КУЛЬТУРА XX ВЕКА. План урока 1. Многообразие национальных культур 2. Культура Востока в XX веке 3. Модернизм и неомодернизм 4. Молодежные контркультуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили: ученицы 11 А класса Зенокина Анна и Зенокина Екатерина.
Advertisements

Выполнил: Гр 15 ТО Расулов Бободжон Vk.Jonik.Jon.
Культура второй половины ХХ в. Иванкина Е., Банникова М., 11 а кл.
Культура XX века.
Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе,
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Модернизм – общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре конца XIX начала XX веков. Модернизм – современный, недавний. Датой зарождения.
Основные направления в искусстве и массовая культура Направления художественного творчества Реализм Модернизм направление в искусстве XX века, характеризующееся.
Новые направления в искусстве во второй половине 20 - начале 21 вв.
Культура XX века.
Тема урока: «Культура «Культура XX века» 900igr.net.
Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Модерн называли стилем "эпохи промышленного капитализма".
Корендович Татьяна, ученица 9 кл МОУ СШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Подготовила ученица 9-В класса МБОУ ЦО 27 г. Тулы Фатеева Мария.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Политический экстремизм - сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Воспитание как педагогический процесс.
Культура Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура.
Транксрипт:

КУЛЬТУРА XX ВЕКА

План урока 1. Многообразие национальных культур 2. Культура Востока в XX веке 3. Модернизм и неомодернизм 4. Молодежные контркультуры 5. Развитие науки и техники 6. Роль средств массовой информации

1. Многообразие национальных культур Быстрый технический прогресс в начале XX века, события первой мировой войны и последующие социально-политические потрясения оказали влияние на появления нового этапа в художественной жизни – неомодернизма. Обращение к истокам народного творчества, древним, архаическим культурам и примитиву положило начало такому направлению, как примитивизм. Во Франции группа художников стала родоначальницей кубизма, акцентировалось внимание на изображении мира в виде взаимосвязанных геометрически правильных фигур.

1. Многообразие национальных культур В Италии зародился футуризм. Представители этого стиля стремились передать динамику движения, перемены. Кроме того, в этот период возникли такие течения, как абстракционизм, сюрреализм. Во второй половине XX века получило распространение постмодернистское направление. В литературе ведущее место занял реализм, В котором можно выделить течения психологического реализма (У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг), интеллектуального реализма ( драматург Б. Шоу, Г. Уэллс, Б. Брехт, К. Чапек), социалистического реализма (М. Горький).

1. Многообразие национальных культур В межвоенный период появляются произведения антивоенной направленности, и в ряде стран Запада многие писатели и поэты призывают к поддержке революционных идей (в Германии – Б. Брехт, Испании – Г. Лорка, во Франции – Р. Ролан, А. Барбюс). Широкое распространение получил в литературе жанр социальной утопии ( Д. Оруэлл, О. Хаксли).

2. Культура Востока в XX веке XX век век радикальных сдвигов, сопряженных с "пробуждением" народов Востока, век обретения ими политической независимости и активного вовлечения в систему мирового хозяйства Это век вызова традиционным идеалам, век сомнений в ценностях национальной культуры, век пересмотра устоев жизни, в том числе и духовных. Однако процесс формирования новых явлений духовной жизни на Востоке часто совершается с позиций культуры прошлого. Традиционные стереотипы мироощущения затрудняют видение новых путей к более развитым формам организации общества.

2. Культура Востока в XX веке Академик Н. И. Конрад выделил основные приемы сравнительно- типологического исследования культур Во- стока и Запада: сопоставление тех сторон культур, которые наблюдались в одни и те же исторические периоды; сравнительное изучение явлений культур, существующих вне какой- либо исторической общности; открытие типологической общности, возникшей независимо, под воздействием общеисторических закономерностей; изучение связей культур и их взаимовлияния.

2. Культура Востока в XX веке В развитии культуры народов Востока нашла отражение их многоукладная социальная структура и многообразие различных концепций культуры, непосредственно или опосредованно входящих в идейно-теоретическую структуру идеологии национализма. Типологическая общность культур, освободившихся в XX веке народов Востока, выражается в общих подходах к кардинальному вопросу о соотношении внешних влияний (инонациональная культура) и национального культурного наследия (включая религиозные представления и культы).

2. Культура Востока в XX веке В ходе борьбы идей по этому вопросу четко оформились три основные направления. Консервативные силы возродили представления о привнесенной культуре как о чуждой и враждебной их народу, западная культура объявлялась "индустриальной", "материалистической", даже "сатанинской". Отсюда апология национального духовного наследия (а часто и определенной религии) как основы возрождения и развития самобытной отечественной культуры. Эти изоляционистские принципы сковывали творческие возможности деятелей культуры. Представители национальной интеллигенции, рассматривали национальное культурное наследие как выражение отсталости, невежества, деградации и превозносили западную цивилизацию как единственно прогрессивную. Бывший президент Индии С. Радхакришнан еще до завоевания Индией независимости писал, что "они смотрят на культурную эволюцию Индии как на печальную сцену разлада, безумия и суеверия".

2. Культура Востока в XX веке Представители этого течения способствовали проникновению во многие области национальной культуры идей философии экзистенциализма и модных течений в области эстетики сюрреализма, абстракционизма, модернизма. Выразители третьего направления отстаивали самостоятельную ценность как западной цивилизации, так и национального культурного наследия и необходимость их "синтеза" в ходе развития национальной культуры. Отметим, что даже М. Ганди, в свое время придерживавшийся нигилистического подхода к западной цивилизации, которую именно он именовал "сатанинской", вскоре после завоевания Индией независимости провозгласил необходимость преодоления "культурной изоляции". Именно он приветствовал создание ЮНЕСКО, организации, призванной содействовать обмену культурными ценностями и культурному сотрудничеству между народами.

3. Модернизм и неомодернизм Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

3. Модернизм и неомодернизм Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона.

3. Модернизм и неомодернизм В широком смысле модернизм «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

3. Модернизм и неомодернизм Формообразующий и композиционный потенциал неомодернизма остался далеко не исчерпанным, а в части тщательности анализа и строгости учета функциональных требований при проектировании он сохранил преимущества и перед хай-теком и перед постмодернизмом. В связи с этим совсем не случайно в конце 70-х гг. интерес к модернизму возрождается, а в 80-е он вновь выходит на арену мировой архитектуры под именем неомодернизма. Сохраняя достоинства модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в традиционное для современного движения противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки.

3. Модернизм и неомодернизм Сохраняя приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по отношению к цвету: это не всегда «белая архитектура», активно применяются и другие цвета спектра, хотя, например, выдающейся мастер неомодернизма Ричард Майер (Richard Meier ) хранит преданность белому цвету, считая, что «белый цвет - иллюзорный символ непрерывности развития», и возводит в свои неизменно белые элегантные крупные общественные здания в центрах Парижа, Гааги, Лос- Анжелеса и др. крупнейших городов.

3. Модернизм и неомодернизм Развитие неомодернизма происходит на фоне продолжающего сохранять для широкой публики (и части профессионалов) привлекательность постмодернизма. В то же время европейская критика признаёт за постмодернизмом преимущества в большей гуманности и эмоциональной насыщенности.. Решающее значение для формирования неомодернизма сыграло начавшееся в 70-е гг. проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х гг., приведшее в 80-е к серьёзному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым заимствованиям.

4. Молодежные контркультуры Развитие массовой культуры определило формы поведения молодежи. Стремление «не быть, как все», а быть кем-то» привело к росту многообразия молодежных контркультур. В 1960-х годах развивалось движение битников. Его основателем стал Д.Керуак. У Керуака появились последователи – молодые люди из обеспеченных семей, увлекающихся бродяжничеством, свободной любовью.

4. Молодежные контркультуры Ореол романтизма, созданный вокруг битников, породил направление авангардистской музыки – бит. Развитием битничества стало движение хиппи, охватившее все развитые страны. Хиппи ориентировались на самопознание и саморазвитие. Они отличались аполитичностью, игнорировали власть, отказывались от обладания собственностью, семьи.

4. Молодежные контркультуры В 1960-х годах в США и Англии появилось движение рокеров. Рокеры – выходцы из неблагополучных семей, молодежь 15 – 25 лет. Типичная одежда рокеров – кожаная куртка со значками и надписями, поношенные джинсы и грубые башмаки. Особое значение рокеры придавали мотоциклам, мастерству вождения. Их излюбленные места встреч – клубы, бары, пивные. Субкультура скинхэдов зародилась в Англии в к н.1970-х гг. Скинхэдов отличала приверженность расизма, нетерпимость к представителям иных субкультур. Многие скинхэды объединились в неофашистские группы.

4. Молодежные контркультуры В к х гг. в Англии и США сложилась субкультура панков. Они выглядели мужественно, даже грубовато. Они шокируют окружающих необычным внешним видом – странными прическами, окрасом волос, экзотической одеждой, в которой преобладают мотивы потустороннего мира, вампиризма и насилия. В 1980-х гг. появилась субкультура – яппи – молодые люди ориентированные на успех. А в 1990-х гг. приобрела популярность субкультура рейва. Это культура молодежных дискотек, дискоклубов.

5. Развитие науки и техники Развитие науки и техники в XX веке носило противоречивый характер. Стремительно шло развитие новых отраслей промышленности. Современный мир техники олицетворяют компьютеры, космические станции, сверхзвуковая авиация, мировая информационная сеть. Появление бытовой техники изменило повседневную жизнь человека.

5. Развитие науки и техники Определенная часть научно-технических достижений используется для военной промышленности (ракетная техника, атомная энергия и др.). Создание оружия массового поражения и наличие его в большом количестве в мире объективно создало реальную угрозу существованию человечества.

6. Роль средств массовой информации Изобретение в конце XIX века кинематографа положило начало новому виду творчества – киноискусству. С внедрением в повседневную жизнь радио, а с х годов телевидения, культура стала массовой, направленной на максимальное удовлетворение интересов и вкусов потребителей. Массовую культуру называют феноменом XIX века, она занимает важное место в духовной жизни современного общества. Однозначно оценить это явление нельзя.

6. Роль средств массовой информации Так, с одной стороны, продукция массового потребления (телесериалы, мелодрамы, триллеры и др.), обладая невысокой художественной ценностью, ведет к интеллектуальной деградации, с другой – возникла возможность через различные виды телевизионных программ выносить на обсуждение вопросы, связанные с экологией, наркоманией, преступностью и др.

6. Роль средств массовой информации Средства массовой информации (прежде всего телевидение и аудио-, видеопродукция) позволяют с помощью различных приемов формировать у населения схематичный образ врага или политического лидера, отвечающего интересам определенной социальной группы или элиты страны. Часто увиденная на экране манера одеваться и услышанные там выраженья становятся образцом для подражания. Однако не следует преувеличивать влияние средств массовой информации на людей. Есть много примеров того, что усилия средств массовой информации приводят к обратному эффекту.