ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Активизация познавательной деятельности дошкольников на занятиях – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Формирование.
Advertisements

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Формирование интереса.
ТЕМА : ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СОГЛАСНО ФГОС. Выполнила : Гуполова А. А. МБДОУ 26 М. о., Рузский р - н п. Дорохово.
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Использование игровых педагогических технологий в начальной школе. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни. Без которой эта пора ее была.
Урок- игра как форма и средство повышения мотивации учащихся Учитель географии МБОУ Школа 90 Бурмакина Евгения Петровна.
«И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Материалы педагогического совета 3 от 16 января 2012.
Тема: Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников Плюгина Наталья Семёновна учитель русского.
Федоренко Е.Б. Учитель химии ГОУ СОШ 388 "Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является.
Учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» ТерешинаНатальяНиколаевна.
Тобольск ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ФГОС ДО.
Игровые технологии «Человеческая культура развивается в игре, как игра» И.Хейзинг.
«Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования младших школьников»
Роль игры в процессе управления детским творчеством.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Активизация познавательной деятельности через систему использования новых образовательных технологий МБОУ ООШ д.Чемоданово Учитель начальных классов Алтунина.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ : « ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ ПО ФГОС » ВЫПОЛНИЛА : КОРЯКИНА Н. А.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Транксрипт:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский

«Обучение и воспитание в школе –по природе своей процесс творческий, созидающий каждый раз и в каждом отдельном случае нечто новое, не бывшее никогда ранее в опыте педагога; и он может быть иным в силу того, что каждая школа неповторима в своем образе, в своей истории, в своем социально-психологическом содержании.» Прикладная педагогика

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология- на науке. С искусства все начинается, технологией- заканчивается, чтобы затем все началось сначала.» В.Беспалько

Цели образования XXI века: уметь жить; уметь жить; уметь работать; уметь работать; уметь жить вместе; уметь жить вместе; уметь учиться. уметь учиться.

Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности. Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий; технологий; содержания образования; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Признаки технологии обучения: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ; процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ; совокупность приемов, методов; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса обучения; проектирование и организация процесса обучения; наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся. наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; критерии оценки результата; результаты; результаты; ограничения в использовании. ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.); технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.); технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося, под которыми понимаются: а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров). б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров). Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе. Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.

Иерархия компетенций : ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОИСХОДИТ ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ-НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОИСХОДИТ ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ-НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: РАССМОТРЕТЬ И ИЗУЧИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И КРИТЕРИИ ИХ ОТБОРА РАССМОТРЕТЬ И ИЗУЧИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И КРИТЕРИИ ИХ ОТБОРАЗадачи: Раскрыть понятие игровых технологий в обучении Раскрыть понятие игровых технологий в обучении Рассмотреть вопрос активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения Рассмотреть вопрос активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Объект исследования: процесс обучения в современной школе. Предмет исследования: игровые методы обучения в школе. Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.). как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле­ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче­стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле­ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче­стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), интеллектуальные (умственные), трудовые, трудовые, социальные социальные психологические. психологические.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, предметные, сюжетные, сюжетные, ролевые, ролевые, деловые, деловые, имитационные имитационные игры- драматизации. игры- драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Классификационные параметры игровых технологий: По уровню применения: все уровни. По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные. По основному фактору развития: психогенные. По концепции усвоения опыта: ассоциативно- рефлекторные + гештальт + суггестия. По концепции усвоения опыта: ассоциативно- рефлекторные + гештальт + суггестия. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП. По характеру содержания: все виды + проникающие. По характеру содержания: все виды + проникающие. По типу управления: все виды от системы консуль­таций до программной. По типу управления: все виды от системы консуль­таций до программной. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентации: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще­учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще­учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше­ния; развитие мотивации учебной деятельности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше­ния; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе). Игра форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе). Игра пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский). Игра пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

Игра свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев). Игра свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев). Способность включаться в игру не связана с возрас­том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо­ бенности. Способность включаться в игру не связана с возрас­том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо­ бенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала. Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала. Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно боятся, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно боятся, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях. Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения. Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения. Приведу для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные методы обучения. Приведу для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные методы обучения. К ним относятся игры, в основе которых лежит объяснительно- иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы и т.д. К ним относятся игры, в основе которых лежит объяснительно- иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы и т.д. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания. Приведу пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Приведу пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары. Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары. В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу. В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу. Украсить елочку шарами.

Примером такой игры может служить также старинная китайская игра Танграм, согласно правилам которой дети по образцу из частей квадрата составляют рисунки гуся, журавля, домика и т.д. Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых задании для приобретения учащимися соответствующих умении и навыков. С помощью системы игр и занимательных заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности. Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач. Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых задании для приобретения учащимися соответствующих умении и навыков. С помощью системы игр и занимательных заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности. Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач.

Так, в игре Лучший летчик ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех. Содержание игры. До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь? Далее обобщает: Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты. Содержание игры. До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь? Далее обобщает: Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты. Чтобы летчиком стать, Чтобы летчиком стать, Чтобы в небо взлететь, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо многое знать, Надо много уметь. Надо много уметь. И при этом и при этом, И при этом и при этом, Вы заметьте-ка, Вы заметьте-ка, Летчикам помогает Летчикам помогает Арифметика. Арифметика. (В. Корыстылев, М. Львовский) (В. Корыстылев, М. Львовский)

На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа, один из них правильный, другие неверные: Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ. Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ. В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются. В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

К другой группе относятся игры, где ученики производят действия в уме. Это игры, направленные на формирование вычислительных навыков. Игра Телефон. Игра Телефон. Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой учитель шепотом Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой учитель шепотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске: Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4, 2, 3, 4 – и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат. Далее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть. Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4, 2, 3, 4 – и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат. Далее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть. I рядII рядIII ряд 2 34

При обучении математике в начальных классах существуют разные пути поиска новых знаний. На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют его на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия. На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют его на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия. Учащиеся II класса могут самостоятельно подметить доступные им математические связи. Например, в игре По какой тропинке ты пойдешь? учительница предлагает угадать по цепочкам примеров, в которых зашифрованы две тропинки, по какой из них связь с туристической базой не нарушена (где можно пройти успешно, потому что одна из них затоплена водой). Учащиеся II класса могут самостоятельно подметить доступные им математические связи. Например, в игре По какой тропинке ты пойдешь? учительница предлагает угадать по цепочкам примеров, в которых зашифрованы две тропинки, по какой из них связь с туристической базой не нарушена (где можно пройти успешно, потому что одна из них затоплена водой). 1-я тропинка2-я тропинка 1-я тропинка2-я тропинка = = = = = = = = = = = =19 Учащиеся, исследуя цепочки взаимосвязанных примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической базе, вторая же залита водой, так как во второй цепочке связь между примерами нарушена. Учащиеся, исследуя цепочки взаимосвязанных примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической базе, вторая же залита водой, так как во второй цепочке связь между примерами нарушена.

Математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность и смекалку. Приведем примеры таких заданий. 1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел? 1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел? Какие цифры закрыты карточками? 2. Какие цифры закрыты карточками? 3. Математический лабиринт 3. Математический лабиринтДогони-ка! По этому лабиринту мысленно бегают Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов? По этому лабиринту мысленно бегают Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?

4. Задание на смекалку. 4. Задание на смекалку. Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня. Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня. Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе. Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе. игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе. игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры. В приложении можно увидеть несколько фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока. В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры. В приложении можно увидеть несколько фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ ФРАГМЕНТ УРОКА1. ФРАГМЕНТ УРОКА1. Тема: «Сложение и вычитание 1,2». (закрепление) Тема: «Сложение и вычитание 1,2». (закрепление) Ход урока. Ход урока. II. Закрепление изученного материала. II. Закрепление изученного материала. - Сегодня мы отправляемся в гости к героям разных сказок. Они хотят посмотреть чему вы научились, умеете ли вы решать примеры и задачи. Ребята, мы пойдем по сказочной улице, где в своих сказочных домиках живут герои мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете к кому первому мы пойдем в гости. Не артист, а голосист, Не ездок, а шпоры у ног. Кто это? - Петушок. - Он предлагает нам поиграть в игру «Молчанка». - Он предлагает нам поиграть в игру «Молчанка». Цель: закрепить навыки сложения и вычитания в случаях +1, -1; +2, -2. Цель: закрепить навыки сложения и вычитания в случаях +1, -1; +2, -2. Инструкция: на плакате изображены два одинаковых предмета, внутри одного записаны цифры от 1 – 10, с этими цифрами нужно составить примеры на сложение и вычитание 1, то же самое нужно сделать со случаями +2, -2. Примеры составляются самостоятельно, а по команде учителя, ответ показывают на математическом веере. Инструкция: на плакате изображены два одинаковых предмета, внутри одного записаны цифры от 1 – 10, с этими цифрами нужно составить примеры на сложение и вычитание 1, то же самое нужно сделать со случаями +2, -2. Примеры составляются самостоятельно, а по команде учителя, ответ показывают на математическом веере.

- Петушку понравилось как вы справились с заданием теперь он хочет с вами поиграть с вами в «Прятки с цифрами». Цель: закрепить знания о цифрах 1,2. Инструкция: на доске стоят цифры. Учитель читает загадку о числе, а учащиеся отгадывают цифру, переворачивают ее на доске и записывают в тетрадь.

Почему расстроен Тишка? Почему расстроен Тишка? Где ботинок? Нет ботинка! Где ботинок? Нет ботинка! Тишка сосчитал сперва, Тишка сосчитал сперва, Что ботинок было…(два) Что ботинок было…(два) Сколько бубликов в мешок Сколько бубликов в мешок Положил ты, Петушок? Положил ты, Петушок? - Два, но дедушке дадим, - Два, но дедушке дадим, И останется…(один) и т.д И останется…(один) и т.д

Дидактическая игра «Составь букет». Цель: закрепление вычислительных При объяснении нового материала, можно использовать такие дидактические игры. Цель: закрепление вычислительных При объяснении нового материала, можно использовать такие дидактические игры

Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников Для подтверждения теоретических выводов организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап – это организация пилотажного исследования. На этом этапе решались следующие задачи: Выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр; Выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр; Методы проведения пилотажного исследования – анкетирование. Методы проведения пилотажного исследования – анкетирование. Второй этап – организация формирующего эксперимента. Задачи исследования: Задачи исследования: включение в учебный процесс дидактических игр; включение в учебный процесс дидактических игр; подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментальног о воздействия подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментальног о воздействия

Анализ результатов пилотажного исследования «Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %) «Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %) Тип урока главное, чтобы было интересно с использован ием игры с использованием таблиц, схем, рисунков Количество выборов 51%28%21%

Анализ результатов пилотажного исследования «Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %) «Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %) Приёмы работы Использование игр Работа с учебником Таблицы, схемы, рисунки Количество выборов 67%17%16%

Анализ результатов пилотажного исследования «Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %) «Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %) Частота использова ния не очень часточастоочень часто Количество выборов 43%38%19%

Анализ результатов пилотажного исследования «Как ты относишься к игре на уроке? », (в %) «Как ты относишься к игре на уроке? », (в %) Отношение очень хочется участвовать нет большого желания поддерживать игру игра на уроке - пустая трата времени Количество выборов 87%13%-

Анализ результатов пилотажного исследования «Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? », (в %) «Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? », (в %) Отношение к использо- ванию игры на уроке очень большаябольшая затруднились ответить Количество выборов 64%19%17%

Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

Вывод В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков. В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Литература Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии С. 12 – 14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии С. 12 – 14. Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: Просвещение, Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: Просвещение, Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, 1988.