Литература рубежа XIX – XX веков П. А. Бородин. Основные литературные течения того времени Натурализм (как своеобразная стадия в развитии реалистического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Натурализм Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis «природный, естественный») поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца.
Advertisements

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.
ЛИТЕРАТУРА XIX век в зеркале художественных исканий.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Поздний романтизм - направление в литературе, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных, фантастических обстоятельствах.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Э. ХЕМИНГУЭЙ. Общая характеристика зарубежной литературы 20 века Эпоха 20 в. в литературе противоречива, она отразила весь.
Духовный мир человека и деятельность. Деятельность в сфере духовной культуры.
Проблема кризиса культуры И её осмысление в экзистенциализме, фрейдизме, неофрейдизме.
Моя любимая книга Исполнитель: учащ ая ся 6 «б» класса Комарова Софья Сергеевна Научный руководитель: Примерова Любовь Федоровна МКОУ СОШ 6 с УИОП.
Символизм Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в х гг. и достигшее наибольшего развития.
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк Выполнила ученица 4 класса Б Соболь Анна.
Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее.
Художественная культура начала ХХ века
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. 10 класс.
Бернард Шоу – творец интеллектуального театра XX века Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее… Выполнила: ученица 11 класса.
XIX век в зеркале художественных исканий. Зарубежная литература. урок по новой истории 8 класс Автор: Лялина Людмила Павловна.
Транксрипт:

Литература рубежа XIX – XX веков П. А. Бородин

Основные литературные течения того времени Натурализм (как своеобразная стадия в развитии реалистического искусства) Натурализм (как своеобразная стадия в развитии реалистического искусства) Различные направления в МОДЕРНИЗМЕ (символизм, неоромантизм и др.) Различные направления в МОДЕРНИЗМЕ (символизм, неоромантизм и др.)

Натурализм Натурализм поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала XX века. Философским обоснованием натурализма служили теория эволюции Ч. Дарвина, философский позитивизм О. Конта, эстетические построения Ипполита Тэна. Последний заявил, что «порок и добродетель суть те же продукты, что сахар и купорос».

Натурализм (2) Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято.

Натурализм (3) Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев. Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев. Естественнонаучное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов к сомнениям в наличии у человека свободной воли. Естественнонаучное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов к сомнениям в наличии у человека свободной воли.

Натурализм (4) Ключевое отличие натурализма от реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которыми управляют животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально- экономические реалии. Ключевое отличие натурализма от реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которыми управляют животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально- экономические реалии.

Эмиль Золя (1840, Париж 1902, там же) французский писатель. Автор 20-томной эпопеи «Ругон- Маккары»; в частности, романа «Жерминаль».

Джордж Бернард Шоу ( ) британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы.Нобелевской премии в области литературы Общественный деятель (социалист-«фабианист», сторонник реформы английской письменности). Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Дж. Б. Шоу (2) Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925), и премии «Оскар» (1938), за сценарий фильма «Пигмалион»).

Теодор Драйзер , американский писатель и общественный деятель. Автор романов «Сестра Керри», «Финансист», «Американская трагедия».

МОДЕРНИЗМ Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм явление интернациональное, состоящее из разных школ. Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм явление интернациональное, состоящее из разных школ. Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с культурно- литературной традицией вообще. Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с культурно- литературной традицией вообще.

Модернизм (2) Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, интерес к пуговице на пальто персонажа, а не к его душевному состоянию. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности. Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, интерес к пуговице на пальто персонажа, а не к его душевному состоянию. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Модернизм (3) Модернизм искусство дегуманизированной эпохи (термин испанского философа Хосе Ортеги-и- Гассета); отношение к гуманистическим ценностям в модернизме неоднозначно, но мир у модернистов предстает в жестком, холодном свете. Модернизм искусство дегуманизированной эпохи (термин испанского философа Хосе Ортеги-и- Гассета); отношение к гуманистическим ценностям в модернизме неоднозначно, но мир у модернистов предстает в жестком, холодном свете.

«Всё, что меня не убивает, делает меня сильнее» Фридрих Вильгельм Ницше ( ) немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения. Ницшеанство имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно- философского сообщества.

Фридрих Ницше (2) «Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?» «Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?» «Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех». «Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех». «Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни». «Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни».

Основные произведения «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» «Весёлая наука» «Весёлая наука» «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» «Антихрист. Проклятие христианству» «Антихрист. Проклятие христианству» «Это - человек. Как становятся сами собою» «Это - человек. Как становятся сами собою»

СИМВОЛИЗМ Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, и в России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, и в России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.

Символизм (2) Символисты использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Символизм (3) К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. Символизм стал первой теоретической попыткой самих декадентов осознать себя, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Символизм стал первой теоретической попыткой самих декадентов осознать себя, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Иногда в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Иногда в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой.

ШАРЛЬ БОДЛЕР ( ) поэт и критик, классик французской и мировой литературы. Автор «Цветов зла»

Артюр Рембо ( ) французский поэт, один из основоположников символизма, представитель группы «прóклятых поэтов».

«Пьяный корабль» (фрагмент) «Я узнал, как в отливах таинственной меди Меркнет день и расплавленный запад лилов, Как подобно развязкам античных трагедий Потрясает раскат океанских валов. Снилось мне в снегопадах, лишающих зренья, Будто море меня целовало в глаза. Фосфорической пены цвело озаренье, Животворная, вечная та бирюза…» (Перевод П. Антокольского) «Я узнал, как в отливах таинственной меди Меркнет день и расплавленный запад лилов, Как подобно развязкам античных трагедий Потрясает раскат океанских валов. Снилось мне в снегопадах, лишающих зренья, Будто море меня целовало в глаза. Фосфорической пены цвело озаренье, Животворная, вечная та бирюза…» (Перевод П. Антокольского)

ПОЛЬ ВЕРЛЕН ( ) французский поэт. Один из основоположников литературного импрессионизма и символизма. Автор «Осенней песни»

Марсель Пруст ( ) французский писатель. Один из самых значительных писателей XX века. Основное произведение Пруста семитомная эпопея «В поисках утраченного времени».

Морис Метерлинк ( ) бельгийский писатель, драматург и философ. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911 год. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвященной вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия.

ОСКАР УАЙЛД ( ) английский поэт, писатель, эссеист. Один из самых знаменитых драматургов своего времени. Наиболее известен своими пьесами, полными парадоксов, крылатых фраз и афоризмов, а также романом «Портрет Дориана Грея».

Джеймс Джойс ( ) ирландский писатель и поэт, представитель модернизма. Автор романа «УЛИСС» и др. произведений

Отражение философии экзистенциализма в литературе Экзистенциальная философия это философия бытия человека. Экзистенциальная философия это философия бытия человека. В этом философском направлении нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. В этом философском направлении нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

Жан-Поль Сартр ( ) французский философ и литератор, представитель экзистенциализма. Автор романа «Тошнота» и др. произв. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).

Альбер Камю ( ) французский писатель и философ, представитель экзистенциализма. Автор романов «Чума», «Посторонний» и др. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

НЕОРОМАНТИЗМ Течение в литературе рубежа XIXXX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. Течение в литературе рубежа XIXXX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. Может быть определён как возрождение литературных настроений первой четверти XIX века в Европе. Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма. Может быть определён как возрождение литературных настроений первой четверти XIX века в Европе. Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.

Неоромантизм (2) Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе ("Остров сокровищ" Р. Л. Стивенсона, рассказы и повести Джека Лондона). Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе ("Остров сокровищ" Р. Л. Стивенсона, рассказы и повести Джека Лондона).

Основные представители Джек Лондон Майн Рид Жюль Верн Артур Конан Дойль Редьярд Киплинг Джозеф Конрад Рафаэль Сабатини

На ком и на чем заканчивается «большая литература»? «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». «Мир хорошее место, и за него стоит драться…» «Мы становимся крепче там, где ломаемся». «По-настоящему непоправима только смерть».

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899 – 1961) «Прощай, оружие!» - натурализм? «Прощай, оружие!» - натурализм? «Снега Килиманджаро» - неоромантизм? «Снега Килиманджаро» - неоромантизм? «Старик и море» - символизм? «Старик и море» - символизм? «Реалист» или «модернист»? Мыслитель или солдат? «Реалист» или «модернист»? Мыслитель или солдат? БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ ВСЕГДА ШИРЕ ЛЮБЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ ВСЕГДА ШИРЕ ЛЮБЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

«СТАРИК И МОРЕ» Повесть, исполненная глубочайшего смысла. На этой точке заканчивается история литературы… И начинается литература современности.