Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 октября.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Advertisements

Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Подготовила: Мамонтова О.П. - методист 2014 г. СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад 3 «Красная Шапочка»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Родителям о ФГОС дошкольного образования
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации От 17 октября 2013 г 1155 Старший воспитатель МБДОУ 18 Пустовойтенко Алла Леонидовна.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1155 ОТ Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ Развивающая предметно-пространственная среда Презентацию подготовили: Воспитатель первой.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 октября 2013г 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014года.

1. Общие положения 1.1. Настоящий Федеральный государственный стандарт представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основании которых заложены следующие принципы: 1) поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка.

1.3. В стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка; 2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; 2)полноценное проживание ребенком всех этапов детства; 3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; 4)поддержка инициативы детей в разных видах деятельности; 5)сотрудничество Организации с семьей; 6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; 7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8)Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1 ) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре, результатам их усвоений; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации.

1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач: Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от пола, нации, языка, социального статуса и др. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, формирования предпосылок учебной деятельности; Обеспечение вариативности и содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей; Формирование социокультурной среды, соответствующей индивидуальным, возрастным, физиологическим и психологическим особенностям детей.

1.7. Стандарт является основой для: Разработки Программы; Разработки вариативных программ; Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание муниципальной услуги в сфере дошкольного образования Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта Формирование профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; Оказание помощи родителям(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к : Структуре Программы и ее объему; Условиям реализации Программы Результатам освоения Программы 1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб получению образованию на русском языке.

2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. 2.2.Структурные подразделения (группы) могут реализовывать разные программы Программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста 2.4. Программа направлена на: - создание условий развития ребенка - создание развивающей образовательной среды

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и учетом требований примерных программ Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития: 1)Социально-коммуникативное развитие; 2)Познавательное развитие; 3)Речевое развитие; 4)Художественно-эстетическое развитие; 5)Физическое развитие Конкретное содержание данных образовательных отраслей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) Предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) Характер взаимодействия со взрослыми; 3) Характер взаимодействия с другими детьми; 4) Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе Программа состоит из образовательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения стандарта. ( В части, формируемой участниками процесса, должны быть представлены выбранные или разработанные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы)

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательного процесса, не более 40% Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел включает в себя общее содержание Программы, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, включать распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды.

2.12. В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом Стандарта, если она не соответствует ни одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием, выбранных участниками образовательных отношений, программ, методик, форм организации образовательной работы Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей детей и доступна для ознакомления. В презентации указываются: возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа; используемые примерные программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

3. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования 3.1.Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде 3.2.Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1)Уважение к человеческому достоинству; 2)Использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; 3)Ориентированное взаимодействие на интересы и возможности каждого ребенка 4)Положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу 5)Поддержка инициативы и самостоятельности детей 6)Возможность выбора материала, видов активности; 7)Защита детей от всех форм психического и физического насилия

При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения следующих образовательных задач: 1) Индивидуализации образования; 2) Оптимизации работы с группой детей. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей Наполняемость групп определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, с учетом специфики Программы.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1) Обеспечение материального благополучия через : - непосредственное общение с каждым ребенком; -уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям. 2) Поддержку индивидуальности и инициативы детей через: - создание условий детьми свободного выбора деятельности, участников деятельности; - создание условий для принятия решений детьми, выражения своих мыслей и чувств; - не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и др.) 3) Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации - развитие умения работать в группе сверстников.

4) Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым и более опытными сверстниками через: -Создание условий для овладение культурными средствами деятельности; -Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; -Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; -Оценку индивидуального развития детей. 5) Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) Профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) Консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей; 3) Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы При создании условий для работы с детьми- инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Организация должна создавать возможности: -для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам; -для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы; -для обсуждения с родителями вопросов, связанных с реализацией Программы.

3.2.9.Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН Требования к развивающей предметно-пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также их уединения Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных, климатических условий, возрастных особенностей детей Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, необходимые для реализации Программы.

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы: Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно- хозяйственными работниками организации. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих Педагогические работники, реализующие Программу должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

3.5.Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают: 1)требования, определяемые в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; 2)требования, определяемые правилами пожарной безопасности 3)требования к средствам обучения и воспитания; 4)оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной средой; 5)требования к материально-техническому обеспечению Программы 3.6. Требования к финансовым условиям реализации Программы Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных, частных организаций осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

3.6.2.Финансовые условия реализации Программы должны: Обеспечивать возможность выполнения требований стандарта к условиям реализации и структуре программы Обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей Отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования

Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

4. Требования к результатам освоения основной образовательной Программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с результатами других детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: - Построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации -Решения задач: * формирования Программы; *анализа профессиональной деятельности; * взаимодействия с семьями - Изучения характеристик образования детей от 2 месяцев до 8 лет - Информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: 1 Аттестацию педагогических кадров 2 Оценку качества образования 3 Оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга 4 Оценку выполнения муниципального задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания. 5 Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации

4.6. К целевым ориентирам образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: В младенческом и раннем возрасте: Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; Использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими; Владеет активной речью, включенной в общение; Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в действиях; Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями, подражает им; Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбрать род занятий, участников по совместной деятельности. Обладает установкой положительного отношения к миру, способен договариваться, учитывать интересы других. Обладает развитым воображением, которое выражается в разных видах деятельности, умеет подчиняться нормам и правилам. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания.

4.7. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования 4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации

Спасибо за внимание!