая культура», «Музыка», «Безопасность», «Труд». Участники проекта: Воспитатели, дети, родители. Сроки реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2011г. – апрель 2014г.) Тип проекта: Познавательно- творческий

Актуальность. Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

Наблюдения за детьми. Наблюдая за детьми в группе, я заметила, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей. Задачи в работе с детьми: Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру; Формирование адекватной полу модели поведения; Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях. Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек. Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек. Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками;

Задачи в работе с родителями: Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка; Создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности мальчиков и девочек; Привлечение к активному участию в жизни ребёнка, осведомлённости о его знаниях, умениях и опыте, приобретённых в дошкольном учреждении; Задачи педагогов: Развитие профессиональной компетентности в данном вопросе; Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе; Изучение склонностей, интересов воспитанников; Консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания мальчиков и девочек.

Первые шаги: Подбор и изучение научной и методической литературы, интернет - сайтов по данной проблеме. Подбор дидактических игр, наглядного материала для детей и консультаций для родителей. Анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания. В целях пропаганды проведена консультация для родителей, где я рассказала о различии в психическом и физическом развитии мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения. Диагностическая беседа с детьми для выявления уровня знаний ребенка об осознании будущей социальной семейной роли – женщины –мамы, мужчины – папы. Проживание с детьми вопросов: « Игры мальчиков и игры девочек. Какие они?» «В какие игры вы бы хотели играть в группе?»

Основной этап. Реализация проекта. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеется табличка с условными обозначениями, которые позволяют определить, кому из детей по полу можно войти. Для девочек – полотенца розового цвета, для мальчиков – синего.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек. Игровая деятельность

В нашей группе созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», « Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», игровая зона « Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно- бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью. Трудовая деятельность

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе. Игровые занятия, беседы распределены по трем блокам: 1.«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения. 2.«Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения. 3.«Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами. Познавательная деятельность

В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.

В решении задач гендерного воспитания неоценимую помощь нам оказал народный фольклор. Я рассказала детям о традициях воспитания в семье мальчиков и девочек на Руси, в Якутии. В русских, якутских традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое. Мальчики и девочки в нашей группе очень любят играть в хороводные игры: «Лебёдушка и Сокол», « Кто у нас хороший?», «Царевич». Знакомились с якутскими народными играми: «Волк и жеребята», «Ястреб и утки», «Перетягивание на палках», «Платок».

Чтение художественной литературы Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения, как р.н. сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

В старшей группе мы провели для педагогов ДОО открытый показ НОД по ознакомлению детей с р.н. сказкой «Журавль и Цапля». Задача гендерного воспитания: раскрыть детям понятие «семья». Дети рассуждали о ролях мужчины и женщины в семье, играли в игру, где нужно было мальчикам выбрать предметы необходимые в быту для мужчин, девочкам – для женщин.

Продуктивная деятельность Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.

В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации. В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

В музыкальной деятельности мы с педагогом также стараемся подходить к вопросам воспитания и обучения дифференцированно. На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)

Работа с родителями Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал. Родители нашей группы активные и отзывчивые. Принимают участие во всех организованных мероприятиях, оказывают посильную помощь в создании условий для полоролевого воспитания детей в группе.

Очень удачно прошло родительское собрание в форме психологической игры «Два взгляда на воспитание ребенка». Мамы и папы поделились друг с другом опытом в воспитании мальчиков и девочек, обсудили проблемы и пути их решения, играли в игры, которые играют дети в группе, папы для девочек мастерили корону, мамы для мальчиков – бумажные кораблики.

Ко Дню защитников Отечества прошел спортивный конкурс «А, ну-ка, папы!». Участники соревновались в силе, ловкости.

К Международному женскому дню организовали конкурс «А, ну-ка, девочки!». Мамы готовили своих дочек к участию, помогали в выступлении.

Подводя промежуточные итоги я могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию детей несет положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявляются традиционные свойства личности: мужественности - у мальчиков, женственности - у девочек. Создана копилка – «Именные стишки нашей группы», « Стишки о мальчиках и девочках», «Песенки о мальчишках и девчонках, а также их родителях», «Игры в которые мы играем», «Якутские народные подвижные игры», «Хороводы и хороводные игры», фотоальбомы «Помощники», « Моя семья», «Мой папа в армии служил», «Мамулечки, бабулечки», а также «Консультации для мам и пап». Моя работа над проектом еще не закончена, нам с детьми предстоит итоговый этап. Я проведу анкетирование с родителями « Что вам дал проект?» и диагностическую беседу с детьми. В планах итоговое мероприятие для родителей и педагогов ДОО «Рыцари и Принцессы». Промежуточные итоги

Используемая литература: 1.Н.А.Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» 2.Т.Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» 3.В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира» 4.А.М. Щетинина, О.И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» 5.Интернет – ресурсы. 6.Журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание».