Педагогические технологии в дошкольном образовании Составитель: Фитё Е.В. Должность: старший воспитатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
Advertisements

Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
«И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Материалы педагогического совета 3 от 16 января 2012.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Толстикова О. В., доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО СО « ИРО.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых в инициативе «Наша новая школа» Условия достижения нового современного качества.
Инновационные педагогические образовательные технологии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Понятие «технология». Признаки и виды технологий Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.
26 января 2011 года Единый методический день Хафизов В.М., заместитель директора Сигаевской школы.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
ПРОГРАММА МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЯ Сущность, смыслы, специфика.
Технология проведения мастер-класса. Мастер-класс является одной из форм эффективного профессионального обучения педагогов Мастер-класс характеризуют.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА 2: Принципы отбора педагогических технологий.
Игровые технологии в образовательном процессе детского сада Валяс М.О., педагог-психолог Тамбов 2015.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
Транксрипт:

Педагогические технологии в дошкольном образовании Составитель: Фитё Е.В. Должность: старший воспитатель

«Технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Педагогическая технология - «….универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию». Я.А. Каменский

ЯДРО ТЕХНОЛОГИИ Результат Средства, правила их использования Цель

Результат технологии образования - процесс становления личности, Результат технологии обучения – усвоение опыта, Результат педагогической технологии – гарантированное достижение педагогического результата и в процессе образования, и в являющемся его частью процессе обучения.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ( научная база технологии, те психолого - педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент ) СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( цели и содержание обучения и воспитания ) ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( формы, методы, средства, условия организации образовательного процесса, результаты )

ПРИЗНАКИ, ПРИСУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИЗНАКИ диагностическое целеобразование результативность ( эффективность ) поэтапная проектируемость ( алгоритмичность ) экономичность ( оптимальность ) целостность ( системность ) научность ( концептуальность ) новизна ( современность )

Педагогические технологии как: - сочетание определенных методов и приемов (совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер).

Педагогические технологии как: - совокупность способов организации учебно- познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). - упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результатов в изменяющихся условиях образовательно - воспитательного процесса

Педагогические технологии как: - инструментарий (система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения - процесс (научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесс

Педагогические технологии как: - модель (совместная педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и педагога; учебный процесс, гарантирующий получение запланированного результата; - научное направление (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения).

Педагогические технологии как мастерство каждого педагога: - педагогические технологии на уровне проектирования могут быть массовыми и универсальными, на уровне реализации - только авторскими (при обладании педагогом высокой профессиональной культурой) - каждый педагог фактически работает по своим индивидуальным технологиям, хотя технологии следует выводить за пределы индивидуального мастерства и представить их как мало зависящие от личности конкретного педагога; - педагогические технологии связаны с педагогическим мастерством, совершенное владение технологиями и есть мастерство (а педагогическое мастерство в свою очередь ­высший уровень владения педагогическими технологиями); технологии определяются личностными параметрами педагога, мастерство педагога - синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения: Технологии обучения:Методики обучения: технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания; Методики носят предметный характер, реализуются на определенном учебном предмете, зависят от его содержания технологии дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми методика не обещает педагогу гарантированных результатов технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инструментальностью методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью

Основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения: Технологии обучения:Методики обучения: технология отвечает на вопрос: «Как учить?» методика ­ на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников в методике сильно влияние личных характеристик и мастерства педагога.

Каждую педагогическую технологию характеризуют: - концептуальность (в основе каждой технологии лежит ее научная концепция, включающая философское, психоло­гическое, социально-педагогическое обоснование дости­жения образовательных целен); - системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность); - содержательность (набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии); - алгоритмuзированность (определенная организация и само­ организация деятельности педагога, направленная на выпoлнeниe им проективной и конструктивной функции); - процессуальность (развертывается процесс учебной деятельности); - управляемость (возможность диагностического планирования, проектирования образовательного процесса, варьирование средствами и методами для коррекции результатов, опора на структуру деятельности);

Каждую педагогическую технологию характеризуют: - ситуативность (теоретические основы технологии представляют собой общую схему, которая не может быть ре ализована в чистом виде, она должна быть адаптирована конкретному учебно- воспитательному процессу; в результате педагог создает собственную интерпретацию изначального теоретического конструкта, на основе идеальной модели возникают различные варианты, разрабатываемы отдельными педагогами); - воспроизводимость педагогического процесса и педагогических результатов (возможность применения технологии других условиях и другими субъектами); - эффективность (обязательное достижение запланированного результата; отношение результата к количеству израсходованных ресурсов); - гибкость (возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия детей); - динамичность (возможность развития или преобразования технологии); - диагностичность описания цели.

Показатели технологичности деятельности педагога: Наличие четкого представления о педагогической цели; Осознание последовательности шагов на пути к цели и тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи; Наличие определенности профессиональных действий, выраженной в четком ощущении, осознании, понимании меры необходимого и достаточного приложения педагогических усилий.

Классификация педагогических технологий 1 подход: Жесткие технологии:Мягкие технологии: Жесткие технологии - это такие педагогические технологии, которые максимально приближены к идеалу алгоритмизированной и запрограммированной деятельности, гарантирующей посредством четких пошаговых предписаний достижение результата в соответствии с поставленной целью, как правило связанной с развитием или формированием социальных свойств (качеств) личности. Детально должны быть определены условия, возможности и границы её применения, представленные в контексте поставленной педцели всеми элементами педпроцесса ( субъектами, содержанием, формами, методами и средствами обучения). Мягкие технологии - это такие педагогические технологии, которые содержат гибкие рекондации, способствующие обеспечению возможности само- развития, самореализации, раскрытия творческого потенциала ребенка с помощью имеющихся педагогических возмож­ностей. Мягкие педагогические технологии лежат в основе личностно - ориентированного образования, опирающегося на принцип свободы в педагогической работе с детьми

Классификация педагогических технологий 2 подход: По целям обучения педагогические технологии делятся на технологии: Технологии традиционного обучения (передача ЗУН). Личностно – ориентированные технологии развивающего обучения (развитие личности воспитанника, интереса к познанию, умения нестандартно мыслить). По содержанию: Технологии алгоритмического характера (передача основного минимума). Технологии продуктивного характера (творческий уровень осмысления получаемого содержания, например технология проектов). По методам обучения: Оптимизации ВО процесса (эффективный подбор методов, приёмов, средств обучения). Адаптивного обучения (характер взаимодействия педагога с каждым ребёнком независимо от его возможностей). Интерактивного обучения (интерактивных игр

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Деятельностная активность Индивидуализация Свобода личного выбора Рефлексивность Партнерское взаимодействие

Принцип деятельностной активности Заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Обучающийся становится субъектом деятельности благодаря тому, что он включается в различные виды деятельности, в решение проблемных ситуаций, в совместный коллективный поиск решения задач.

Принцип индивидуализации деятельности Направлен на создание наиболее благоприятных условий реализации каждым ребенком целей образования. В содержание принципа индивидуализации входят доступность, последовательность, целостность обучения, реализация которых возможна путем структурирования содержания.

Принципы рефлексивности, партнерского взаимодействия, свободы личного выбора Определены условия для творческого подхода к организации взаимоотношений между педагогом и детьми

В основании классификации - системно-деятельностный подход А. И. Иваницкий, А. Лисина, П. И. Самойленко Группы технологий Т. И. Шамова технологии проблемного обучения; технологии развивающего обучения; технологии дифференцированного обучения; технологии концентрированного обучения; технологии модульного обучения; технологии, построенные на основе дидактических игр; технологии активного (контекстного) обучения. личностно ориентированные технологии обучения; технология разноуровневого обучения; адаптивная система обучения; технология модульного обучения; личностно ориентированные технологии воспитания; технологии, построенные на принципах системно- деятельностного подхода в организации обучения.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ новые педтехнологии обеспечивают саморазвитие ребенка и педагога, творческую активность и широкое введение методических инноваций в педагогический процесс; особое внимание при проектировании педтехнологий уделяется интеграции учебной, познавательной, организационной, методической деятельности со стороны педагога в рамках единого педпроцесса; ведущим принципом в проектировании педтехнологии является и должна быть активность самого ребенка, что предъявляет новые требования к мотивации деятельности, готовности будущего ученика; качественно новое понимание и многоаспектная реализация принципа наглядности, предусматривающая методы познавательной деятельности; сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной деятельности. В. М. Монахов

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ необходимость внедрения системно-деятельного подхода; потребность в осуществлении личностно ориентированного взаимодействия, замены малоэффективного вербального способа передачи знаний; возможность проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, обеспечивающих гарантированные результаты педагогического процесса и снижающих негативные последствия работы малоквалифицированного педагога. В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко

ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ НЕОБХОДИМО: первоначальное накопление новых технологий, стихийные эксперименты, появление частей технологий при фрагментарном их использовании в методической работе, на занятиях, в игровой, познавательной, творческой деятельности детей; систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов; формирование нового видения социально-педагогического процесса, преобразовательная деятельность педагогов, при которой каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности; профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе; создание научно-методического обеспечения обновления содер­ жания педагогического процесса и педагогических технологий.