«Поэт мысли». Получил домашнее образование под руководством Семена Раича, ставшего впоследствии учителем М.Ю.Лермонтова. Изучал латынь и древнеримскую.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фёдор Фёдор Иванович Иванович Тютчев Тютчев
Advertisements

ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ и ТВОРЧЕСТВЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА. Радость и горе в живом упоенье, Думы и сердце в вечном волненье, В небе ликуя, томясь на земли, Страстно ликующей,
Биография Тютчева Фёдора Ивановича
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Федор Иванович Тютчев Н НН Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…
Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой»
Федор Иванович Тютчев История создания стихотворений: «Как неожиданно и ярко…», «Накануне годовщины 4 августа 1864г.»
Министерство Образования Московской области ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский государственный профессионально- педагогический колледж.» Презентация по дисциплине.
Амалия Лерхенфельд Элеонора Петерсон Эрнестина Дернберг Елена Денисьева.
Урок, посвященный любовной лирике Ф.И.Тютчева. Любовь, любовь гласит преданье Союз души с душой родной, Их единенье, сочетанье И поединок …роковой… Ф.И.
Презентация на тему: «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева» 10 класс. Автор: учитель русского языка и литературыАвтор: учитель русского языка и литературы филиала.
Федор Иванович Тютчев Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, - И нам сочувствие дается, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…
Фотогаллерея. Среди любовной лирики Тютчева были и такие стихи, подлинное содержание которых стало известно много позже смерти Тютчева. Теперь мы знаем,
«О, как убийственно мы любим…» История тютчевской любви.
Федор Иванович Тютчев ( ). «… БЕЗУМНАЯ ДУША ПОЭТА ЕЩЕ ЛЮБИТЬ ОСУЖДЕНА…» (Любовная лирика Ф.И. Тютчева – «денисьевский цикл») О ты, последняя.
Любовь в жизни и лирике Ф.И.Тютчева. Федор Иванович Тютчев Любовь, любовь- гласит преданье. Союз души с душой родной- Их съединенье, сочетание И поединок.
. А. М.Крюденер Возлюбленная Ф.И.Тютчева. Портрет работы И. Штиллера 1830-е гг. К. Б. Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил.
Любовные адресаты Тютчева Фёдора Ивановича. Амалии Максимилиановна Лёрхенфельд Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были.
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Портрет работы И. Штиллера 1830-е гг. К. Б. Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое -- И сердцу стало так тепло…
Транксрипт:

«Поэт мысли»

Получил домашнее образование под руководством Семена Раича, ставшего впоследствии учителем М.Ю.Лермонтова. Изучал латынь и древнеримскую поэзию. В 14 лет стал посещать лекции на Словесном факультете Московского университета. В 15 лет избран сотрудником Общества любителей российской словесности. В 16 лет стал студентом Университета.

1821 год – Коллегия иностранных дел (Мюнхен - внештатный атташе российской дипломатической миссии) – 1839 год. С 1848 года – старший цензор в Коллегии иностранных дел. С 1858 по Председатель комитета иностранной цензуры год – тайный советник.

Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер (Мюнхен) – 3 дочери. Эрнестина Дёрнберг, урождённая Пфеффель ( ). Елена Денисьева ( ).

1850 год Смольный институт Е.Денисьевой – 24 года Ф.Тютчеву – 47 лет

Курск, старинная дворянская семья, изрядно обедневшая; Ранняя потеря матери; 2 брак отца; Смольный институт на попечении тетушки, старшей инспектрисы; Внимание мужчин – возможность удачного брака.

Скорый выпуск, ожидание придворных назначений… Выпускница Смольного ждет ребенка! Тетушку спешно выпроводили из института, назначив пенсию; От Елены отказались почти все родственники и знакомые; Отец проклял дочь.

14 лет; 3 детей фамилия отца, но полное отсутствие прав, незаконнорожденные дети приравнивались к крестьянам; «моя живая душа» – «мой Боженька»; Скандалы, истерики, двусмысленное положение; Преждевременная смерть от быстротечной чахотки в 37 лет.

"Твоя любовь, твоя, а не моя, но без этой твоей нет жизни, нет и самого меня". "Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви '...' я сознавал себя". "Всё кончено... Вчера мы её хоронили... Что это такое? Что случилось? О чём это я Вам пишу - не знаю... Во мне всё убито: мысли, чувства, память, всё... Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Сердце пусто, мозг изнеможён. Страшно, невыносимо... Писать более не в силах, да и что писать?.."

Тютчев не оправился от потери до конца жизни; Через 9 месяцев после смерти Лели умирают от скоротечной чахотки их 14летняя дочь и 3летний сын (в один день); «Денисьевский цикл» (около 15стихотворений) считается лучшим, что было написано в жанре любовной лирики.

10е-начало 20х гг 19 века юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии 18 века; конец 20х-40е гг 19 века появление оригинального стиля, сплав одической поэзии 18 века и традиций европейского романтизма; 40е гг почти не пишет; 50е-начало 70х гг Многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и «Денисьевский цикл».

«Тютчеву достаточно несколько строк; солнечные системы, туманные пятна «Войны и мира» и «Братьев Карамазовых» сжимает он… в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо… Толковать Тютчева – превращать алмаз в уголь». Д.Мережковский

философичность; масштабность; склонность к глубоким обобщениям; философские раздумья; трагизм земного существования.

Человек на краю бездны; Катастрофа, борьба и гибель; Тайна и интуиция; Ночь и день; Одиночество; Природа; Земля и небо; Воспоминания; Любовь.

осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели; исповедальность; болезненность чувств. Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье И … поединок роковой… И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец… «Предопределение»

Первой жене спустя 10 лет после ее смерти: Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой… Твой образ милый, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда… «Еще томлюсь тоской желаний…»

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня... «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...» О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел спроси и сведай, Что уцелело от нея?.. И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! «О, как убийственно мы любим!»

Весь день она лежала в забытьи – И всю её уж тени покрывали … Сознательно она проговорила: (Я был при ней, убитый, но живой) «О, как всё это я любила!» Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось – О Господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось... «Весь день она лежала в забытьи...»

Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет - и не может... Нет ни полёта, ни размаху - Висят поломанные крылья - И вся она, прижавшись к праху, Дрожит от боли и бессилья... «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» « Да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем... страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту самую минуту в душе происходит, - этою жизнью, которою вот уже пятый месяц я живу и о которой столько же мало имею понятия, как о нашем загробном существовании, и она-то,она - жизнь моя, с кем так хорошо было жить, так легко и так отрадно, она же обрекла теперь меня на эти невыразимые адские муки..."

Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня, Тяжело мне, замирают ноги... Друг мой милый, видишь ли меня?.. Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня... Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня? «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

жене Эрнестине Тютчевой Все отнял у меня казнящий бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Что б я ему еще молиться мог. «Все отнял у меня казнящий бог»

К.Б. ( баронессе Крюденер) 1870 Я встретил Вас – и всё былое В отжившем сердце ожило. Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло…

Философия Шеллинга (личное общение в Германии): внутренний мир человека и материальный мир природы подобны друг другу; человек родственно связан с мирозданием; искусство – форма интуитивного постижения мира. Тютчев привносит трагическую окраску, противоречивость восприятия мира и человека, образы-символы.

Л.г. пристально и с замиранием сердца вслушивается и вглядывается в бездну; Бездна Космоса, Вселенной безднабездна Бездна в душе человка

Подлинное знание о мире оказывается доступным человеку только в момент разрушения, гибели этого мира. «Роковые минуты» – время, когда стираются границы между миром человека и Космосом. борьба бессмысленна и бесполезна способность человека вести бессмысленную борьбу – залог его нравственной состоятельности

Тайна, скрытая в глубинах Космоса,- непознаваема; Приблизиться к ней человек может путем интуитивного прозрения. Жизнь Космоса таинственной жизни души не только мир непознаваем до конца, но и собственная душа

ночь таинственное, непостижимое, связывающее человека с космическим началом, которое полностью находится вне его воли. день рациональное, логическое, постижимое, подконтрольное нашей воле и рассудку, дневное начало в жизни и в человеке.

Естественное состояние л.г.; Причины не кроются в социальной сфере (поэт-толпа, человек-общество); Природа одиночества – метафизическая – смятение и тоска человека перед непостижимыми загадками бытия; Общение и понимание невозможны в принципе; + мотивы молчания, внутренней сосредоточенности, скрытности. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты. «Silentium!»

Всегда активное действующее лицо; Всегда одушевлена (обращения к земле, к ветру и т.д.); Некая система более или менее понятных человеку знаков и символов космической жизни: – ключ – фонтан связывают мир человеческой души – ветер с мирами природы и космоса – море – радуга – гроза Интерес к переходным состояниям природы: от дня к ночи, от одного времени года к другому.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик! В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… «Не то, что мните вы, природа…» Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. «Природа – сфинкс…»

Вера в особое предназначение России, в ее великую судьбу («Нет, карлик мой!..»); «русский сердцем и душой» (хотя лучшие годы провел за границей); «Истинный защитник России – это история; ею в течение 3х столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу» – Тютчев статья «Россия и Германия». Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить : У ней особенная стать - В Россию можно только верить.

«край родной долготерпенья»; «грустные места»: «бледные березы», «всё голо так и пусто-необъятно»; НО картины скромной русской природы и «бедных селений» у Тютчева одухотворенны и прекрасны – именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души он видит залог спасения России; Эта скромная красота недоступна западному пониманию («Эти бедные селенья»).